Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2012 по делу n А26-3047/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

30 июля 2012 года

Дело №А26-3047/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     26 июля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  30 июля 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Фокиной Е.А.

судей  Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  Ганичевой В.А.

при участии: 

от заявителя:  Максимихина А.С. по доверенности от 10.01.2012 № 98-ГД.

от ответчика:  Савицкой А.Ф. по доверенности от 23.07.2012 № 155, Вирки Ю.К. по доверенности от 23.07.2012 № 155.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-10538/2012) Государственного бюджетного учреждения Республики Карелия Сортавальская районная станция по борьбе с болезнями животных на решение  Арбитражного суда  Республики Карелия от 28 апреля 2012 года  по делу № А26-3047/2012 (судья Таратунин Р.Б.), принятое

по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу

к Государственному бюджетному учреждению Республики Карелия Сортавальская районная станция по борьбе с болезнями животных

о привлечении к административной ответственности

установил:

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу (185031, Республика Карелия, Петрозаводск, ул. Мурманская, д. 22, далее – Управление Россельхознадзора) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, в котором просило привлечь государственное бюджетное учреждение Республики Карелия «Сортавальская районная станция по борьбе с болезнями животных» (186790, Республика Карелия, Сортавала, Выборгское шоссе, д. 105, далее – учреждение) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

            Решением от 28.04.2012 заявление Управления Россельхознадзора удовлетворено, Учреждение привлечено к административной ответственности по   части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде  штрафа в размере 40 000 рублей.                     Не согласившись с решением суда, Учреждение направило и поддержало в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой просило решение от 28.04.2012 отменить. Податель жалобы считает, что применение лекарственных средств для оказания лечебной и профилактической помощи животным не является фармацевтической деятельностью, на осуществление которой получение лицензии не требуется. Учреждение, ссылаясь на разъяснения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, размещенные на официальном сайте Россельхознадзора  www.fsvp.ru в разделе «регистрация и лицензия», указывает, что требование о наличии лицензии на фармацевтическую деятельность при хранении лекарственных препаратов не распространяется на ветеринарные организации (к которым относятся ветеринарные клиники) и иные организации, осуществляющие разведение, выращивание и содержание животных в случае, если продажа лекарственных средств не предусмотрена Уставом ветеринарных и иных организаций. Указанное, по мнению подателя  жалобы, свидетельствует об отсутствии у суда первой инстанции законных оснований для привлечения учреждения к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

            Управление Россельхознадзора возражало против удовлетворения жалобы, просило решение от 28.04.2012 оставить без изменения.

            Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

            Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 13.02.2012 № 50-Р должностными лицами Управления Россельхознадзора проведена плановая выездная проверка соблюдения государственным бюджетным учреждением Республики Карелия Сортавальская районная станция по борьбе с болезнями животных законодательства в области ветеринарии.

            В ходе проверки установлено, что учреждение осуществляет применение, реализацию и хранение лекарственных препаратов, предназначенных для животных, без специального разрешения (лицензии).

            По результат проверки 16.03.2012 составлен акт № 50.

В этот же день Управлением Россельхознадзора составлен протокол об административном правонарушении № 55, в котором в вину Учреждения вменено нарушение статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, пункта 2 Постановления Правительства РФ «О лицензировании фармацевтической деятельности» от 22.12.2011 № 1081, пункта 4 статьи 55 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ, выразившееся в хранении и реализации лекарственных средств без специального разрешения (лицензии). Действия учреждения квалифицированы по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Поскольку в силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов,  Управление Россельхознадзора обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении учреждения к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В силу подпункта 47 пункта 1 статьи 12 названного Закона фармацевтическая деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (далее соответственно - медицинские организации, обособленные подразделения медицинских организаций), ветеринарные организации, и индивидуальными предпринимателями установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081.

Пунктом 2 данного Положения установлена, что фармацевтическая деятельность включает в себя работы и услуги согласно приложению.

В соответствии с пунктом 2 данного Приложения хранение лекарственных средств для ветеринарного применения включается в перечень работ, услуг, составляющих фармацевтическую деятельность.

Административная ответственность для юридических лиц за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)  предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

            Суд первой инстанции, изучив представленные в дело доказательства, пришел к выводу о доказанности Управлением Россельхознадзора факта осуществления Учреждением деятельности по хранению лекарственных препаратов для ветеринарного применения без специального разрешения (лицензии) и привлек Сортавальскую районную станцию по борьбе с болезнями животных к административной ответственности  по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде 40 000 руб. штрафа.

Между тем, судом не учтено следующее.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Согласно положениям статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 19.04.2012 № 191 «О лицензировании фармацевтической деятельности» территориальные управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору лицензируют розничную торговлю лекарственными препаратами, их хранение, перевозку, отпуск и изготовление, если места осуществления деятельности расположены в регионе деятельности одного территориального управления Россельхознадзора при осуществлении деятельности: ветеринарными организациями, ветеринарными аптечными организациями и индивидуальными предпринимателя.

Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» Федеральная служба Россельхознадзора имеет право, в том числе, давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

Как правомерно отметил податель жалобы, на официальном сайте Россельхознадзора www.fsvps.rud  в разделе «регистрация и лицензирование», Федеральной службой разъяснено, что согласно части 1 статьи 58 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ  «Об обращении лекарственных средств» требование о наличии лицензии на фармацевтическую деятельности при хранении лекарственных средств не распространяется на ветеринарные организации (к которым относятся ветеринарные клиники) и иные организации, осуществляющие обращение лекарственных средств (к которым относятся организации, осуществляющие разведение, выращивание и содержание животных). Реализация лекарственных средств для ветеринарного применения с целью получения прибыли организациями, у которых продажа лекарственных средств не предусмотрена Уставом, является нарушением законодательства РФ.

На данном сайте также имеется ссылка на письмо заместителя министра Министерства сельского хозяйства РФ от 28.02.2012 № ОА-25-21/1471, содержащее аналогичное разъяснение.

Вышеуказанные разъяснения даны Федеральной службой  по  ветеринарному и фитосанитарному надзору в рамках своей компетенции и опубликованы для всеобщего обозрения.

Довод представителя Управления о том, что  вышеуказанное разъяснение противоречит  Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, которое должно соблюдаться   Учреждением, судом отклоняется.

Оснований полагать, что территориальный орган Федеральной службы  Россельхознадзора   не согласен с правовой позицией Россельхознадзора относительно лицензирования такого вида деятельности, как хранение лекарственных средств ветеринарной клиникой, у Учреждения не имелось.

При изложенных обстоятельствах  апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии вины Учреждения,  а, следовательно, и состава вменяемого ему правонарушения.

Отсутствие состава административного правонарушения в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции от 28.04.2012 подлежит отмене.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации,  Тринадцатый  арбитражный  апелляционный  суд

                                ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия  от   28 апреля 2012 года по делу № А26-3047/2012 отменить.

В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по ветеринарному  и  фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской  области  и Ненецкому автономному округу (185031, Петрозаводск, ул. Мурманская, 22) о привлечении государственного бюджетного учреждения Республики Карелия Сортавальская районная станция по борьбе с болезнями животных   (186790,  Республика  Карелия,  г. Сортавала,  Выборгское шоссе, д. 105) к административной  ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Председательствующий

Е.А. Фокина

 

 

Судьи

Л.В. Зотеева

 

 

 А.Б. Семенова

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2012 по делу n А56-54469/2010. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также