Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2005 по делу n А21-2068/05-С1. Отменить решение полностью и принять новый с/а

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

02 декабря 2005 года

Дело №А21-2068/05-С1

Резолютивная часть постановления объявлена  09 ноября 2005 года

Постановление изготовлено в полном объеме  02 декабря 2005 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  М. Л. Згурской

судей  Е. К. Зайцевой, И. В. Масенковой

при ведении протокола судебного заседания:  О. В. Енисейской

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8744/2005)  (заявление) ФГОУ Балтийская Государсвенная Академия Рыбопромыслового флота на решение  Арбитражного суда Калининградской области от 22.07.2005 года по делу №А21-2068/05-С1 (судья А. В. Мялкина),

по иску (заявлению)  Федерального государственного образовательного учреждения Балтийская Государственная Академия Рыбопромыслового флота

к          Западной государственной инспекции пробирного надзора

о          признании незаконным предписания

при участии: 

от истца (заявителя): Артамонова О. П. (доверенность от 25.04.2005 б/н)

от ответчика (должника): не явился.

установил:

            Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Балтийская Государственная Академия Рыбопромыслового флота (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Западной государственной инспекции пробирного надзора (далее - Инспекция) от 16.03.2005 № 30-07-08-06/170.

Решением суда от 22.07.2005 Учреждению отказано в удовлетворении заявления.

В апелляционной жалобе Учреждение просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение при его принятии норм материального права. По мнению Учреждения, в нарушение статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд при вынесении решения руководствовался не положениями Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – Закон № 41-ФЗ), а подзаконными актами – Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731, и Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при производстве, использовании и обращении (далее – Инструкция № 68н), утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 29.08.2001 № 68н, которые не соответствуют Закону № 41-ФЗ.

Апелляционная жалоба  рассмотрена в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в отсутствие представителя Инспекции, извещенной надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения.

В судебном заседании представитель Учреждения доводы апелляционной жалобы поддержал.

Инспекцией представлен отзыв на апелляционную жалобу Учреждения, согласно которому она считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Учреждения - без удовлетворения. В обоснование своей позиции Инспекция указывает на то, что проверке Учреждение подвергнуто в результате реализации органом федерального пробирного надзора полномочий, предусмотренных подпунктом 10 пункта 2 статьи 13 Закона № 41-ФЗ, как организация, использующая драгоценные металлы. По мнению Инспекции, Правила приняты Правительством Российской Федерации в рамках предоставленных ему статьей 11 Закона № 41-ФЗ полномочий, распространяются они на все юридические лица, а ссылка Учреждения на то, что Правила и Инструкция № 68н расширяют сферу применения  Закона № 41-ФЗ, не соответствует действительности.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена проверка Учреждения по вопросу выполнения требований руководящих документов в части организации получения, учета, хранения и проведения инвентаризации драгоценных металлов, содержащихся в материальных средствах, сбора и сдачи в Государственный фонд Российской Федерации драгоценных металлов в виде лома и отходов. По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 28.02.2005 № 7 и вынесено предписание от 16.03.2005 № 30-07-08-06/170 «О нарушениях в организации учета, проведения инвентаризации драгоценных металлов, содержащихся в материальных ценностях, составления государственной отчетности, организации сбора и учета лома, содержащего драгоценные металлы от ликвидации основных средств, приборов и оборудования».

Не согласившись с законностью данного предписания, Учреждение обратилось с заявлением в суд.

Суд, отказывая Учреждению в удовлетворении заявления, исходил из того, что Учреждение не оспаривает наличие в организации изделий, содержащих драгоценные металлы; довод Учреждения о том, что Правила и Инструкция расширили сферу применения Закона № 41-ФЗ и поэтому не подлежат применению, отклонен судом в связи с тем, что указанные нормативные акты изданы министерствами в пределах их компетенции на основании и во исполнение Закона № 41-ФЗ; предписание оспаривается только по тому основанию, что Учреждение не осуществляет деятельность, регулируемую Законом № 41-ФЗ.

Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению по основаниям, изложенным Учреждением в жалобе.

            Обжалуемое предписание вынесено Инспекцией со ссылкой на пункты 2 и 3 статьи 27 Закона № 41-ФЗ.

Из акта проверки от 28.02.2005 № 7, послужившего основанием для вынесения предписания, следует, что Учреждение подвергнуто проверке в связи с использованием основных средств, приборов и оборудования, содержащих в своем составе детали и узлы, изготовленные с применением драгоценных металлов.

Правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота) установлены Законом № 41-ФЗ.

Полномочия Правительства Российской Федерации по регулированию отношений в указанной области определены статьей 11 Закона № 41-ФЗ, согласно которой Правительство Российской Федерации:

1) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения, а также заготовки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней;

2) утверждает в соответствии с федеральными законами планы формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и отпуска его ценностей, а также отчет о пополнении и расходовании за финансовый год ценностей этого Фонда;

3) определяет порядок лицензирования отдельных видов деятельности при пользовании участками недр в целях геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней и их добычи, за исключением порядка выдачи банкам лицензий на осуществление банковских операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, иных операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, порядок которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

4) устанавливает:

порядок учета, хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, а также порядок отчетности о них;

порядок осуществления государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней;

порядок приобретения и зачисления ценностей в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;

порядок формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;

порядок отпуска ценностей из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и порядок их оплаты;

порядок проверки состояния Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации;

порядок опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов;

порядок проведения экономико-правовой экспертизы проектов международных договоров Российской Федерации и соглашений субъектов Российской Федерации с субъектами либо административно-территориальными образованиями иностранных государств и иностранными юридическими лицами в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;

5) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

Указанной нормой право правительства расширять сферу применения Закона № 41-ФЗ за счет включения в перечень подконтрольных государству организаций тех, кто использует в своей деятельности изделия, содержащие драгоценные металлы,  не предусмотрено.

Инструкция № 68н, разработана и принята во исполнение вышеназванного постановления Правительства № 731 и, соответственно, также не может расширять положений Закона № 41-ФЗ.

Перечень подпадающих под контроль государства организаций и индивидуальных предпринимателей определен Законом № 41-ФЗ исчерпывающе в нескольких статьях.

Так, подпунктом 1 пункта 2 статьи 27 Закона № 41-ФЗ, органам государственного контроля (в данном случае - органу федерального пробирного надзора) предоставлено право проводить ревизии, проверки и обследования во всех организациях независимо от форм собственности, добывающих, производящих, перерабатывающих, использующих драгоценные металлы и драгоценные камни, а также проверки использования драгоценных металлов и драгоценных камней индивидуальными предпринимателями, осуществляющими операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Учреждение не осуществляет ни одного вида деятельности, указанного в Законе № 41-ФЗ, не добывает, не производит, не перерабатывает, не использует в своей деятельности драгоценные металлы и драгоценные камни, а также не осуществляет операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Статьей 13 Закона № 41-ФЗ определено, что федеральный пробирный надзор включает в себя:

1) опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом всех ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов отечественного производства, а также указанных изделий, ввезенных на территорию Российской Федерации для продажи;

2) экспертизу оттисков государственных пробирных клейм;

3) контрольные анализы и техническую экспертизу драгоценных металлов, продукции из них, а также лома и отходов драгоценных металлов;

4) экспертизу и диагностику драгоценных камней;

5) экспертизу в соответствии с постановлениями органов дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда;

6) экспертизу музейных и архивных предметов, изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также контроль за обеспечением сохранности указанных предметов;

7) государственную сертификацию драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них;

8) специальный учет организаций, в том числе воинских частей и воинских формирований, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

9) постоянный государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации;

10) периодический государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней во всех организациях, осуществляющих указанную деятельность, в том числе в воинских частях и воинских формированиях, а также у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Согласно распоряжению Инспекции от 15.02.2005 № 15, проверке Учреждение было подвергнуто в результате реализации органами пробирного надзора своих полномочий, предусмотренных подпунктом 10 пункта 2 вышеуказанной статьи Закона № 41-ФЗ. Как следует из текста данного подпункта, он не включает в свой перечень организации, контроль за которыми должен осуществляться исключительно по причине наличия в составе основных средств калькуляторов, компьютеров, кассовых аппаратов и т.д.

Перечень организаций, подпадающих под периодический контроль государства, определен статьей 26 Закона № 41-ФЗ. Периодический контроль может проводиться:

во всех организациях, добывающих, перерабатывающих и использующих драгоценные металлы и драгоценные камни, а также скупающих, принимающих в залог ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, торгующих этими изделиями или оказывающих посреднические услуги в торговле ими, хранящих и экспонирующих изделия (продукцию, материалы) из драгоценных металлов и драгоценных камней, заготавливающих и перерабатывающих лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней;

в организациях, воинских частях и воинских формированиях, осуществляющих деятельность по использованию драгоценных металлов и драгоценных камней, сбору, обработке и сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней;

в отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Заявитель является государственным образовательным учреждением, вид деятельности – предоставление образовательных услуг. Ни одного указанного в Законе № 41-ФЗ вида деятельности, в отношении которого государством введен специальный порядок регулирования, Учреждение не осуществляет.

Таким образом, Закон № 41-ФЗ не содержит положений, в соответствии с которыми Учреждение могло быть подвергнуто проверке в связи с использованием драгоценных металлов и драгоценных камней, следовательно,  оспариваемое предписание в отношении Учреждения вынесено Инспекцией в отсутствие законных оснований.

В нарушение требований статьи 13 АПК РФ, при вынесении решения суд руководствовался не положениями Закона № 41-ФЗ, а подзаконными актами, расширяющими сферу применения данного Закона.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, а апелляционная жалоба – удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 п.2, 270 п.п.4 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

            Решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.07.2005 по делу №А21-2068/05-С1 отменить.

            Признать недействительным предписание Западной государственной инспекции пробирного надзора от 16.03.2005 №30-07-08-06/170.

            Возвратить Федеральному государственному образовательному учреждению профессионального образования Балтийская Государственная Академия Рыбопромыслового флота из федерального бюджета 3.000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

М.Л. Згурская

 

Судьи

Е.К. Зайцева

 

 И.В. Масенкова

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2005 по делу n А56-21589/2005. Прекратить производство по апелляционной жалобе (ст.265, по аналогии со ст.150 АПК),Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также