Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2005 по делу n А21-2068/05-С1. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 02 декабря 2005 года Дело №А21-2068/05-С1 Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2005 года Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2005 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего М. Л. Згурской судей Е. К. Зайцевой, И. В. Масенковой при ведении протокола судебного заседания: О. В. Енисейской рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8744/2005) (заявление) ФГОУ Балтийская Государсвенная Академия Рыбопромыслового флота на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.07.2005 года по делу №А21-2068/05-С1 (судья А. В. Мялкина), по иску (заявлению) Федерального государственного образовательного учреждения Балтийская Государственная Академия Рыбопромыслового флота к Западной государственной инспекции пробирного надзора о признании незаконным предписания при участии: от истца (заявителя): Артамонова О. П. (доверенность от 25.04.2005 б/н) от ответчика (должника): не явился. установил: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Балтийская Государственная Академия Рыбопромыслового флота (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Западной государственной инспекции пробирного надзора (далее - Инспекция) от 16.03.2005 № 30-07-08-06/170. Решением суда от 22.07.2005 Учреждению отказано в удовлетворении заявления. В апелляционной жалобе Учреждение просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение при его принятии норм материального права. По мнению Учреждения, в нарушение статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд при вынесении решения руководствовался не положениями Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – Закон № 41-ФЗ), а подзаконными актами – Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731, и Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при производстве, использовании и обращении (далее – Инструкция № 68н), утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 29.08.2001 № 68н, которые не соответствуют Закону № 41-ФЗ. Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Инспекции, извещенной надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения. В судебном заседании представитель Учреждения доводы апелляционной жалобы поддержал. Инспекцией представлен отзыв на апелляционную жалобу Учреждения, согласно которому она считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Учреждения - без удовлетворения. В обоснование своей позиции Инспекция указывает на то, что проверке Учреждение подвергнуто в результате реализации органом федерального пробирного надзора полномочий, предусмотренных подпунктом 10 пункта 2 статьи 13 Закона № 41-ФЗ, как организация, использующая драгоценные металлы. По мнению Инспекции, Правила приняты Правительством Российской Федерации в рамках предоставленных ему статьей 11 Закона № 41-ФЗ полномочий, распространяются они на все юридические лица, а ссылка Учреждения на то, что Правила и Инструкция № 68н расширяют сферу применения Закона № 41-ФЗ, не соответствует действительности. Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена проверка Учреждения по вопросу выполнения требований руководящих документов в части организации получения, учета, хранения и проведения инвентаризации драгоценных металлов, содержащихся в материальных средствах, сбора и сдачи в Государственный фонд Российской Федерации драгоценных металлов в виде лома и отходов. По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 28.02.2005 № 7 и вынесено предписание от 16.03.2005 № 30-07-08-06/170 «О нарушениях в организации учета, проведения инвентаризации драгоценных металлов, содержащихся в материальных ценностях, составления государственной отчетности, организации сбора и учета лома, содержащего драгоценные металлы от ликвидации основных средств, приборов и оборудования». Не согласившись с законностью данного предписания, Учреждение обратилось с заявлением в суд. Суд, отказывая Учреждению в удовлетворении заявления, исходил из того, что Учреждение не оспаривает наличие в организации изделий, содержащих драгоценные металлы; довод Учреждения о том, что Правила и Инструкция расширили сферу применения Закона № 41-ФЗ и поэтому не подлежат применению, отклонен судом в связи с тем, что указанные нормативные акты изданы министерствами в пределах их компетенции на основании и во исполнение Закона № 41-ФЗ; предписание оспаривается только по тому основанию, что Учреждение не осуществляет деятельность, регулируемую Законом № 41-ФЗ. Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению по основаниям, изложенным Учреждением в жалобе. Обжалуемое предписание вынесено Инспекцией со ссылкой на пункты 2 и 3 статьи 27 Закона № 41-ФЗ. Из акта проверки от 28.02.2005 № 7, послужившего основанием для вынесения предписания, следует, что Учреждение подвергнуто проверке в связи с использованием основных средств, приборов и оборудования, содержащих в своем составе детали и узлы, изготовленные с применением драгоценных металлов. Правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота) установлены Законом № 41-ФЗ. Полномочия Правительства Российской Федерации по регулированию отношений в указанной области определены статьей 11 Закона № 41-ФЗ, согласно которой Правительство Российской Федерации: 1) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения, а также заготовки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней; 2) утверждает в соответствии с федеральными законами планы формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и отпуска его ценностей, а также отчет о пополнении и расходовании за финансовый год ценностей этого Фонда; 3) определяет порядок лицензирования отдельных видов деятельности при пользовании участками недр в целях геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней и их добычи, за исключением порядка выдачи банкам лицензий на осуществление банковских операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, иных операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, порядок которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации в соответствии с федеральными законами; 4) устанавливает: порядок учета, хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, а также порядок отчетности о них; порядок осуществления государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней; порядок приобретения и зачисления ценностей в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации; порядок формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации; порядок отпуска ценностей из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и порядок их оплаты; порядок проверки состояния Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации; порядок опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов; порядок проведения экономико-правовой экспертизы проектов международных договоров Российской Федерации и соглашений субъектов Российской Федерации с субъектами либо административно-территориальными образованиями иностранных государств и иностранными юридическими лицами в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней; 5) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации. Указанной нормой право правительства расширять сферу применения Закона № 41-ФЗ за счет включения в перечень подконтрольных государству организаций тех, кто использует в своей деятельности изделия, содержащие драгоценные металлы, не предусмотрено. Инструкция № 68н, разработана и принята во исполнение вышеназванного постановления Правительства № 731 и, соответственно, также не может расширять положений Закона № 41-ФЗ. Перечень подпадающих под контроль государства организаций и индивидуальных предпринимателей определен Законом № 41-ФЗ исчерпывающе в нескольких статьях. Так, подпунктом 1 пункта 2 статьи 27 Закона № 41-ФЗ, органам государственного контроля (в данном случае - органу федерального пробирного надзора) предоставлено право проводить ревизии, проверки и обследования во всех организациях независимо от форм собственности, добывающих, производящих, перерабатывающих, использующих драгоценные металлы и драгоценные камни, а также проверки использования драгоценных металлов и драгоценных камней индивидуальными предпринимателями, осуществляющими операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Учреждение не осуществляет ни одного вида деятельности, указанного в Законе № 41-ФЗ, не добывает, не производит, не перерабатывает, не использует в своей деятельности драгоценные металлы и драгоценные камни, а также не осуществляет операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Статьей 13 Закона № 41-ФЗ определено, что федеральный пробирный надзор включает в себя: 1) опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом всех ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов отечественного производства, а также указанных изделий, ввезенных на территорию Российской Федерации для продажи; 2) экспертизу оттисков государственных пробирных клейм; 3) контрольные анализы и техническую экспертизу драгоценных металлов, продукции из них, а также лома и отходов драгоценных металлов; 4) экспертизу и диагностику драгоценных камней; 5) экспертизу в соответствии с постановлениями органов дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда; 6) экспертизу музейных и архивных предметов, изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также контроль за обеспечением сохранности указанных предметов; 7) государственную сертификацию драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них; 8) специальный учет организаций, в том числе воинских частей и воинских формирований, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями; 9) постоянный государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации; 10) периодический государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней во всех организациях, осуществляющих указанную деятельность, в том числе в воинских частях и воинских формированиях, а также у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Согласно распоряжению Инспекции от 15.02.2005 № 15, проверке Учреждение было подвергнуто в результате реализации органами пробирного надзора своих полномочий, предусмотренных подпунктом 10 пункта 2 вышеуказанной статьи Закона № 41-ФЗ. Как следует из текста данного подпункта, он не включает в свой перечень организации, контроль за которыми должен осуществляться исключительно по причине наличия в составе основных средств калькуляторов, компьютеров, кассовых аппаратов и т.д. Перечень организаций, подпадающих под периодический контроль государства, определен статьей 26 Закона № 41-ФЗ. Периодический контроль может проводиться: во всех организациях, добывающих, перерабатывающих и использующих драгоценные металлы и драгоценные камни, а также скупающих, принимающих в залог ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, торгующих этими изделиями или оказывающих посреднические услуги в торговле ими, хранящих и экспонирующих изделия (продукцию, материалы) из драгоценных металлов и драгоценных камней, заготавливающих и перерабатывающих лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней; в организациях, воинских частях и воинских формированиях, осуществляющих деятельность по использованию драгоценных металлов и драгоценных камней, сбору, обработке и сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней; в отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Заявитель является государственным образовательным учреждением, вид деятельности – предоставление образовательных услуг. Ни одного указанного в Законе № 41-ФЗ вида деятельности, в отношении которого государством введен специальный порядок регулирования, Учреждение не осуществляет. Таким образом, Закон № 41-ФЗ не содержит положений, в соответствии с которыми Учреждение могло быть подвергнуто проверке в связи с использованием драгоценных металлов и драгоценных камней, следовательно, оспариваемое предписание в отношении Учреждения вынесено Инспекцией в отсутствие законных оснований. В нарушение требований статьи 13 АПК РФ, при вынесении решения суд руководствовался не положениями Закона № 41-ФЗ, а подзаконными актами, расширяющими сферу применения данного Закона. При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, а апелляционная жалоба – удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 п.2, 270 п.п.4 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.07.2005 по делу №А21-2068/05-С1 отменить. Признать недействительным предписание Западной государственной инспекции пробирного надзора от 16.03.2005 №30-07-08-06/170. Возвратить Федеральному государственному образовательному учреждению профессионального образования Балтийская Государственная Академия Рыбопромыслового флота из федерального бюджета 3.000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий М.Л. Згурская
Судьи Е.К. Зайцева
И.В. Масенкова
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2005 по делу n А56-21589/2005. Прекратить производство по апелляционной жалобе (ст.265, по аналогии со ст.150 АПК),Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|