Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012 по делу n А56-3601/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

24 июля 2012 года

Дело №А56-3601/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     18 июля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  24 июля 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Л. П. Загараевой,

судей М. В. Будылевой, В. А. Семиглазова,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем А. И. Душечкиной,

при участии: 

от истца (заявителя): И. П. Вилиславова, доверенность от 01.03.2012 № 7742;

от ответчика (должника): Л. И. Пичугина, приказ от 30.10.2009 № 25 л/с; М. А. Шатова, доверенность от 01.01.2012;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-10675/2012) МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Ёлочка" на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2012 по делу № А56-3601/2012 (судья Е. А. Гранова), принятое

по иску (заявлению) УПФ РФ (ГУ) в Выборгском районе Ленинградской области

к МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Ёлочка"

о взыскании штрафа

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Ленинградской области (188800, Ленинградская область, Выборг, ул. Выборгская, д. 22) (далее – Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад комбинированного вида "Ёлочка" (ОГРН 1034700879333, адрес 188917, Ленинградская область, Выборгский район, поселок Глебычево) (далее – Детский сад, Учреждение, ответчик) о взыскании 29103,05 руб. штрафа.

Решением суда первой инстанции от 14.03.2012 требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Ёлочка" просит решение суда изменить в части взыскания всей суммы штрафа, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что из решения Управления не следует, что при его вынесении устанавливались обстоятельства, смягчающие ответственность Учреждения за совершение правонарушения, суд может смягчить вину ответчика за несвоевременное представление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании представленного Учреждением 29.08.2011 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и ТФОМС за 01.04.2011-30.06.2011 Управлением была проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на ОПС и ОМС.

Управлением в отсутствие представителя Учреждения был составлен акт камеральной проверки от 19.09.2011, который вместе с уведомлением от 19.09.2011 о рассмотрении акта 25.10.2011 был направлен Учреждению 23.09.2011.

25.10.2011 Управлением было вынесено решение о привлечении Детского сада к ответственности по пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, в виде штрафа в сумме 29103,05 руб. При рассмотрении акта проверки и вынесении решения Учреждение также не присутствовало.

Управлением было выставлено требование от 21.11.2011 об уплате указанного штрафа, которое добровольно Учреждением исполнено не было.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) и пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ)  лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно статье 2 Закона № 167-ФЗ и статье 22 Закона № 326-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное и медицинское (соответственно) страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой регулируются Законом № 212-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

Согласно пунктам 3, 4 части 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов (страхователи) обязаны представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам в порядке и случаях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов (при этом указанные документы могут быть представлены в форме электронных документов и переданы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг).

В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов (страхователи) представляют в срок до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Нарушение сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, установленных пунктом 1 части 9 статьи 15 Закона № 212-ФЗ, влечет ответственность плательщиков страховых взносов, предусмотренную статьей 46 Закона № 212-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона № 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Законом № 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что Детским садом было допущено нарушение, ответственность за которое предусмотрена указанной нормой, а именно, Учреждение, являясь плательщиком страховых взносов, несвоевременно представило расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование: при установленном законом сроке представления РСВ-1 ПФР за 1 полугодие 2011 -15.08.2011 РСВ-1 ПФР за 1 полугодие 2011 был представлен 29.08.2011.

Вместе с тем, апелляционный суд полагает, что Управлением были допущены существенные процессуальные нарушения при привлечении Учреждения к ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 46 Закона № 212-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.

Согласно части 5 статьи 34 Закона № 212-ФЗ лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 38 Закона № 212-ФЗ акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.

Из указанной нормы следует, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, должно быть извещено о времени и месте составления акта проверки.

В силу части 4 статьи 38 Закона № 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

Согласно части 2 статьи 39 Закона № 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона № 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.

Из материалов дела следует, что акт проверки и решение составлены без участия представителя Учреждения. Акт составлен также без извещения Детского сада о времени и месте его составления, в акте  отсутствуют подпись представителя Учреждения, равно как и отметка Управления об отказе страхователя от подписания акта.

Заявитель направил Учреждению уведомление о вызове страхователя от 19.09.2011, из которого следует, что рассмотрение материалов проверки было назначено на 25.10.2011 в 10-00. Акт и уведомление были направлены по юридическому адресу Учреждения  23.09.2011 (л.д. 11).

Управление не представило доказательств получения Детским садом акта и уведомления. Соответственно, в нарушение положений статьи 39 Закона № 212-ФЗ акт проверки не был вручен Учреждению.

Составление акта проверки без извещения Учреждения о времени и месте его составления относится к существенным нарушениям процедуры привлечения к ответственности. Учреждение не имело возможности реализовать предоставленные ему законом права: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью, а также иными  процессуальными правами, предусмотренными положениями Закона № 212-ФЗ.

Таким образом, при привлечении Детского сада к ответственности Управлением были допущены существенные процессуальные нарушения, которые являются основанием для отказа в удовлетворении требований Управления о взыскании штрафа.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2012 по делу № А56-3601/2012 отменить.

В удовлетворении требований отказать.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Ленинградской области (188800, Ленинградская область, Выборг, ул. Выборгская, д. 22) в пользу МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» (ОГРН 1034700879333, адрес 188917, Ленинградская область, Выборгский район, поселок Глебычево) расходы по уплате госпошлины по апелляционной инстанции в размере 1000 руб.

Возвратить МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» (ОГРН 1034700879333, адрес 188917, Ленинградская область, Выборгский район, поселок Глебычево) из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 03.05.2012 государственную пошлину в сумме 1 000 руб.

Председательствующий

Л.П. Загараева

Судьи

 

М.В. Будылева

 

В.А. Семиглазов

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012 по делу n А56-72122/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также