Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012 по делу n А26-493/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

19 июля 2012 года

Дело №А26-493/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     10 июля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  19 июля 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе: председательствующего  Будылевой М.В.

судей  Горбачевой О.В., Семиглазова В.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Брюхановой И.Г.

при участии:  от заявителя: не явился, извещен

от ответчика (должника): представителя Коченгина В.Я. по доверенности от 29.12.2011

от 3-х лиц: Министерство обороны Российской Федерации – представителя Коченгина В.Я. по доверенности от 12.03.2012

Министерство финансов Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации  – не явились, извещены

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер  13АП-10353/2012, 13АП-10352/2012)  ОАО "Кондопога", Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации на реешение  Арбитражного суда  Республики Карелия от 30.03.2012 по делу № А26-493/2012 (судья Гарист С.Н.), принятое

по заявлению ОАО "Кондопога"

к Военному комиссариату Республики Карелия

3-е лицо: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

о признании незаконным отказа в компенсации страховых взносов от 24.10.2011 №2/3425 и взыскании задолженности по компенсации страховых взносов в сумме 84 665 руб. 09 коп.

установил:

открытое акционерное общество "Кондопога" (далее – истец, общество) (ОГРН: 1021000859802, местонахождение 186225,  Республика Карелия, г. Кондопога, ул. Промышленная, 2) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Военному комиссариату Республики Карелия (далее – военный комиссариат) (ОГРН: 1031000007720, местонахождение: 185680, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Антикайнена, 19) о признании незаконным отказа в компенсации страховых взносов от 24.10.2011 №2/3425 и взыскании задолженности по компенсации страховых взносов в сумме 84 665 руб. 09 коп.

Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 30 января 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее – Министерство обороны), Министерство финансов Российской Федерации (далее – Министерство финансов), Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее – Минздравсоцразвитие).

Решением от 30.03.2012 в удовлетворении требований отказано.

Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просило судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не применены соответствующие положения законов, связанных с компенсацией расходов по средней заработной платы с учетом страховых взносов при привлечении работников, призванных на военные сборы, а также неправильно истолковано понятие «выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений гражданско-правовых договоров».

Министерство здравоохранения и социального развития РФ, не согласившись с решением суда первой инстанции, направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просило судебный акт отменить, заявленные Обществом требования удовлетворить в полном объеме по аналогичным основаниям, изложенным в апелляционной жалобе заявителя.

В судебное заседание представитель общества не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель Министерства финансов

В судебном заседании поддержал заявленные требовании, указав доводы, изложенные в заявлении.

Представитель военного комиссариата, в судебном заседании возражала по доводам апелляционной жалобе по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель Министерства обороны в судебном заседании возражала по доводам апелляционной жалобе по основаниям, изложенным в отзыве.

Представители Министерства финансов и Минздравсоцразвития в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как установлено из материалов дела, в 2011 году на основании повесток Военного комиссариата Республики Карелия часть работников ОАО «Кондопога» проходили медицинское освидетельствование и участвовали в военных сборах.

На основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» общество выплатило им среднюю заработную плату, которая ответчиком была компенсирована в полном объеме.

На указанную сумму выплат ОАО «Кондопога» также исчислило и уплатило страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, сумма которых составила 84 665 руб. 09 коп. (36,56 процентов от суммы средней заработной платы).

В целях компенсации указанной суммы общество направило ответчику счета №9871 от 31.08.2011 и №11102 от 30.09.2011

Письмом от 24.10.2011 №2/3425 военный комиссариат уведомил общество об отказе компенсировать последнему страховые взносы, начисленные на заработную плату работникам, привлекаемым к мероприятиям по обеспечению исполнения воинской обязанности.

Не согласившись с отказом военного комиссариата по выплате понесенных расходов в виде страховых взносов, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании отказа военного комиссариата незаконным.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, правомерно исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).

 Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

С 1 января 2011 г. Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ст. 7 Закона N 212-ФЗ были внесены изменения, согласно которым объект налогообложения страховыми взносами был уточнен. Так, объектом обложения страховыми взносами до 2011 г. признавались выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам. С 1 января 2011 г. объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения в рамках трудовых отношений.

Понятие трудовых отношений установлено ст. 15 Трудового кодекса РФ.

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Исходя из данной нормы трудовые отношения характеризуются следующим:

1) работник выполняет трудовую функцию (работу по должности, профессии и т.д.) и подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка;

2) работодатель платит за выполняемую работником трудовую функцию и обеспечивает условия труда.

Таким образом, понятие трудовых отношений ограничено определенными рамками и не может применяться к любым отношениям, возникающим между обществом и лицом, с которым у общества заключен трудовой договор.

Согласно статье 6 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее – Закон №53-ФЗ) граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.

При этом такие выплаты не зависят от трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в том числе от выполнения трудовых обязанностей и положений трудовых договоров, и производятся не за счет средств организации (работодателя), а за счет средств федерального бюджета или государственного органа и общественного объединения, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей.

Таким образом, выплата среднего заработка работнику на период военных сборов осуществляется не в силу трудового договора за выполнение работником определенной трудовой функции, а в связи с требованием законодательства Российской Федерации. В период военных сборов работник трудовую функцию фактически не осуществляет.

Апелляционный суд отклоняет ссылку подателей жалоб на письмо здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.03.2011 №784-19, из текста которого следует, что выплаты гражданам, указанным в пункте 2 статьи 5 Закона от 28.03.1998 №53-ФЗ, относятся к облагаемым в общеустановленном порядке страховыми взносами, по следующим основаниям.

Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что за время участия в мероприятиях по исполнению воинской обязанности по постоянному месту работы выплачивается средний заработок.

Пунктом 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности", установлено, что за время прохождения военных сборов выплачивается средний заработок с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда.

Понятие соответствующих начислений на фонд оплаты труда указанным Положением не конкретизировано. Начисление и уплата страховых взносов осуществляются исключительно в рамках Закона N 212-ФЗ. Поэтому наличие в Положении неоднозначной фразы - "соответствующие начисления на фонд оплаты труда" нельзя рассматривать как обязанность общества начислять страховые взносы на средний заработок работника, проходящего военные сборы, а следовательно требовать его возмещения с ответчика.

При этом выплаченный работнику средний заработок за время прохождения военных сборов будет компенсирован за счет средств федерального бюджета в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (утв. Постановлением Правительства РФ 01.12.2004 N 704).

Исходя из изложенных норм права, по мнению суда, суммы среднего заработка, выплачиваемые организациями работникам, призванным на военные сборы, за счет средств федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, поскольку они не связаны с выполнением работником трудовых обязанностей и выплачиваются не за счет работодателя, а за счет средств федерального бюджета, в силу чего не облагаются страховыми взносами.

Действительно, статьей 9 Закона N 212-ФЗ прямо не предусмотрено, что средний заработок, выплаченный в связи с исполнением работником военной обязанности на военных сборах, не подлежит обложению страховыми взносами. Вместе с тем, если выплата не признается объектом обложения страховыми взносами, исходя из ст. 7 Закона N 212-ФЗ, не имеет значения, указана ли данная выплата в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно пришел к выводам, что трудовые отношения возникают в рамках выполнения работником своей трудовой функции, что прямо следует из ст. 15 ТК РФ, а исполнение работником военной обязанности путем участия в военных сборах не является частью трудовых отношений. Средний заработок за время прохождения военных сборов, который будет компенсирован обществу из федерального бюджета, не подлежит обложению страховыми взносами как выплата, не осуществленная в рамках трудовых отношений.

Следовательно, у военного комиссариата отсутствуют основания для возмещения обществу расходов, связанных с привлечением работников для участия в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, с учетом страховых взносов, а у общества, соответственно, отсутствуют основания требовать компенсации таких расходов с учетом страховых взносов, начисленных на эти выплаты как на фонд оплаты труда.

Позиция, изложенная в Письме Минздравсоцразвития России, не соответствует нормам ст. 7 Закона N 212-ФЗ и ст. 15 ТК РФ, а некорректное толкование норм специального закона не может быть применено при разъяснении законодательства о страховых взносах.

Ссылка общества на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 11.11.2011 №03-03-06/2/170, отклоняется апелляционным судом, поскольку из данного разъяснения однозначно не следует, что страховые взносы на начисленную заработную плату компенсируются за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, указанное Письмо Министерства финансов носит информационный характер и является интерпретационным, содержит позицию исполнительного органа по толкованию нормы закона

Суд первой инстанции  полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы  материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции  апелляционным судом не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.03.2012 по делу № А26-493/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий

М.В. Будылева

Судьи

 О.В. Горбачева

В.А. Семиглазов

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012 по делу n А56-1930/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также