Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 по делу n А56-5393/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 18 июля 2012 года Дело №А56-5393/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2012 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Л. П. Загараевой, судей М. В. Будылевой, В. А. Семиглазова, при ведении протокола судебного заседания: секретарем А. И. Душечкиной, при участии: от истца (заявителя): М. Ю. Белокопытов, доверенность от 03.04.2012; от ответчика (должника): С. А. Алексеев, доверенность от 10.01.2012 № 18/00002; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4428/2012) СПб ГУСП «Южное» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2011 по делу № А56-5393/2011 (судья А. Н. Саргин), принятое по иску (заявлению) Санкт-Петербургского государственного унитарного садово-паркового предприятия "Южное" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №23 по Санкт-Петербургу о признании недействительным решения установил: Санкт-Петербургское государственное унитарное садово-парковое предприятие "Южное" (ОГРН 1037821022106, адрес 196066, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 189а) (далее – СПб ГУСП «Южное», Предприятие, налогоплательщик, заявитель) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Санкт-Петербургу (ОГРН 1047818000009, адрес 196158, Санкт-Петербург, Пулковская ул., д. 12, лит. А) (далее – налоговый орган, инспекция, МИФНС РФ № 23 по СПб, ответчик) о признании недействительным решения от 30.09.2010 № 06/158. Решением суда первой инстанции от 07.07.2011 в удовлетворении требований отказано. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2011 решение суда от 07.07.2011 отменено в части отказа в удовлетворении требований Предприятия о признании недействительным решения Инспекции в части доначисления 12711 руб. налога на прибыль за 2007 год, привлечения к налоговой ответственности за неполную уплату НДС по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 552667,20 руб. штрафа. В указанной части решение Инспекции признано недействительным. В остальной части решение суда оставлено без изменения. Постановлением кассационной инстанции от 06.03.2012 постановление апелляционного суда от 21.11.2011 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в апелляционный суд. Суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении дела апелляционному суду следует полно и всесторонне оценить доводы налогоплательщика и налогового органа, связанные с расчетом налоговых санкций по НДС и недоимок по налогам, исследовать доказательства по делу, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, и при правильном применении норм материального и процессуального права принять законное и обоснованное решение по существу заявленных СПб ГУ СПП «Южное» требований, а также распределить судебные расходы по кассационной жалобе. В апелляционной жалобе СПб ГУСП «Южное» просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Налоговым органом были представлены расчеты налоговых санкций по НДС, расчет пени по решению от 30.09.2010 № 06/158. Предприятием было заявлено ходатайство об отложении судебного заседания. Данное ходатайство отклонено апелляционным судом как необоснованное, у Предприятия имелась возможность с момента получения 20.03.2012 определения суда от 14.03.2012 представить все необходимые доказательства и пояснения. Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Предприятия налоговым органом было вынесено оспариваемое решение. Указанным решением Предприятие привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 1019693 руб. за неуплату НДС, заявителю доначислены 38133 руб. налога на прибыль, 5234696 руб. НДС и 542288 руб. пеней по НДС. В апелляционной инстанции доводы сторон по делу сводятся к оспариванию доначислений Предприятию по НДС (налог, пени, штраф). Налоговым органом было произведено доначисление Предприятию НДС за 2007 – 2008 в размере 5234696 руб., в том числе: 4993640 руб. – занижение налогооблагаемой базы по НДС за 1, 2 кварталы 2008, в связи с неотражением в книге продаж и декларациях по НДС за 1 квартал 2008 и 2 квартал 2008 суммы полученной субсидии за оказанные услуги (работы), в размере 27742446 руб., что является нарушением статьи 146 НК РФ; 241056 руб. - выявлены расхождения между данными бухгалтерского учета, книги продаж, книги покупок и данными декларации по НДС, образовавшиеся вследствие технической ошибки при формировании начислений и вычетов. Из материалов дела следует, что Предприятием был заключен договор с Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству от 29.12.2007, предметом которого является предоставление Предприятию субсидий из бюджета в целях возмещения затрат по текущему содержанию и ремонту объектов зеленых насаждений общего пользования и возмещения ущерба, нанесенного зеленым насаждениям. Согласно дополнительному соглашению от 05.05.2008 к договору субсидии выделяются с учетом НДС в размере 18%. Налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки было установлено, что налогоплательщик в нарушение требований статьи 146 НК РФ не отразил в книге продаж и декларациях по НДС за 1, 2 кварталы 2008 года суммы полученных субсидий в размере 27742446 руб., Предприятию был доначислен НДС за 1 квартал 2008 по сроку уплаты 20.04.2008 – 2859870 руб., за 2 квартал 2008 по сроку уплаты 20.07.2008 – 2133770 руб. Налогоплательщик, не оспаривая по существу правомерность доначисления указанной суммы НДС, считает решение Инспекции подлежащим отмене, поскольку нарушение устранено путем внесения изменений в книгу продаж и подачи уточненных деклараций за 1 и 2 кварталы 2008 года, а имеющаяся переплата по НДС не позволяет налоговому органу произвести доначисления НДС, соответствующих пени и налоговых санкций. Довод Предприятия о самостоятельном устранении нарушений путем внесения изменений в книгу продаж и подачи уточненных деклараций подлежит отклонению. Уточненные налоговые декларации по НДС за 1 и 2 кварталы 2008 года с отраженными суммами налога, исчисленными с полученных субсидий, представлены в Инспекцию 31.01.2011, то есть после вступления в законную силу решения налогового органа, принятого по результатам выездной проверки. Представленные после окончания проверки уточненные декларации не изменяют результатов проверки и не являются основанием для признания недействительным ненормативного акта налогового органа. Также в ходе выездной налоговой проверки Инспекцией были установлены расхождения между данными бухгалтерского учета, книги продаж, книги покупок и данными деклараций по НДС за январь, март, апрель, июнь, октябрь, декабрь 2007 года, 1, 2 кварталы 2008 года, в результате была выявлена неуплата НДС в размере 241056 руб. Предприятие ссылается на предоставление им 23.09.2010 уточненных деклараций по указанным периодам, согласно которым нарушения устранены. Материалами дела подтверждается, что Предприятием при предоставлении возражений на акт проверки в Инспекцию также направлены уточненные декларации за январь, март, апрель, июнь, октябрь, ноябрь, декабрь 2007 года. При этом, заявитель письмом № 453 от 30.09.2010 просил удалить уточненные декларации, поданные ошибочно 23.09.2010, в связи с технической ошибкой. На основании данного письма налогоплательщика уточненные декларации, представленные налогоплательщиком 23.09.2010, не учитывались. Уточненная декларация за октябрь 2007 года, представленная в Инспекцию 23.09.2010, не указанная в письме от 30.09.2010, была учтена налоговым органом при принятии оспариваемого решения. Таким образом, у налогоплательщика имелась недоимка по НДС в сумме 5234696 руб. Вместе с тем, на момент вынесения оспариваемого решения Инспекции от 30.09.2010 за Предприятием также числилась переплата по налогу в размере 2309445,99 руб., что следует из анализа выписок по лицевому счету, справок о состоянии расчетов с бюджетом на 31.12.2007, на 08.10.2010, деклараций по НДС за 2007, 2008, уточненных деклараций по НДС, платежных поручений об уплате Предприятием НДС в бюджет в спорном периоде. В силу пункта 4 статьи 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Соответственно, при проведении выездной налоговой проверки и вынесении по ее результатам решения налоговый орган должен установить действительную налоговую обязанность налогоплательщика. Из положений статей 78 и 79 НК РФ следует, что задолженность налогоплательщика по уплате налога подлежит погашению посредством ее зачета в счет подлежащих возврату излишне уплаченных или взысканных сумм налога. Следовательно, выявленные переплаты по налогам подлежат учету при определении размера задолженности по налогам. При этом, наличие переплат и недоимок учитывается исходя из имевшихся у налогоплательщика на даты окончания соответствующих налоговых периодов. Согласно статье 163 НК РФ (в редакции Федеральных законов от 29.12.2000 № 166-ФЗ и от 27.07.2006 № 137-ФЗ) налоговым периодом по НДС в 2007 году являлся месяц, а в 2008 году - квартал. Переплата по НДС в размере 2309445,99 руб. должна была быть учтена налоговым органом при расчете сумм подлежащей уплате Предприятием недоимки. Таким образом, решение Инспекции в части доначисления НДС в сумме 2309445,99 руб. подлежит признанию недействительным. Предприятию также были начислены пени и штрафы по пункту 1 статьи 122 НК РФ по НДС. В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ (в редакции спорного периода) пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 Кодекса). В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.12.1996 № 20-П, пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, и должны взыскиваться в случае недополучения бюджетом налоговых сумм. Пунктом 1 статьи 122 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора). Согласно разъяснениям Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенным в пункте 42 постановления Пленума от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при применении статьи 122 Кодекса судам необходимо иметь в виду, что «неуплата или неполная уплата сумм налога» означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия). В связи с этим, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога. Из вышеуказанных положений НК РФ следует, что базой для расчета пеней и штрафа является неуплаченная сумма налога, которая рассчитывается с учетом имеющихся у налогоплательщика переплат в каждом налоговом периоде. Выявленные переплаты по налогам подлежат учету как при определении размера задолженности налогоплательщика по налогам, так и при расчете пеней и налоговых санкций. При таких обстоятельствах, подлежащая уплате Предприятием, с учетом наличия переплат и недоимок, имевшихся у налогоплательщика на даты окончания соответствующих налоговых периодов, сумма штрафа по НДС составляет 1008325,80 руб. Оснований для снижения указанного размера штрафа в порядке статей 112, 114 НК РФ апелляционный суд не усматривает. Соответственно, оспариваемое решение налогового органа подлежит признанию недействительным в части начисления Предприятию штрафа в сумме 11367,20 руб., а также соответствующих пеней на сумму подлежащей уплате Предприятием недоимки. При таких обстоятельствах, решение Инспекции от 30.09.2010 № 06/158 надлежит признать недействительным в части доначисления НДС в сумме 2309445,99 руб., штрафа в сумме 11367,20 руб., соответствующих пеней. Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что выводы суда первой инстанции при рассмотрении спора не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит частичной отмене. На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2011 по делу № А56-5393/2011 отменить в части отказа в признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 23 по Санкт-Петербургу от 30.09.2010 № 06/158 в части доначисления НДС в сумме 2309445,99 руб., штрафа в сумме 11 367,20 руб., соответствующих пеней. Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 23 по Санкт-Петербургу от 30.09.2010 № 06/158 в части доначисления НДС в сумме 2309445,99 руб., штрафа в сумме 11 367,2 руб., соответствующих пеней. В остальной части решение суда оставить без изменения. Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 23 по Санкт-Петербургу (ОГРН 1047818000009, адрес 196158, Санкт-Петербург, ул. Пулковская, д. 12, лит. А) в пользу СПб ГУСП «Южное» (ОГРН 1037821022106, адрес 196066, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 189а) в возмещение судебных расходов за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции 2000 руб. Председательствующий Л.П. Загараева Судьи
М.В. Будылева
В.А. Семиглазов
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 по делу n А42-28/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|