Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 по делу n А21-592/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

18 июля 2012 года

Дело №А21-592/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     11 июля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  18 июля 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Л. П. Загараевой,

судей  М. В. Будылевой, В. А. Семиглазова,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем А. И. Душечкиной,

при участии: 

от истца (заявителя): А. В. Роменко, доверенность от 16.01.2012

от ответчика (должника): А. А. Рубинфайн, доверенность от 18.06.2012 № ЛГ-02-08/4468;

от 3-го лица: не явился (извещен, уведомление № 954853);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-10233/2012) ООО «Балткоммерцстрой» на решение  Арбитражного суда  Калининградской области от 11.04.2012 по делу № А21-592/2012 (судья Е. А. Лобанова), принятое

по иску (заявлению) ООО «Балткоммерцстрой»

к Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области

3-е лицо: Межрайонная ИФНС №9 по г.Калининграду (236006, Калининград, ул. Дачная, д. 6)

о признании недействительным решения

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Балткоммерцстрой» (ОГРН 1033902806167, адрес 236006, Калининградская область, Калининград, Больничная ул., д. 45) (далее – ООО «Балткоммерцстрой», общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Калининградской области (адрес 236022, Калининград, ул. Мусоргского, д. 10А) (далее – налоговый орган, инспекция, МИФНС РФ № 1 по Калининградской области, ответчик) о признании недействительным решения от 11.01.2012.

Решением суда первой инстанции от 11.04.2012 в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе ООО «Балткоммерцстрой» просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств дела, имеющих значение для дела.

Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что ссылка Инспекции на то, что представленный Обществом ликвидационный баланс не может быть признан ликвидационным, является неправомерной, поскольку Общество представило в налоговый орган все необходимые документы для государственной регистрации прекращения юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителя (участника); оснований для отказа в государственной регистрации, которая носит заявительный характер, у Инспекции не имелось; к моменту утверждения ликвидационного баланса задолженности у Общества не имелось; суд первой инстанции принял на себя функции, которые возложены законом на налоговый орган, а именно – по проверке указанных в ликвидационном балансе Общества сведений.

Представитель МИФНС РФ № 9 по Калининграду в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанного представителя.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 19.09.2011 единственным участником ООО «Балткоммерцстрой» Агаевой Марьям Магомедовной было принято решение о добровольной ликвидации Общества, о назначении ликвидационной комиссии, о порядке ликвидации Общества.

27.09.2011 Межрайонной ИФНС России №1 по Калининградской области были внесены в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации юридического лица (государственный регистрационный номер записи 2113926388321); о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (государственный регистрационный номер записи 2113926388343).

05.10.2011 в № 39(346) части 1 «Вестника Государственной Регистрации» было опубликовано объявление (уведомление) о том, что единственным участником Общества принято решение о ликвидации, требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования сообщения по адресу: 236006, г. Калининград, ул. Больничная, д. 45.

06.12.2011 единственным участником Общества принято решение об утверждении промежуточного баланса.

28.12.2011 Инспекцией была внесена запись в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса Общества, за государственным регистрационным номером 2113926532410.

19.12.2011 единственным участником Общества принято решение об утверждении ликвидационного баланса и о завершении процесса ликвидации.

27.12.2011 Обществом в налоговый орган было представлено заявление о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителя (участника). К заявлению по форме Р16001, в соответствии с распиской вх. №30151 А были приложены следующие документы: документ об оплате государственной пошлины, справка пенсионного фонда, ликвидационный баланс, решение единственного участника, доверенность представителя.

11.01.2012 налоговым органом было вынесено решение об отказе Обществу в государственной регистрации, в связи с непредставлением Обществом необходимых для государственной регистрации документов.

Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении требований о признании недействительным указанного решения Инспекции, сослался на то, что в силу положений Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимым условием проведения государственной регистрации является представление полного перечня  документов и достоверность заявленной информации, тогда как утвержденный 19.12.2011 единственным участником Общества ликвидационный баланс не отражает действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, что следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган ликвидационного баланса.

Апелляционный суд полагает указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон №129-ФЗ), законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона №129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативно-правовых актов РФ.

Порядок ликвидации юридического лица установлен статьями 61-65 ГК РФ, согласно которым добровольная ликвидация юридического лица, являющегося коммерческой организацией, возможна, если оно в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

В силу статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью четвертой статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Согласно положениям статьи 22 Закона № 129-ФЗ указанные документы представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее, чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица.

В силу положений статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией после завершения расчетов с кредиторами.

Обществом были представлены в Инспекцию все предусмотренные пунктом 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ документы, в том числе ликвидационный баланс.

Из представленного Обществом в регистрирующий орган ликвидационного баланса усматривается, что на момент его составления у Общества не имелось кредиторской задолженности ни перед контрагентами, ни перед бюджетом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов либо представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Требование достоверности содержащихся в ликвидационном балансе сведений в качестве основания для отказа в регистрации в Законе № 129-ФЗ не содержится.

Пакет документов для государственной регистрации был представлен Обществом в надлежащей форме, в надлежащий регистрирующий орган.

У регистрирующего органа (Инспекции) не имелось законных оснований проверять содержание ликвидационного баланса.

Кредиторы Общества, в случае выявления задолженности Общества перед ними, имели возможность в установленный законом срок после опубликования Обществом объявления о том, что единственным участником Общества принято решение о ликвидации, предъявить свои требования в течение 2 месяцев с момента публикации. Кредиторы Общества не были ограничены в праве заявить свои требования ликвидационной комиссии Общества.

С момента представления в регистрирующий (налоговый) орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица и до представления документов, предусмотренных статьей 21 Закона № 129-ФЗ, налоговый орган в силу Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утв. Приказом ФНС России от 25.04.2006 № САЭ-3-09/257@, был обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет.

Материалами дела подтверждается, что на момент утверждения ликвидационного баланса задолженности перед бюджетом у ООО «Балткоммерцстрой» не имелось (справка № 170553 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 20.12.2011, справка №15166 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций по состоянию на 28.12.2011).

Ссылки суда первой инстанции на отсутствие в ликвидационном балансе от 19.12.2011 сведений о кредиторской задолженности Общества перед ООО «Маркет-Строй», на то, что переход права собственности на принадлежащие ООО «Балткоммерцстрой» нежилые помещения зарегистрирован регистрирующим органом 28.12.2011, являются неправомерными. Арбитражный суд не является проверяющим органом и у него не имелось правовых оснований устанавливать наличие либо отсутствие задолженности Общества перед бюджетом, наличие у Общества имущественных прав.

Апелляционный суд полагает правильным довод Общества о том, что установить наличие задолженности перед бюджетом за тот или иной налоговый период, размер задолженности, срок внесения обязательных платежей в бюджет, возможно только в результате проведения комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия в рамках налоговой проверки, в данном случае выездной налоговой проверки ликвидируемого должника в порядке пункта 11 статьи 89 НК РФ. К моменту подачи в регистрирующий орган ликвидационного баланса налоговым органом не была проведена соответствующая налоговая проверка Общества, задолженности ни перед бюджетом, ни перед контрагентами выявлено не было.

При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция считает, что Обществом был соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный действующим законодательством, и оснований для отказа в государственной регистрации у налогового органа имелось.

Следовательно, требования Общества подлежат удовлетворению, а решение Инспекции от 11.01.2012 – признанию недействительным.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Калининградской области от 11.04.2012 по делу № А21-592/2012 отменить.

Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области от 11.01.2012.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области (адрес 236022, Калининград, ул. Мусоргского, д. 10А) в пользу ООО «Балткоммерцстрой» (ОГРН 1033902806167, адрес 236006, Калининградская область, Калининград, Больничная ул., д. 45) 3000 руб. расходов по оплате госпошлины.

Возвратить ООО «Балткоммерцстрой» (ОГРН 1033902806167, адрес 236006, Калининградская область, Калининград, Больничная ул., д. 45) 3000 руб. излишне уплаченной платежным поручением от 16.01.2012 № 1 и по чеку-ордеру от 04.05.2012 госпошлины.

Председательствующий

Л.П. Загараева

Судьи

 

М.В. Будылева

 

 В.А. Семиглазов

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 по делу n А21-10946/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также