Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2012 по делу n А56-3362/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

17 июля 2012 года

Дело №А56-3362/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     10 июля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  17 июля 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Будылевой М.В.

судей  Горбачевой О.В., Семиглазова В.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Брюхановой И.Г.

при участии: 

от истца: представителя Князевой Ю.А. по доверенности от 23.05.2012

от ответчика: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-10305/2012)  Военного комиссариата города Санкт-Петербурга на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2012 по делу № А56-3362/2012 (судья Захаров В.В.), принятое

по иску (заявлению) Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга

к Военному комиссариату города Санкт-Петербурга

о взыскании 3235160,28 рублей

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Военного комиссариата города Санкт-Петербурга (далее – ответчик, комиссариат) недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 3 235 160,28 руб.

Решение от 11.04.2012 требования удовлетворены в полном объеме.

С Военного комиссариата города Санкт-Петербурга взыскано в пользу Пенсионного фонда недоимка по страховым взносам, пеням и штрафам на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 3 235 160,28 руб.

Ответчик, не согласившись с решением суда первой инстанции, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просил судебный акт отменить, в удовлетворении требований отказать.

По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции при принятия судебного акт не учтено то обстоятельство, что Пенсионным фондом нарушена процедура привлечения к ответственности, а именно акт камеральной проверки составлен в отсутствие представителя страхователя. Также Пенсионным фондом при определении размера штрафных санкций не исследовались обстоятельства смягчающие ответственность.

Кроме того, по мнению ответчика, судом первой инстанции не учтена имеющуюся у него переплата по страховым взносам, в связи с чем доначисление пени неправомерно.

В судебное заседание представитель комиссариата не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель Пенсионного фонда в судебном заседании не согласился с апелляционной жалобой по основаниям, изложенным в отзыве, просил судебный акт оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Законность  и  обоснованность  принятого  решения  проверяются  в  порядке  и  по  основаниям,  установленными  статьями  258, 266-271  АПК  РФ.

Как следует из материалов дела, Управлением, по результатам проведения камеральной проверки комиссариата на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования 11.05.2011 составлен акт камеральной проверки N 08801130022114 (л.д.38).

По результатам рассмотрения указанного акта камеральной проверки Управлением было вынесено решение от 27.06.2011 N 088 011 11РК 0024125 о привлечении Общества к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах, установленной пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) с назначением штрафа в размере 3 234 467,4 руб., ответчику были начислены пени в сумме 733,01 руб.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что страхователем было совершено правонарушение, ответственность за которые предусмотрена пунктами 1 и 2 статьи 46 Закона N 212-ФЗ, а именно заявителем расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 за 2010 были представлены в ПФ РФ с нарушением установленного подпунктом 1 пункта 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ срока.

Данное обстоятельство комиссариатом не оспаривается.

Между тем, Управлением был нарушен порядок привлечения Общества к ответственности, предусмотренный Законом N 212-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.

Согласно части 5 статьи 34 Закона N 212-ФЗ лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.

Из указанной нормы следует, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, должно быть извещено о времени и месте составления акта проверки.

В силу части 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

Согласно части 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов

Как следует из материалов дела, акт камеральной проверки от 11.05.2011 N 08801130022114 был составлен Управлением в отсутствие представителя комиссариата, в актах отсутствуют подпись представителя заявителя о получении данного акта, либо отметки Управления об отказе страхователя от подписания акта.

Следовательно, Управлением акты проверки были составлены в отсутствие представителей заявителя и без надлежащих доказательств его извещения о времени и месте составления актов.

Акт проверки вместе с уведомлением о вызове страхователя от 11.05.2010 N 08801130022114 на рассмотрение материалов проверки 22.06.2011 в 15 часов 00 минут были направлены заявителю почтой 17.05.2011 (л.д. 44).

Однако в материалах дела отсутствуют документы (протокол), подтверждающие рассмотрение органом Пенсионного фонда Российской Федерации материалов проверки 22.06.2011. Управление вынесло решение по результатам камеральной проверки 27.06.2011, при этом им не представлено документов о том, что фактически материалы проверки были рассмотрены 27.06.2011 и что комиссариат был извещено о рассмотрении материалов проверки в эту дату.

Таким образом, комиссариат не был извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки и вынесения решений, данные документы были составлены в отсутствие представителя страхователя, на дату рассмотрения материалов проверки Управление не располагало сведениями о надлежащем извещении страхователя о времени и месте такого рассмотрения.

Допущенное Управлением нарушение процедуры привлечения к ответственности является существенным, поскольку Общество не имело возможности реализовать предоставленные ему законом права: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью, а также иными процессуальными правами, предусмотренными положениями Закона N 212-ФЗ.

Поскольку, при привлечении комиссариата к ответственности Управлением были допущены существенные процессуальные нарушения, которые являются основанием для признания решения Управления недействительным, то у суда первой инстанции отсутствовали  основания для взыскания штрафных санкций.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24.04.2012 по делу N А56-36039/2011.

Апелляционный суд также обращает внимание Пенсионного фонда на следующие обстоятельства.

В пункте 3 статьи 114 НК РФ предусмотрена возможность снижения размера штрафов, налагаемых за совершение правонарушений, при наличии смягчающих ответственность обстоятельств. В названной пункте указано, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации.

Перечень смягчающих налоговую ответственность обстоятельств приведен в пункте 1 статьи 112 НК РФ, при этом согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ суд или уполномоченный орган вправе признать смягчающими ответственность обстоятельствами за совершение правонарушения иные, не указанные в пункте 1 статьи 112 НК РФ, обстоятельства.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или уполномоченным органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении финансовых санкций (пункт 4 статьи 112 НК РФ).

Таким образом, при вынесении решения, согласно пункту 4 абзаца 5 пункта 7 статьи 101.4 НК РФ в ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) пенсионного фонда выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, или обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Из вышеприведенной нормы следует, что исследование обстоятельств, в том числе смягчающих ответственность налогоплательщика-страхователя, является предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации обязанностью пенсионного органа, а не его правом, используемым по своему усмотрению.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ Комиссариат относится к плательщикам страховых взносов и обязан уплачивать страховые взносы.

В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (часть 4 статьи 15 Закона N 212-ФЗ). Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж (часть 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).

В силу статьи 25 Закона N 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями как денежной суммой, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными указанным Законом сроки.

Как усматривается из материалов дела, пенсионным фондом начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть пенсии за 2010 года за период с 16.12.2011 по 31.12.2010 в сумме 692,88 рублей.

Между тем апелляционным судом установлено, что у учреждения имелась переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии, превышающая размер пени, что подтвердил в судебном заседании представитель пенсионного фонда, о чем имеется запись в протоколе судебного заседания.

Согласно пункту 3 статьи 60 Закона N 212-ФЗ суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 настоящего Федерального закона.

При этом в соответствии с пунктом 8 статьи 26 вышеуказанного Закона, зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится органами контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно.

При таких обстоятельствах у пенсионного фонда отсутствовали основания как для выставления уточненного требований от 12.08.2011 с предложением уплатить пени в сумме 692,88 руб., так и основания для взыскания указанных пени в судебном порядке.

Принимая во внимание вышеизложенное, решение суда подлежит отмене, в удовлетворении требований Пенсионного фонда о взыскании с комиссариата  штрафных санкций и пени на общую сумму 3 235 160,28 руб. следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2012 по делу № А56-3362/2012 отменить, в удовлетворении требований отказать.

Председательствующий

М.В. Будылева

Судьи

 О.В. Горбачева

В.А. Семиглазов

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2012 по делу n А26-2387/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также