Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2012 по делу n А56-57973/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

16 июля 2012 года

Дело №А56-57973/2011

Резолютивная часть постановления объявлена     11 июля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  16 июля 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Есиповой О.И.

судей  Борисовой Г.В., Фокиной Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ганичевой В.А.

при участии в заседании: 

от заявителя: Гулевская М.В. – по доверенности от 05.12.2011

от заинтересованного лица: Крупенькина В.В. – по доверенности от 10.01.2012

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-9641/2012) Администрации муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2012 по делу № А56-57973/2011 (судья Ракчеева М.А.), принятое

по заявлению Администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, место нахождения: 188640, Ленинградская область, г. Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 138

к Администрации муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение «Всеволожского муниципального  района Ленинградской области, место нахождения: 188661, Ленинградская область, д. Новое Девяткино, д. 57, оф. 83-84, ОГРН 1074703005563

о признании недействительным постановления

установил:

Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (далее – Администрация района, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Администрации муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее – Администрация поселения, Поселение) о признании недействительным постановления от 12.09.2011 № 81/01-04 об утверждении местоположения границ земельного участка.

Решением суда от 29.03.2012 заявление Администрации района удовлетворено, постановление Администрации поселения от 12.09.2011 № 81/01-04 признано недействительным.

Не согласившись с принятым решением, Администрация поселения направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение от 29.03.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, постановление от 12.09.2011 № 81/01-04 вынесено в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании представитель Администрации поселения поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Представитель заявителя позицию Администрации поселения не признал по мотивам, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, вступившим 17.06.2011 в законную силу решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 06.06.2011 по делу № 2-2978/11 признано право собственности Новодевяткинского сельского поселения на бесхозяйный объект недвижимого имущества – здание распределительной трансформаторной подстанции, объект незавершенного строительства, готовность 67%, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, дер. Новое Девяткино, квартал 1-А.

29.07.2011 зарегистрировано право муниципальной собственности на упомянутый объект незавершенного строительства, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права № 426419.

Постановлением Администрации поселения от 12.05.2011 зданию распределительной подстанции литера А, инвентарный № 258НД, расположенному в деревне Новое Девяткино, квартал 1-А, площадью 152,6 кв. м, присвоен адрес: Ленинградская область, Новодевяткинское сельское поселение, д. Новое Девяткино, ул. Озерная, д. 10.

Постановлением от 12.09.2011 №81/01-04 Администрации муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области утвердила местоположение границ земельного участка из земель населенных пунктов площадью 12 250 кв.м., расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Новодевяткинское сельское поселение, д. Новое Девяткино, ул. Озерная. уч. №10, для эксплуатации жилищно-эксплатационных и аварийно-диспетчесрских служб, под объектом недвижимости, находящимся в собственности муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение».

Ссылаясь на то, что постановление от 12.09.2011 № 81/01-04 нарушает права и законные интересы Администрации района, поскольку земельный участок на момент вынесения оспариваемого постановления не находился в собственности Администрации поселения, принято с превышением полномочий, заявитель оспорил его в арбитражном суде.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое постановление принято Администрацией поселения с нарушением требований Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и нарушает права и законные интересы заявителя.

Проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены принятого судебного акта ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в сферу полномочий, предоставленных администрации поселения не входит распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно статье 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

В соответствии со статьей 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Следовательно, в рассматриваемом случае полномочиями по распоряжению спорным земельным участком обладала Администрация района, а не Администрация поселения.

Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

Однако доказательств принятия Администрацией района решения о предоставлении спорного земельного участка площадью 12 250 кв. м. в собственность муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение», равно как и доказательств согласования границ указанного земельного участка с Администрацией района материалы дела не содержат.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органами местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

При этом сторонами не оспаривается, что полномочия по распоряжению земельными участками на территории района, государственная собственность на которые не разграничена, Поселению не передавались. Глава Поселения правом распоряжаться указанными землями также не наделен.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у Поселения отсутствовали полномочия на вынесение постановления от 12.09.2011 № 81/01-04, и соответственно отклоняет доводы подателя жалобы как несостоятельные и основанные на ошибочном толковании норм права.

Апелляционная коллегия также принимает во внимание и то, что Администрацией поселения не соблюден установленный нормами статей 36, 33 ЗК РФ порядок определения предельных размеров земельного участка, необходимого для эксплуатации строений и расположенного под объектами недвижимости, принадлежащими Поселению, а также передаваемого в собственность.

Так, в соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

При этом в силу пункта 2 статьи 35 ЗК РФ площадь земельного участка, занятая зданием, строением, сооружением и необходимая для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ.

Пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ предусмотрено, что предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Доказательств соблюдения вышеназванного порядка Администрацией поселения в материалы дела также не представлено.

Таким образом, исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что постановления от 12.09.2011 № 81/01-04 вынесено Администрацией поселения с нарушением требований Земельного кодекса Российской Федерации.

Более того, постановление Администрации поселения противоречит Федеральному закону № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и повлекло за собой нарушение прав заявителя на вышеназванный земельный участок, что в силу части 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения заявленных требований.

Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области при вынесении решения не допущено, а поэтому у судебной коллегии не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Поселения и отмены принятого решения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 марта 2012 года по делу № А56-57973/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Новодевяткинское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области» – без удовлетворения.

Председательствующий

                    О. И. Есипова

 

Судьи

                     Г. В. Борисова

 

                        Е. А. Фокина

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2012 по делу n А56-1331/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также