Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2012 по делу n А56-47040/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 11 июля 2012 года Дело №А56-47040/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2012 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Третьяковой Н.О. судей Згурской М.Л., Сомовой Е.А. при ведении протокола судебного заседания: Душечкиной А.И. при участии: от истца (заявителя): Гилинского А.В. по доверенности от 10.01.2012 № 02.1-33/12 от ответчика (должника): 1) Разгоняева Е.В. по доверенности от 26.01.2012, 2) не явился, извещен от 3-го лица: не явился, извещен рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9777/2012) (заявление) ООО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "ОРАНТА" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2012 по делу № А56-47040/2011 (судья Карманова Е.О.), принятое по иску (заявлению) ООО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "ОРАНТА" к 1) Ленинградское областное государственное предприятие «Пригородное дорожное ремонтно-строительное управление №1», 2) Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области 3-е лицо: ГУ "Ленавтодор" о взыскании установил: Общество с ограниченной ответственностью «Страховая компания «ОРАНТА» (место нахождения: 115093, г. Москва, ул. Люсинская, дом 36, стр. 2; 197110, г. Санкт-Петербург, ул. Красного Курсанта, дом 25, лит Н, ОГРН 102773907582) (далее - ООО «СК «ОРАНТА», истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Ленинградского областного государственного предприятия «Всеволожское дорожное ремонтно-строительное управление» (место нахождения: 188640, Ленинградская область, Всеволожский р-н, г. Всеволожск, ул. Константиновская, д. 195, ОГРН 1034700566746) и Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области (место нахождения: 190103, г. Санкт-Петербург, Рижский пр., 16) (далее – Комитет, ответчик 2) 115 582,05 руб. ущерба. Определением от 02.11.2011 по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика Ленинградского областного государственного предприятия «Всеволожское дорожное ремонтно-строительное управление» на Ленинградское областное государственное предприятие «Пригородное дорожное ремонтно-строительное управление №1» (место нахождения: 188663, Ленинградская обл., Всеволожский р-он, пос. Кузьмолово, ул. Железнодорожная, д. 7, ОГРН 1034700563974) (далее – ДРСУ №1, ответчик 1), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение «Управление автомобильных дорог Ленинградской области» (далее - ГУ «Ленавтодор»). Решением суда от 05.04.2012 в иске отказано. В апелляционной жалобе ООО «СК «ОРАНТА», ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, истцом доказаны все элементы гражданско-правового деликта в действиях ЛОГП «Пригородное дорожное ремонтно-строительное управление № 1», а именно факт невыполнения обязанностей по содержанию дороги, проявившийся в попадании автомобиля в яму на проезжей части. По мнению истца, отсутствие сведений о размерах ямы не имеет юридического значения в случае наступления ущерба, поскольку имело место затруднение движения транспортного средства. Кроме того невиновность водителя также подтверждается материалами дела и презимируется, пока не доказано иное. Комитет по дорожному хозяйству и ГУ «Ленавтодор», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по существу в их отсутствии. Представитель ООО «СК «ОРАНТА» в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель ДРСУ №1 доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции. Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционной инстанции. Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, 27.08.2008 в 19 час. 00 мин., двигаясь по автодороге Санкт-Петербург – Запорожское – Приозерск 20 км. + 900м. произошло дорожно-транспортное происшествие (далее – ДТП) – наезд на препятствие (яму) находящуюся на проезжей части дороги, в результате чего транспортное средство Subaru Forester, государственный регистрационный знак М743ОА98, застрахованное в ООО «СК «ОРАНТА» по договору КАСКО (полис АТ 0007519), под управлением Шамарина А.В. получило повреждения. Согласно справке о ДТП от 27.08.2008 и определению об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 27.08.2008 в действиях водителя Шамарина А.В. нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации не выявлено. Признав указанное ДТП страховым случаем, ООО «СК «ОРАНТА», во исполнение условий договора страхования, платежным поручением от 02.06.2008 N 350 перечислило ООО «РРТ-Пулково» на основании счета № 9111 от 11.12.2008, заказ-наряда № 0000019410 от 01.12.2008 денежные средства в размере 115 682,05 руб. за ремонт транспортного средства. Полагая, что лицами ответственными за ущерб, причиненный автомобилю Subaru Forester являются Комитет, на который возложены функции надзора, а также ДРСУ №1, выполняющее работы по содержанию автодорог во Всеволожском районе, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что истцом не представлены доказательства наличия причинно-следственной связи между противоправными действиями (бездействием) ДРСУ №1 и наступившим ущербом. Выслушав мнение представителей сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного акта не усматривает. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 965 Гражданского кодекса Российской федерации (далее - ГК РФ), если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. В связи с этим при переходе к страховщику права требования оно должно осуществляться с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки (пункт 2 статьи 965 ГК РФ). Пунктами 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. В силу пунктов 1 и 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. При этом для удовлетворения исковых требований необходимо наличие доказательств, свидетельствующих о том, что вред причинен именно тем лицом, на которое указывает истец, о противоправности его действий (бездействия) и наличии причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, в совокупности с фактом и размером понесенного ущерба. Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. В качестве доказательств, подтверждающих вину ДРСУ №1 в ДТП, истец представил в материалы дела следующие доказательства: - справку об участии в ДТП от 27.08.2008 (т. 1 л.д. 11); - справку о ДТП от 27.08.2008 (т. 1 л.д. 12); - определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 27.08.2008, в котором указаны обстоятельства происшествия: Шамарин А.В. совершил наезд на препятствие (яму), находящееся на проезжей части дороги, в результате чего, а/м получил механические повреждения (т. 1 л.д. 13); - извещение Шаморина А.В. о повреждении транспортного средства, в котором изложены обстоятельства получения автомобилем повреждений (т. 1 л.д.10); - акт осмотра транспортного средства, составленный ООО «Апэкс Групп» от 11.09.2008 с фотоматериалами (т. 1 л.д. 15 – 18). В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции по ходатайству ДРСУ №1 были запрошены из УМВД России по Всеволожскому району материалы ДТП, которые представлены не были, поскольку были уничтожены по истечению сроков хранения на основании п. 417 Приказа №340-06 МВД РФ (письмо начальника ОГИБДД И.И. Галкина т. 1 л.д. 118). Спор рассмотрен судом по имеющимся в материалах дела доказательствам. Изучив представленные истцом в материалы дела документы, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доказательств, позволяющие сделать однозначный вывод о совершении ДРСУ №1 каких-либо противоправных действий или бездействия в отношении содержания дорожного покрытия на участке дороги - Санкт-Петербург - Запорожское – Приозерск 20 км + 900м, недостатки которого, согласно материалам ДТП, послужили причиной повреждения автомобиля Subaru Forester, государственный регистрационный знак М743ОА98, принадлежащего Шамарину А.В. не представлено. Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, устанавливающие допустимые условия обеспечения безопасности дорожного движения, регламентированы Государственными стандартами Российской Федерации (ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы и ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств"). Пунктом 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 установлено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. в покрытии проезжей части не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. На основании пункта 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 и пунктов 5.2.18 и 5.2.22 ГОСТ Р 52289-2004 автодорога в месте, где имеется выбоина, превышающая указанные в пункте 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 размеры, должна оборудоваться предупреждающими дорожными знаками 1.16 "Неровная дорога" и 1.20.1 - 1.20.3 "Сужение дороги". Из материалов, составленных по факту ДТП, произошедшего 27.08.2008, равно как и иных доказательств, представленных в дело, невозможно с достоверностью установить, что причиной повреждения автомобиля послужил исключительно наезд водителя на препятствие (яму): схема ДТП, а также протокол осмотра места происшествия в материалах дела отсутствуют. Ввиду отсутствия протокола осмотра места происшествия не представляется возможным установить превышала ли яма, в которую был совершен въезд автомобилем, указанные в пункте 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 размеры. Также не представлены сведения о местоположении автомобиля в процессе движения и после обнаружения его сотрудниками ГИБДД, отсутствуют сведения о том, с какой скоростью двигался автомобиль и об условиях видимости на дороге. Это обстоятельство исключает возможность оценки степени вины самого водителя в ДТП и проверки соблюдения им скоростного режима и проявления необходимой степени внимательности при движении по дороге. Отсутствует в материалах дела и описание дорожных условий, сопутствующих ДТП. В соответствии с пунктом 1.4 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденных Федеральной дорожной службой Российской Федерации 29.05.1998 во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.1996 N 647 (далее - Правила), установлено, что дорожные организации совместно с работниками Госавтоинспекции в установленном порядке участвуют в осмотре мест ДТП, в которых неудовлетворительные дорожные условия сопутствовали возникновению этих ДТП, с целью определения характеристик дорожных условий на момент совершения ДТП и составления акта. При невозможности участия дорожной организации в осмотре непосредственно после совершения ДТП осмотр проводится в течение суток. Указанные Правила определяют единый порядок и формы учета и анализа дорожно-транспортных происшествий (ДТП), обязательные для выполнения всеми государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог (пункт 1.1 Правил). Однако в материалы рассматриваемого дела не представлены доказательства того, что представители ответчиков вызывались для составления схемы и осмотра дорожного полотна и места ДТП, имевшего место 27.08.2008. Схема ДТП и акт осмотра места происшествия в материалах дела отсутствуют. Ни в справке о ДТП, ни в определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не указаны сведения о размерах ямы, в которую въехал застрахованный автомобиль. В связи с указанными обстоятельствами суд был лишен возможности установить, превышала ли яма, в которую был совершен въезд автомобилем, указанные в пункте 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 размеры. Довод истца о том, что причиной ДТП явилось именно наличие ямы на дороге, надлежащим образом документально не подтвержден и не принят судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, достоверно свидетельствующие о данном факте. То обстоятельство, что на момент повреждения транспортного средства, принадлежащего страхователю, участок дороги - Санкт-Петербург – Запорожское – Приозерск 20 км. + 900м. находился на обслуживании Ленинградского областного государственного предприятия "Пригородное дорожное ремонтно-строительное управление № 1", при отсутствии доказательств, подтверждающих наличие причинно-следственной связи между противоправными действиями (бездействием) ответчика и наступившим ущербом в связи с повреждением автомобиля, само по себе не может служить основанием для возложения на него возмещения ущерба, причиненного в результате наезда автомобиля на яму. Таким образом, суд первой инстанции сделал мотивированный вывод о недоказанности наличия противоправных действий (бездействия) ДРСУ № 1 и причинно-следственной связи между ними и наступившим ущербом в связи с повреждением автомобиля. В связи с чем, отказ в удовлетворении иска апелляционная инстанция находит правомерным. Данная позиция подтверждается постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.05.2012 по делу №А56-23460/2012. При таких обстоятельствах, с учетом того, что судом первой инстанции правильно установлены и исследованы все существенные обстоятельства дела, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы. Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2012 по делу № А56-47040/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий Н.О. Третьякова Судьи М.Л. Згурская Е.А. Сомова
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2012 по делу n А56-26553/2008. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|