Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2012 по делу n А26-1990/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

11 июля 2012 года

Дело №А26-1990/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Сериковой И.А.

судей Желтянникова В.И., Жиляевой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания: Суюнчалиевой С.Ю.

при участии:

от истца: не явился, извещен,

от ответчика: 1. Не явился, извещен,

2. Кацнельсон Е.Л. по доверенности от 02.07.2012г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8967/2012) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.03.2012г. по делу № А26-1990/2012 (судья Терешонок М.В.), принятое

по иску Заместителя прокурора Республики Карелия

к 1. Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия,

2. ООО "Северторг"

о признании недействительным договора аренды лесного участка в части

установил:

Заместитель прокурора Республики Карелия (далее – Прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия (местонахождение: Республика Карелия, г.Петрозаводск, Андропова ул.,д. 2/24 ОГРН 1071001000828, далее – ответчик, Министерство), Обществу с ограниченной ответственностью "Северторг" (местонахождение: Республика Карелия, г.Пудож, Пионерская ул., д.91 ОГРН 1101039000501, далее – ответчик, ООО «Северторг») о признании недействительным договора аренды лесного участка №4-з от 23.04.2010г. в части пункта 4.4.13 договора, как противоречащего статье 55 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктам 2 и 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007г. № 414 (далее – Правила).

Решением суда от 21.03.2012г. исковые требования удовлетворены.

Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить, поскольку решение принято с нарушением норм материального права. Министерство указывает на то, что формулирование в п. 4.4.13 договора обязанности арендатора «в том числе» принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (неоформленных в установленном порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора», является лишь частным случаем общего правила (обязанности) ликвидировать свалки. Министерство указывает на то, что данная обязанность не может исключать обязанность по ликвидации свалок, возникших в отсутствие вины арендатора.

Представитель ООО "Северторг" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие Прокурора Республики Карелия и представителей Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия.

Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.

Как установлено, 23.04.2010г. между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (правопредшественник Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, арендодатель) и ООО «Пяльмский лесопильный завод» (арендатор) заключен договор № 4-з аренды лесного участка площадью 8677,35га, расположенного по адресу: Республика Карелия, Пудожский муниципальный район в кварталах 10-11,26,31,49-50,63,69-70,82-83,94,103-104,114,131,135-137 Пудожского лесничества (ранее территория Пудожского лесхоза) в целях заготовки древесины.

Соглашением №2 о передаче прав и обязанностей по Договору лесного участка от 28.04.2011г. права и обязанности арендатора перешли к ООО «Северторг».

В соответствии с пунктом 4.4.13 договора аренды арендатор обязан соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах РФ; осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и повреждённых лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду, в том числе принимать меры по рекультивации своими силами и за свой счет свалок (не оформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора.

Полагая пункт 4.4.13 заключенного ответчиками договора аренды недействительным, Прокурор обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

Суд первой инстанции признал исковые требования правомерными и удовлетворил иск.

Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения ввиду следующего.

В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Лесным законодательством установлен принцип освоения лесов в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (ст. 12 Лесного кодекса РФ).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Частью 2 названной статьи установлено, что указанные в пункте 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

Данная обязанность также предусмотрена п.п. 4, 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007г. №414 (далее - Правила).

Кроме того, п.п. 5 и 6 Руководства по проведению санитарно – оздоровительных мероприятий, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007г. №523 (далее – Руководство), установлено, что лица, использующие леса в соответствии с договором аренды, выполняют санитарно-оздоровительные мероприятия (все или их часть) за собственные средства на основании проекта освоения лесов и результатов лесопатологических обследований с учетом требований настоящего Руководства.

Из анализа указанных положений Лесного кодекса Российской Федерации, Правил санитарной безопасности в лесах, Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий следует, что арендатор обязан ликвидировать свалки бытовых отходов своими силами и за свой счет на всем арендуемом лесном участке независимо от наличия его вины. В силу императивности вышеперечисленных норм договор не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии вины арендатора в загрязнении лесов.

Ввиду того, что статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения, оспариваемый пункт 4.4.13 договора аренды обоснованно признан судом первой инстанции недействительным.

Апелляционный суд отклоняет доводы Министерства о том, что условие пункта 4.4.13 договора не противоречит законодательству, поскольку является лишь частным случаем общего правила (обязанности) арендатора ликвидировать свалки и не освобождает арендатора от обязанности по ликвидации всех свалок. Как подтверждается судебно-арбитражной практикой, неясность формулировки аналогичных пунктов 4.4.13 договоров аренды лесных участков, заключенных Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия, позволяла арендаторам уклоняться от своей обязанности по ликвидации несанкционированных свалок именно со ссылкой на данное условие договора.

Таким образом, материалам дела дана всесторонняя и надлежащая оценка, обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворении я апелляционной жалобы Министерства.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.03.2012г. по делу № А26-1990/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

И.А. Серикова

Судьи

 

В.И. Желтянников

 

 Е.В. Жиляева

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2012 по делу n А56-4848/2012. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также