Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 по делу n А42-4579/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

10 июля 2012 года

Дело №А42-4579/2011

Резолютивная часть постановления объявлена     28 июня 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  10 июля 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Шестакова М.А.

судей  Кашина Т.А., Несмиян С.И.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Тутаевым В.В.

при участии: 

от истца: не явился, извещен,

от ответчиков: не явились, извещены,

от 3-х лиц: не явились, извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-6568/2012) Министерство финансов Мурманской области на решение  Арбитражного суда  Мурманской области от 14.02.2012 года по делу № А42-4579/2011 (судья Кузнецова О.В.), принятое

по иску ООО "УК "Мурманскжилсервис"

к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Мурманской области, Государственному областному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения г. Мурманска", Управлению Федерального казначейства по Мурманской области

3-е лицо: Министерство труда и социального развития Мурманской области

о взыскании убытков

 

установил:

В арбитражный суд Мурманской области обратилось ООО Управляющая компания «Мурманскжилсервис» (далее – истец, УК) с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (далее – ответчик 1, МФ РФ) и субъекту Российской Федерации - Мурманской области в лице Министерства финансов Мурманской области (далее – ответчик 2, МФ МО) о взыскании, с учетом уточнения исковых требований, убытков, понесенных в связи с предоставлением мер социальной поддержки населению по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за март 2010 года в сумме 18723,89 руб.

Решением арбитражного суда Мурманской области от 14.02.2012 года требования иска были удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик 2 подал апелляционную жалобу, указав в ней следующее.

По мнению подателя жалобы при рассмотрении дела арбитражным судом были допущены нарушения норм процессуального права, выразившимся в немотивированном положениями ст. 18 АПК РФ замене судьи при рассмотрении дела.

Кроме того указано на нарушение судом норм процессуального права, выразившегося в том, что после замены ответчиков разбирательства дела не начато сначала.

Также в жалобе указано на несогласие с решением суда, по основанию неправильного применения норм материального права, а именно не учтены положения федерального законодательства о бюджете РФ, положения постановления правительства МО от 15.02.07 г. № 121-ПП, о том что финансирование льгот гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Кроме того указано об отсутствии в материалах дела доказательств наличия со стороны ответчика незаконного бездействия или незаконных действий, которые привели к возникновению у истца убытков.

Также, по мнению подателя жалобы, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт нарушения Учреждением социальной защиты, имевшим договор с истцом, условий договоров от 23.12.09 г. №№ 119-ф и 119-р о компенсации расходов.

В судебное заседание представитель подателя жалобы не явился, извещен ответчик надлежаще.

Представители иных участников дела также в суд апелляционной инстанции не явились, что не является препятствием к рассмотрению дела по апелляционной жалобе ответчика 2.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, апелляционный суд полагает их несостоятельными, противоречащими представленным доказательствам и установленным по делу обстоятельства, а решение суда полагает законным, обоснованным, вынесенным при полном и тщательном исследовании материалов дела, правильном применении норм материального и процессуального права.

Как установлено судом первой инстанции, указано истцом, следует из представленных доказательств и по существу не опровергнуто ответчиком, в марте 2010 года истец являлся исполнителем жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению города Мурманска, в связи с чем, им производились начисление и сбор коммунальных платежей с граждан, проживающих в многоквартирных домах.

Наличие указанных обстоятельств послужило к тому, что 23.12.2009 г. между истцом  и Государственным Учреждением «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска (далее – Учреждение) были заключены договоры № № 1119ф и 119р о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (т.1 л.д. 13-27), а именно категории льготников определялись, по договору 119 р исходя из положений Закона Мурманской области от 23.12.2004 г. № 550-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан»; Закона Мурманской области от 27.12.2004 г. № 567-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки многодетных семей по оплате коммунальных услуг»; Постановления  Правительства Мурманской области от 15.03.2007 г. № 120-ПП «О порядке реализации мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированным липам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и многодетным семьям на территории Мурманской области».

По договору 119ф категории льготников определялись положениями нормативных актов: ФЗ «О ветеранах»; Закон РФ от 15.05.91 г. « О социальной поддержке граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; ФЗ «О социальной защите инвалидов»; ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»; ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и принятых в их развитие нормативных актов правительства РФ и Минсоцздрав РФ.

В силу пункта 2.1.1, 2.2.1, 2.2  договоров определен порядок взаимодействия между сторонами по поводу производства расчетов за предоставленные льготы и сверки начислений, в т.ч. автоматизированной.

Исковые требования, сформулированные истцом окончательно, правомерно удовлетворены судом, исходя из следующих положений нормативных актов.

В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

На основании пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ.

Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.

В соответствии с Законами Мурманской области от 23.12.2004 г. № 550-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» и от 27.12.2004 г. № 567-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки многодетных семей по оплате коммунальных услуг» отдельные категории граждан (ветераны труда и лица, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 г.; реабилитированные и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий; многодетные семьи) имеют льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Мурманской области от 15.03.2007 г. № 120-ПП «О порядке реализации мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированным липам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и многодетным семьям на территории Мурманской области» утверждены Правила расходования средств областного бюджета, выделяемых на реализацию мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, оказываемых ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и многодетным семьям на территории Мурманской области (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки гражданам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год.

Расчеты с исполнителем, осуществляющим соответствующие виды деятельности, производятся территориальными органами на основании документов, подтверждающих фактические расходы, после проверки права граждан на получение мер социальной поддержки. Учет граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с действующим законодательством, по месту жительства (пребывания) ведут Территориальные органы.

В соответствии с пунктом 5.2. постановления Правительства Мурманской области от 14.04.2010 г. № 160-ПП «О правилах предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Мурманской области и правилах предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг многодетным семьям в Мурманской области» и пунктом 5 постановления Правительства Мурманской области от 21.04.2010 г. № 171-ПП «О правилах предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан в Мурманской области» с 01 июля 2010 года признаны утратившими силу постановление Правительства Мурманской области от 15.03.2007 г. № 120-ПП и постановление Правительства Мурманской области от 15.03.2007 г. № 121-ПП.

Пунктами 4 постановлений Правительства Мурманской области от 14.04.2010 г. № 160-ПП и от 21.04.2010 г. № 171-ПП установлено, что период с 1 апреля по 30 июня 2010 года является переходным периодом, в течение которого учреждения осуществляют возмещение исполнителям жилищно-коммунальных услуг расходов, связанных с предоставлением до 1 апреля 2010 года мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с постановлениями Правительства Мурманской области от 15.03.2007 г. № 120-ПП и от 15.03.2007 г. № 121-ПП.

Таким образом, анализ указанных выше положений позволил суду придти к правомерному выводу об обоснованности требований к субъекту Федерации в лице финансового органа в части расходов по льготам, предоставленным категории граждан по договору 119р.

Также правомерными и обоснованными являются выводы суда в отношении исковых требований, удовлетворенных за счет МФ РФ.

В соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1, Федеральными законами от 24.11.1995 г. № 5-ФЗ, от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ, от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ, от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ, Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 2123-1 отдельные категории граждан имеют льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 г. № 652 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов (далее – Правила № 652). Финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год.

Поскольку расходы истца по предоставлению льгот не были возмещены в полном объ?ме уполномоченным от имени РФ органом, что привело к возникновению у него убытков, в виде расходов по оплате ресурсоснабжающим предприятиям стоимости оказанных льготным категориям граждан коммунальных услуг, требования иска обоснованно удовлетворены судом за счет казны РФ по данной категории.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом при рассмотрении дела допущены нарушения норм процессуального права, являются несостоятельными. Из материалов дела следует, что дело принято к производству судьей Кузнецовой О.В. и ею рассмотрено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Мурманской области  от 14.02.2012 года по делу №  А42-4579/2011оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. 

Председательствующий

М.А. Шестакова

 

Судьи

Т.А. Кашина

 

 С.И. Несмиян

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 по делу n А21-5983/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также