Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2012 по делу n А56-71923/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 05 июля 2012 года Дело №А56-71923/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2012 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Горшелева В.В., судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г., при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Фоменко О.И., при участии: от истца: Жукова С.В. по доверенности от 25.10.2011; от ответчика: Главатских А.В. по доверенности от 06.09.2011; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10927/2012) открытого акционерного общества "Водотеплоснаб" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.2012 по делу № А56-71923/2011 (судья Швецова Н.П.), принятое по иску ОАО "Водотеплоснаб" (ИНН 4703083505, ОГРН 1064703000010) к Администрации муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (ИНН 4703083456, ОГРН 1054700123543) о взыскании убытков, установил: ОАО "Водотеплоснаб" (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Администрации муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее – ответчик) с учетом принятых судом уточнений 183 373 руб. 03 коп. убытков. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.2012 в удовлетворении исковых требований отказано. Истец в апелляционной жалобе просит данное решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что истцом не заявлено требование, связанное с возмещением убытков, причиненных изданием акта органа местного самоуправления, а заявлено о возмещении убытков, причиненных последующим бездействием органа местного самоуправления, что исключает необходимость признания ненормативного акта в судебном порядке недействительным. Ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции правильным. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела, приказами комитета по тарифам и ценовой политике правительства Ленинградской области от 09.11.2007 года № 95-п, от 28.11.2008 года № 140-п и от 20.11.2009 года № 203-п были установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию. Кроме того, истец полагает, что приказами ЛенРТК от 09.11.2007 года № 95-п, от 28.11.2008 года № 140-п, от 20.11.2009 года № 203-п установлены экономически обоснованные тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению. Решением совета депутатов МО «Город Всеволожск» Всволожского муниципального района Ленинградской области № 95 от 19.12.2006 года, опубликованным в газете «Всеволожские вести» от 21.12.2007 года , № 4 от 17.02.2009 года и № 25 от 23.03.2010 года установлены цены для населения за холодное водоснабжение, канализацию, отопление и горячее водоснабжение. В обоснование исковых требований истец указывает, что ответчик совершил незаконное бездействие, так как не предусмотрел одновременно с принятием решений совета депутатов МО в бюджете МО «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области денежных средств, достаточных для погашения убытков у истца в связи разницей в тарифах, установленных ЛенРТК и Советом депутатов для населения, не установил и не реализовал порядок возмещения разницы в тарифах, возникших у организации коммунального хозяйства. По расчету истца, размер убытков, причиненных бездействием органа местного самоуправления, представляющих собой разницу в тарифах составляет 183 373 руб. 03 коп. Отказывая в удовлетворении исковых требований в полном объеме, арбитражный суд первой инстанции указал, что с заявлением об обжаловании бездействия ответчика, истец в суд не обращался, такого требования в настоящем иске не заявил. На основании положений статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также разъяснений пункта 3 письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 № 145 суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом в судебном порядке не оспаривались действия, бездействия органов местного самоуправления, следовательно, истцом не представлено доказательств с достоверностью подтверждающих незаконные действия, бездействия ответчика, либо издание ответчиком актов не соответствующих закону. Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям. Согласно положений статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют исполнительные органы власти субъектов Федерации. В этот перечень включены услуги по теплоснабжению. Размер платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, утверждается органами местного самоуправления (статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на период спорных правоотношений). Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №392 (далее - Постановление № 392) утверждены Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг (далее - Правила). В пункте 2 названного постановления предусмотрена необходимость органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органам местного самоуправления при принятии решений об установлении цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, определяемых в соответствии с региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг, одновременно устанавливать порядок возмещения разницы между платежами за жилье и коммунальные услуги, рассчитанными с использованием указанных цен и тарифов, и платежами, рассчитанными исходя из цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, установленных в соответствии с Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными Правительством Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 №541 установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100% экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано осуществить до 31.12.2005 переход к полному возмещению гражданами экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг. Следовательно, в силу прямого указания нормативных правовых актов орган местного самоуправления при утверждении для населения уровня платежей ниже 100% экономически обоснованных затрат на коммунальные услуги обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги. То обстоятельство, что Постановление № 392 утратило силу, не исключает обязанность органа местного самоуправления при принятии решений об установлении цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, определяемых в соответствии с региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг, одновременно устанавливать порядок возмещения разницы между платежами за жилье и коммунальные услуги, рассчитанными с использованием указанных цен и тарифов, и платежами, рассчитанными исходя из цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, установленных в соответствии с Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными Правительством Российской Федерации, а также компенсировать расходы. Факт нарушения прав истца на получение причитающихся ему денежных средств на уровне 100% его экономически обоснованных затрат по водоснабжению, теплоснабжению и водоотведению населения МО «Город Всеволжск», подтверждается Решениями органа местного самоуправления, которыми изначально тариф для населения, по которому оно оплачивает услуги истца по водоотведению, теплоснабжению и водоснабжению ниже, чем тариф для истца. Наличие причинно-следственной связи между возникшими у истца убытками и бездействиями ответчика непосредственно вытекает из того, что указанные Решения органа местного самоуправления приняты ответчиком и подписаны Главой Администрации Муниципального образования «Город Всеволжск». При этом, как разъясняется в пункте 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №145 от 31.05.2011 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами», тот факт, что ненормативный правовой акт не был признан в судебном порядке недействительным, а решение или действия (бездействие) государственного органа - незаконными, сам по себе не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного таким актом, решением или действиями (бездействием). В названном случае суд оценивает законность соответствующего ненормативного акта, решения или действий (бездействия) государственного или муниципального органа (должностного лица) при рассмотрении иска о возмещении вреда. Следует также учитывать, что в силу пункта 1 статьи 124 ГК РФ, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Таким образом, необоснованной является ссылка на пункт 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 145 от 31.05.2011, согласно которому при рассмотрении дела о возмещении вреда, причиненного вследствие издания правового акта, решения или действия (бездействия) государственного или муниципального органа (должностного лица), незаконность такого акта, решения или действия (бездействия), установленная судом в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, не подлежит переоценке в силу обязательности данного судебного акта (статья 16 АПК РФ). В данном случае в отношении возмещения истцу экономически необоснованных понесенных расходов в форме возмещения убытков ответчик выступает не как орган муниципальной власти, издавая государственно-властные предписания, а как равноправный субъект гражданско-правовых отношений, несущий ответственность за свои действия/бездействия. В свою очередь, истец позиционирует свои убытки не с изданием Решений Совета депутатов МО «Город Всеволжск», а с тем, что ответчиком не предпринято действий по компенсации истцу возникшей межтарифной разницы. Возможность и законодательная допустимость наличия такой разницы в результате деятельности органов местного самоуправления истцом не оспариваются. Однако наличие межтарифной разницы продиктовано деятельностью органа местного самоуправления, который обязан в таком случае, как отмечено выше, компенсировать соответствующие непокрытые расходы истца, как снабжающей организации. Размер понесенных истцом убытков подтвержден представленным в материалы дела расчетом истца, согласно которому убытки возникли как разница между фактической стоимостью оказанных истцом коммунальных услуг населению и суммой, начисленной населению в соответствии с Решениями органа местного самоуправления. Таким образом, с учетом разъяснений Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении №23 от 22.06.2006, апелляционный суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца убытки в заявленном им размере. Таким образом, решение арбитражного суда первой инстанции, как принятое при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, подлежит отмене, апелляционная жалоба – удовлетворению. Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы подлежат распределению по правилам статьи 110 АПК РФ. На основании изложенного и руководствуясь статьями 71, 176, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.2012 по делу № А56-71923/2011 отменить. Взыскать с Администрации МО «Город Всеволжск» Всеволжского муниципального района Ленинградской области в пользу ОАО «Водотеплоснаб» 183 373 руб. 03 коп. и расходы по госпошлине – 4 000 руб., а также в доход Федерального бюджета – 4 501 руб. 19 коп. госпошлину. Председательствующий В.В. Горшелев
Судьи Т.В. Жукова
Я.Г. Смирнова
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2012 по делу n А56-10074/2012. Изменить определение первой инстанции (по аналогии со ст.269, 272, п.36 Постановления Пленума ВАС от 28.05.2009 №36) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|