Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2012 по делу n А56-1965/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

02 июля 2012 года

Дело №А56-1965/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  02 июля 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Дмитриевой И.А.

судей  Сомовой Е.А., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания:  Брюхановой И.Г.

при участии: 

от заявителя: Белов В.В. по доверенности от 22.09.2011 № 48;

от ответчика: Петрова Н.В. по доверенности от 30.12.2011 № 16-18/14-15103.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9061/2012) ООО «Кожгалантерейное предприятие «Бебеля» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2012 по делу № А56-1965/2012 (судья Гранова Е.А.), принятое

по заявлению ООО «Кожгалантерейное предприятие «Бебеля»

к ГУ СПБ РО ФСС РФ

об оспаривании решения № 118 от 25.10.2011

 

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Кожгалантерейное предприятие «Бебеля» (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене Решения о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования № 118 от 25.10.2011, вынесенного Государственным учреждением Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд).

Решением суда первой инстанции от 21.03.2012 Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с  апелляционной жалобой, в которой просит решение суда по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции неверно истолковал пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее - Закон № 255-ФЗ), поскольку больничный лист на дополнительные 16 дней подлежит оплате Фондом и в случаях многоплодной беременности.

Фонд в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, а представитель Фонда, ссылаясь на их несостоятельность, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционным судом в соответствии с главой 34 АПК РФ.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в период с 26.09.2011 по 27.09.2011 Фондом проведена документальная выездная проверка Общества за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 по вопросам правильности расходования средства на обязательное социальное страхование в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд (в соответствии с законодательством, действующим на момент проверки).

В ходе проверки Фондом социального страхования выявлено нарушение пункта 1 статьи 10 Закона № 255-ФЗ - излишне оплачен листок нетрудоспособности на 16 календарных дней по беременности и родам при многоплодной беременности работнице Общества Кукконен Ольге Дмитриевне.

В связи с выявленными обстоятельствами, согласно статье 11.1.3 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах Обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165-ФЗ), не принято к зачету расходов на сумму 12 836,48 рублей.

Данное нарушение зафиксировано в Акте документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию №346 с/с от 28.09.2011.

По факту нарушения Фондом вынесено Решение № 118 от 25.10.2011, в соответствии с которым не приняты зачету расходы, произведенные Обществом, как страхователем - плательщиком единого социального налога, с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке в сумме 12 836,48 рублей.

Не согласившись с вынесенным решением, Общество оспорило его в судебном порядке.

Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о законности вынесенного Фондом решения № 118 от 25.10.2011 на основании следующего.

В силу статьи 1 Закона № 165-ФЗ обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Согласно пункта 1 статьи 9 Закона № 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора.

Статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 22 Закона № 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Согласно пункта 1 и 4 статьи 13 Закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованной женщины (за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 статьи 13 Закона № 255-ФЗ).

На основании статей 6, 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Закон № 81-ФЗ) право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию; пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы - женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию.

Назначение, исчисление и выплата пособий по беременности и родам по страховым случаям, наступившим после 01.01.2007, предусмотрены в главе 4 Закона № 255-ФЗ.

Согласно статье 2 Закона № 255-ФЗ право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию в связи с материнством (далее - застрахованные лица), при соблюдении условий, предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами. Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов (пункт 1 статьи 10 Закона № 255-ФЗ).

Финансирование выплаты пособий по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Закона № 255-ФЗ).

В соответствии с положениями Закона № 165-ФЗ и Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 № 22 «Об утверждении инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования» выплата пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, ежемесячного пособия за ребенком осуществляется за счет средств Фонда социального страхования через его отделения путем возмещения расходов организаций-работодателей.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона № 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Из существа вышеуказанных нормативных актов и пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание предпринимателем искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2004                     № 2901/04).

Как следует из материалов дела, Обществом был оплачен листок нетрудоспособности по беременности и родам продолжительностью 194 календарных дня, а также листок нетрудоспособности на 16 календарных дней в связи с осложненными родами.

Однако, из толкования пункта 1 статьи 10 Закона № 255-ФЗ следует, что дополнительные 16 дней оплачиваются, если осложненные роды имели место при одноплодной беременности, в то время как многоплодная беременность изначально приравнивается к осложненной, в связи с чем отпуск по беременности и родам законодательно увеличен на 54 дня.

Данный вывод также подтверждается Инструкцией о порядке предоставления послеродового отпуска при осложненных родах, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации 23.04.1997 № 01-97, согласно положениям которой, многоплодные роды считаются осложненными.

Кроме того, в соответствии со статьей 255 ТК РФ женщинам по их заявлению и в соответствии с медицинским заключением предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном законом размере. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

Из анализа статьи 255 ТК РФ следует, что после родов женщине предоставляется отпуск продолжительностью 70 дней, в случае осложненных родов - продолжительностью 86 дней. При рождении двух и более детей женщине после родов предоставляется отпуск продолжительностью 110 дней. Поскольку расширительному толкованию данная норма не подлежит, то женщине при рождении двух и более детей после родов должен быть предоставлен отпуск продолжительностью 110 дней. Возможность сложения послеродового отпуска продолжительностью 110 дней при рождении двух и более детей и 16 дней отпуска, дополнительно предоставляемых женщинам в случае осложненных родов, статьей 255 ТК РФ не предусмотрена.

Рассматривая спор, суд первой инстанции правильно оценил представленные Обществом и Фондом в подтверждение своих доводов доказательства и пришел к выводу о том, что пособие по беременности и родам, выплаченное Обществом Кукконен О.Д. за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 16 календарных дней в случае осложненных родов, следует признать расходом, произведенным страхователем-плательщиком единого социального налога с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию.

При этом, ссылки Общества на Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листов нетрудоспособности» судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку спор возник в 2009 году.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных им требований, в связи с чем данное решение суда не подлежит отмене, в связи с чем апелляционная жалоба Общества подлежит отклонению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе остаются на Обществе.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2012 по делу № А56-1965/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.  

Председательствующий

И.А. Дмитриева

Судьи

Е.А. Сомова

 Н.О. Третьякова

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2012 по делу n А56-69832/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Произвести замену стороны ее правопреемником (ст.48 АПК)  »
Читайте также