Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2012 по делу n А21-1671/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

27 июня 2012 года

Дело №А21-1671/2012

Резолютивная часть постановления объявлена  25 июня 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  27 июня 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Дмитриевой И.А.

судей  Сомовой Е.А., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания:  Куписок А.Г.

при участии: 

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчиков: не явились, извещены;

от 3-х лиц: не явились, извещены.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8691/2012) УФССП по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.03.2012 по делу                      № А21-1671/2012 (судья Зинченко С.А.), принятое

по заявлению ОАО «Калининградский янтарный комбинат» в лице К/у Лапидус Р.В.

к Отделу по Светлогорскому городскому округу УФССП по Калининградской области, УФССП по Калининградской области

3-и лицо: УФК по Калининградской обл., МРИ ФНС № 10 по Калининградской области

о признании незаконным бездействия и обязании направить платежное поручении о возврате излишне взысканного исполнительского сбора

установил:

Открытое акционерное общество «Калининградский янтарный комбинат» (ИНН 3912010403, адрес местонахождения: 238580, Калининградская обл.,                            г. Светлогорск, пгт. Янтарный, ул. Балебина, д. 1; далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением (в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)) о признании бездействия Отдела по Светлогорскому городскому округу Управления Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области (далее - отдел) и Управления Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области (далее - Управление) незаконными и обязать Управление направить в Управления Федерального казначейства по Калининградской области платежное поручение о возврате открытому акционерному обществу «Калининградский янтарный комбинат» излишне взысканного исполнительского сбора по исполнительным производствам № 27/20/14988/1/200 и 27/20/5148/1/2009 в общей сумме 806 741,26 руб.

Определением суда от 13.03.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Калининградской области и Управление Федерального казначейства по Калининградской области

Управление Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

Решением суда первой инстанции от 23.03.2012 заявление удовлетворено. Заявление открытого акционерного общества «Калининградский янтарный комбинат» удовлетворено частично. Суд признал незаконным бездействие Отдела по Светлогорскому городскому округу Управления Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области, выразившиеся в невозврате открытому акционерному обществу «Калининградский янтарный комбинат» излишне взысканного исполнительского сбора по исполнительным производствам                               № 27/20/14988/1/2009 и 27/20/5148/1/2009 в общей сумме 806 741,26 руб. Суд обязал Управление Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области направить в Управление Федерального казначейства по Калининградской области платежное поручение о возврате открытому акционерному обществу «Калининградский янтарный комбинат» излишне взысканного исполнительского сбора по исполнительным производствам № 27/20/14988/1/200 и 27/20/5148/1/2009 в общей сумме 806 741,26 руб. в течение десяти дней с даты вступления решения суда в законную силу. В остальной части требований отказано.

Управление Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Калининградской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, подало апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое в части решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств дела, а также неправильное применение норм материального и процессуального права.

Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон исполнительного производства, поскольку они извещены надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в обжалуемой части.

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству, а жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.

Согласно статье 329 АПК РФ постановления и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другим федеральным законом, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.

Из содержания части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления иных органов, должностных лиц незаконными является его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данными действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц входят проверка соответствия оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов и установлено судом первой инстанции, судебным приставом-исполнителем Отделения по Светлогорскому ГО УФСС по Калининградской области Белокопытовой О.П. были вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора: от 30.07.2009 по исполнительному производству №27/20/14988/1/2009 - в размере 2 054 974,17 руб.; от 24.12.2010 по исполнительному производству № 27/20/4848/1/2009 - в размере 1 359 947,12 руб.; от 24.12.2010 по исполнительному производству № 27/20/5148/1/2009 - в размере                  1 171 990,88 руб.; от 24.12.2010 по исполнительному производству                                        № 27/20/10074/1/2010 - в размере 43 056,30 руб.; от 24.12.2010 в рамках исполнительного производства № 27/20/12080/9/2010 в размере 30 296,05 руб.

Платежным поручением № 4093 от 12.04.2010 исполнительский сбор в размере 2 054 974,17 руб. по исполнительному производству № 27/20/14988/1/2009 перечислен Отделом на счет УФК по Калининградской области (Управление Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области).

Платежным поручением № 4104 от 12.04.2010 исполнительский сбор в размере 1 171 990,88 руб. по исполнительному производству № 27/20/5148/1/2009 перечислен Отделом на счет УФК по Калининградской области (Управление Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области).

Решением Арбитражного суда Калининградской области по делу                                   № А21-2605/2011 от 03.08.2011, вступившим в законную силу 02.11.2011, уменьшен исполнительский сбор по исполнительным производствам: № 27/20/14988/1/2009 до 1 541 230,63 руб.; № 27/20/4848/1/2009 до 1 019 960,34 руб.; № 27/20/5148/1/2009 до 878 993,16 руб.; № 27/20/12080/9/2010 до 22 722,04 руб.

Суд, частично удовлетворяя заявление, правомерно исходил из следующего.

Возвращение исполнительского сбора предусмотрено частями 9, 10 статьи 112 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ).

Так, согласно части 9 приведенной нормы при уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.

В соответствии с частью 11 статьи 112 Закона № 229-ФЗ возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно пункта 3 Правил возврата должнику исполнительского сбора, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 550 (далее - Правила) возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

Заявитель направил в адрес Отдела по Светлогорскому ГО УФССП по Калининградской области заявление исх. № 324 от 14.12.2011, соответствующее по своему содержанию требованиям Правил. Заявление получено отделением 20.12.2011.

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что возврат исполнительского сбора, перечисленного должником на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, до момента перечисления его на счета, открытые органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

Согласно пункта 5 Правил возврат исполнительского сбора, перечисленного на счета, открытые органам Федерального казначейства, предусмотренные п. 4 Правил, осуществляется территориальными органами Федерального казначейства на основании платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его представления в территориальный орган Федерального казначейства.

Срок представления платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов) не может превышать 10 дней с даты принятия заявления, предусмотренного пунктом 3 Правил, структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

В соответствии с пунктом 6 Правил возврат исполнительского сбора производится в срок, не превышающий 30 дней с даты принятия заявления, предусмотренного пунктом 3 Правил, структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Отделом предпринимались действия, направленные на возврат исполнительского сбора. В установленный срок ответ должнику направлен не был.

Таким образом, суд первой инстанции, придя к правомерному выводу о том, что оспариваемые бездействия произведены в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения Отделом по Светлогорскому городскому округу Управления Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области своих обязанностей, а также нарушают права и интересы Общества, правомерно  удовлетворил заявление.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.03.2012 по делу № А21-1671/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

И.А. Дмитриева

Судьи

Е.А. Сомова

 Н.О. Третьякова

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2012 по делу n А56-47305/2011. Отменить решение, Утвердить мировое соглашение, Прекратить производство по делу (ст.139, 269 АПК)  »
Читайте также