Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2012 по делу n А26-8227/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

26 июня 2012 года

Дело №А26-8227/2011

Резолютивная часть постановления объявлена     20 июня 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  26 июня 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Старовойтовой О.Р.

судей  Горбик В.М., Жиляевой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания:   помощником  судьи   Куклиной   Ю.И.

при участии: 

от истца:  не  явился,  извещен

от ответчиков:  1)  не  явился,  извещен, 2) Мяхрюшин  И.А.   доверенность  от  20.12.2011г.,   паспорт

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер  13АП-7601/2012, 13АП-8692/2012) 1) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, 2) Общества с ограниченной ответственностью "Агроводснаб"

на решение   Арбитражного суда  Республики Карелия от  26.03.2012г. по делу № А26-8227/2011 (судья Дружинина  С.И.), принятое

по иску  Заместителя  прокурора Республики Карелия

к  1) Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия, 2) Обществу с ограниченной ответственностью "Агроводснаб"

о  признании  недействительным   договора   аренды  лесного  участка № 71-з  от 15.01.2010г.  в  части

 

установил:

Исполняющий   обязанности  заместителя прокурора Республики Карелия (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия  с  иском (с учётом удовлетворённого судом ходатайства об уточнении исковых требований в судебном заседании 22.02.2012г.)  о признании недействительным в  части фразы «возникших по вине Арендатора» пункта 4.4.13 договора аренды лесного участка №71-з от 15.01.2010г.,  заключенного   между   Министерством  по природопользованию и экологии Республики Карелия, место  нахождения: 185035, Карелия Респ, Петрозаводск г, Андропова ул, 2/24,  ОГРН: 1071001000828  (далее -  Министерство) и  Обществом с ограниченной ответственностью "АГРОВОДСНАБ",  место  нахождения: Карелия Респ, Прионежский р-н, Мелиоративный п, Лесная ул, 2,  ОГРН: 1021001116366  (далее - ООО «АГРОВОДСНАБ»,   Общество), как противоречащего статье 55 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктам  2 и 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007г. № 414.

Решением  суда  от  26.03.2012г.  исковые  требования  удовлетворены.

На  решение   суда  поданы  апелляционные  жалобы Министерством  и  Обществом,  в  которых податели   апелляционных  жалоб  просят  решение  от  26.03.2012г.   отменить,  полагая,  что  условие  пункта 4.4.3  договора,   возлагающее  на  арендатора  обязанность  по   ликвидации   несанкционированных  свалок,  возникших  по  его  вине,   не  противоречит  законодательству,   так как  формулировка  оспариваемого  пункта,  содержащего  союз «в  том  числе»,  не  препятствует  арендодателю   требовать  от  арендатора ликвидировать любые  несанкционированные  свалки,  в  том  числе  возникшие  по  вине  арендатора.

Общество  в  апелляционной   жалобе,  кроме  того,   отмечает,  что  прокурор,   предъявивший  иск  в  порядке  статьи  52  Арбитражного   процессуального   кодекса   Российской  Федерации,  должен  представить  доказательства того,  что  спорный  договор  нарушает государственные  и  общественные  интересы,   и  каким  образом  признание   недействительным   спорного   условия   повлечет   восстановление нарушенных  прав  лиц,  в  защиту  которых  подан  настоящий  иск.

В  судебном  заседании   представитель  Общества   поддержал  доводы  апелляционной   жалобы.

В  письменном  отзыве  на  апелляционные  жалобы  Прокурор   просит  оставить  решение  без  изменения,   апелляционные  жалобы  -   без  удовлетворения.

Извещенные  надлежащим  образом  о   времени  и  месте  судебного   разбирательства   Прокурор,  Министерство   своих  представителей   в  судебное  заседание   не  направили,  поэтому  апелляционные  жалобы  рассмотрены    в  их  отсутствие.

Законность  и   обоснованность   обжалуемого  решения  проверены  в  апелляционном  порядке.

Как следует  из  материалов  дела, между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодатель), правопреемником которого является Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, и ООО «АГРОВОДСНАБ» (арендатор) заключен договор № 71-з от 15.01.2010г. аренды лесного участка площадью 21614 га, расположенного по адресу: Республика Карелия, Кондопожский  муниципальный район Кондопожское лесничество согласно характеристикам, указанным в пункте 1.2 договора.

 Срок действия договора установлен с момента его государственной регистрации до 11.11.2024г. (пункт 7.1 договора).

  Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним  16.02.2010.

Согласно пункту 4.4.13 договора аренды арендатор обязан соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах РФ; осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и повреждённых лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду, в том числе принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счёт свалок (не оформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора.

Полагая пункт 4.4.13 заключенного ответчиками договора аренды недействительным, Прокурор обратился с настоящим иском в арбитражный суд.             Исследовав материалы дела, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение, которым иск Прокурора удовлетворен,  не подлежит отмене, учитывая следующее.

В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В соответствии с частью 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Частью 2 этой же статьи установлено, что указанные в пункте 4 части 1 настоящей статьи меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

Согласно пункту 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 (далее - Правила), санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

Пунктом 4 этих же Правил установлено, что на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.

Согласно пунктам 5 и 6 Руководства по проведению санитарно – оздоровительных мероприятий, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 N 523 (далее – Руководство), выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляется в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации и Правилами санитарной безопасности в лесах путем размещения заказов на выполнение этих работ, кроме случаев, когда это возложено на лица, использующие леса. Лица, использующие леса в соответствии с договором аренды, выполняют санитарно-оздоровительные мероприятия (все или их часть) за собственные средства на основании проекта освоения лесов и результатов лесопатологических обследований с учетом требований настоящего Руководства.

Таким образом, частью 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах установлена обязанность арендатора лесного участка по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий.

Частью 1 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.

В силу пункта 3 части 5 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Из анализа приведенных выше положений Лесного кодекса Российской Федерации, Правил санитарной безопасности в лесах, Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий следует, что арендатор обязан ликвидировать свалки бытовых отходов своими силами и за свой счет на всем арендуемом лесном участке независимо от наличия его вины в  их  возникновении.

Поскольку статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения, оспариваемый в иске пункт 4.4.13 договора аренды правомерно признан судом первой инстанции недействительным.

Доводы  подателей   апелляционных  жалоб  о том,  что  условие  пункта 4.4.13  договора  не   противоречит  законодательству,  которое  не   исключает   обязанности  арендатора  по  ликвидации  свалок,  в  том  числе  возникших  по  его  вине,   как  это  следует  из  текста  пункта 4.4.13  договора,  не  принимаются  апелляционным   судом,  поскольку  как  подтверждается  судебно-арбитражной  практикой,   неясность  формулировки  аналогичных  пунктов  4.4.13  договоров  аренды  лесных  участков,  заключенных  Министерством  по  природопользованию  и  экологии  Республики   Карелия,  позволяла  арендаторам  уклоняться   от  своей  обязанности  по  ликвидации  несанкционированных  свалок  именно  со  ссылкой  на  данное  условие   договора.

Таким  образом,  иск  Прокурора,  удовлетворение  которого   исключает противоречия  в   толковании   спорного  условия  договора,  направлен  на  обеспечение  интересов   Республики   Карелия  при  реализации  полномочий  по  охране,  защите  лесов,  при  этом  право   прокурора  на  предъявление  настоящего  иска  основано  на   положениях  части 1  статьи  52  Арбитражного   процессуального   кодекса  Российской  Федерации.

С  учетом  изложенного  апелляционный  суд  не   находит  оснований  для  удовлетворения   апелляционных  жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями  269,  271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия  от  26  марта  2012  года по делу №  А26-8227/2011  оставить  без  изменения,   апелляционные  жалобы   -  без  удовлетворения.

Председательствующий

О.Р. Старовойтова

 

Судьи

В.М. Горбик

 

 Е.В. Жиляева

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2012 по делу n А21-8035/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также