Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2012 по делу n А56-69736/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

20 июня 2012 года

Дело №А56-69736/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  18 июня 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  20 июня 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Дмитриевой И.А.

судей  Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания:  Алыбиной Ж.А.

при участии: 

от заявителя: Чогин Ф.П. – президент;

от ответчика: Алексеев С.А. по доверенности от 10.01.2012 № 18/00002;

Левшин Д.В. по доверенности от 12.04.2012 № 18/06289.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-8156/2012, 13АП-8035/2012) ЗАО «НПО «Росмаш», Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №23 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.03.2012 по делу № А56-69736/2011 (судья А.Е. Градусов), принятое

по заявлению ЗАО «НПО «Росмаш»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №23 по Санкт-Петербургу

о признании бездействия незаконным, обязании принять решение по налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2008 года

 

 

установил:

ЗАО «Научно-производственное объединение Росмаш» (далее – заявитель, ЗАО «НПО Росмаш», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция), выразившееся в не принятии налоговой декларации и не проведении налоговой проверки и обязать налоговый орган принять решение в порядке пункта 2 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) по налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2008 года.

Решением суда первой инстанции от 20.03.2012 суд признал  незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России № 23 по Санкт-Петербургу, выразившееся в не принятии налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2008 года и не проведении налоговой проверки и обязал Инспекцию принять соответствующее решение по результатам проверки представленной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2008 года в порядке, предусмотренном статьей 176 НК РФ. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Инспекция просит отменить решение (пункты 1 и 2 резолютивной части решения) и отказать Обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

ЗАО «НПО Росмаш» также обратилось с апелляционной жалобой и просит изменить решение суда от 20.03.2012 и исключить пункты 1 и 3 резолютивной части решения.

В заседании суда апелляционной инстанции представители сторон  поддержали доводы жалоб, настаивая на их удовлетворении.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Апелляционная инстанция установила следующее.

12.02.2011 ЗАО «НПО Росмаш» представило в налоговый орган декларацию по НДС за 2008 год.

18.08.2011 налогоплательщик представил в налоговый орган декларацию по НДС за 3 квартал 2008 года, сообщив в сопроводительном письме, что ранее представленная декларация является вторым экземпляром декларации по НДС за 2 квартал 2008 года, ошибочно высланным в налоговый орган.

Письмом от 29.08.2011 № 22/18157 налоговый орган предложил налогоплательщику представить уточненную налоговую декларацию.

В этот же день налоговый орган направил в адрес налогоплательщика Уведомление об отказе в приеме документов от 29.08.2011 № 2701 22/18158, согласно которому первичная налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2008 года не может быть принята по основаниям, предусмотренным п. 133 Административного регламента ФНС России, утвержденного приказом Минфина России от 18.01.2008   № 9н – представление налоговой декларации по неустановленной форме (установленному формату) и в неустановленном порядке (старая форма).

Полагая, что, отказываясь принять декларацию по НДС за 3 квартал 2008 года, налоговый орган фактически уклоняется от проведения проверки и возмещения НДС, и такое бездействие налогового органа противоречит Закону и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, последний обратился в арбитражный суд.

Суд первой инстанции удовлетворил заявление Общества частично.

Апелляционный суд считает, что решение суда подлежит отмене, исходя из следующего.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно пунктов 3 и 4 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.

Таким образом, в силу требований статьи 80 НК РФ у налогового органа имеется обязанность в принятии деклараций представленных только по установленной форме. Декларации, составленные налогоплательщиками не по установленной форме признаются не поданными и не подлежат камеральной проверке Инспекцией.

Со дня официального опубликования актов, утверждающих новые формы налоговых деклараций (расчетов), в которых указано на их вступление (применение) начиная с представления декларации (расчета) за соответствующий налоговый (отчетный) период, следует применять утвержденные ими формы налоговых деклараций (расчетов).

Приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н (далее - Приказ № 104н) утверждены форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядок ее заполнения. Минюстом России Приказ № 104н зарегистрирован 24.12.2009.

Согласно п. 3 Приказа № 104н данный Приказ вступает в силу начиная с представления налоговой декларации за IV квартал 2009 г.

Данный Приказ был опубликован в «Российской газете» № 9 от 20.01.2010.

Декларация за 3-й квартал 2008 года должна быть подана по старой форме.

Кроме того, в соответствии пунктом 133 Приказа Минфина Российской Федерации от 18.01.2008 № 9н установлено, что налоговая декларация (расчет) не принимается у налогоплательщика (его представителя) по следующим основаниям: представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату) и не в установленном порядке.

Пункт 134 Приказа Минфина Российской Федерации от 18.01.2008 № 9н предусматривает, что при наличии оснований, предусмотренных пунктом 133 настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, информирует налогоплательщика (его представителя) о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины в устной форме в случае, если налоговая декларация (расчет) представлена налогоплательщиком лично или через представителя, либо соответствующим уведомлением, направленным налогоплательщику (его представителю) почтовым отправлением заказным письмом.

В силу требований статьи 80 НК РФ у Инспекции отсутствовали основания для проверки декларации за 3 квартал 2008 года, представленной не по установленной форме.

Поскольку налоговым органом было направлено в адрес налогоплательщика уведомление о необходимости представить декларацию по установленной форме, а доказательств невозможности предоставления декларации по старой форме в установленные налоговым органом сроки Обществом не представлено, требования в части признания незаконным бездействия налогового органа удовлетворению не подлежат.

Доводы Общества о том, что Инспекцией декларация за 2008 год по новой форме была принята Инспекцией, подлежит отклонению, поскольку нарушение налоговым органом требований действующего законодательства при принятии  декларации за 2008 год не может являться основанием для последующего нарушения требований НК РФ и проведению камеральной проверки декларации представленной по неустановленной форме.

Так же не подлежат удовлетворению и требования об обязании налогового органа принять решение в порядке пункта  2 статьи 176 НК РФ по налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2008 года.

Положения главы 21 НК РФ, в том числе статьи 176, устанавливают определенный порядок реализации налогоплательщиком права на возмещение НДС.

Согласно этому порядку рассмотрение заявлений налогоплательщиков о возмещении НДС и принятие по ним решений отнесены к компетенции налоговых органов, которые принимают такие решения по результатам проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации и приложенных к ней документов, а также дополнительно истребованных на основании пункта 8 статьи 88 НК РФ документов, подтверждающих в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

Как определено пунктом 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

В силу части 1 статьи 4 АПК РФ в суд налогоплательщик может обратиться только в случае нарушения его права на возмещение НДС, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной главой 21 НК РФ процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.

Под несоблюдением налогоплательщиком установленной НК РФ административной процедуры возмещения НДС следует понимать, в том числе не представление в налоговый орган налоговой декларации по утвержденной форме.

В силу правовой позиции, изложенной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 № 65, в случае выявления факта несоблюдения налогоплательщиком административной процедуры при рассмотрении его заявления о обязании возместить НДС суд отказывает в удовлетворении такого заявления, имея в виду, что законность бездействия оценивается судом исходя из обстоятельств, существовавших в период бездействия.

Учитывая то обстоятельство, что налогоплательщиком не исполнена обязанность по предоставлению в Инспекцию налоговой декларации за 3 квартал 2008 года по установленной форме, и у Инспекции отсутствовали правовые основания для проведения камеральной проверки декларации, апелляционный суд признает не соблюденной Обществом административной процедуры возмещения НДС, в связи с чем считает, что требования об обязании налогового органа  принять решение в порядке пункта  2 статьи 176 НК РФ по налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2008 года удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.03.2012 по делу № А56-69736/2011 отменить.

В удовлетворении заявленных требований ЗАО «Научно-производственное объединение Росмаш» отказать.

Председательствующий

И.А. Дмитриева

Судьи

М.Л. Згурская

 Н.О. Третьякова

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2012 по делу n А56-37631/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также