Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2012 по делу n А26-11676/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

19 июня 2012 года

Дело №А26-11676/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  19 июня 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  И.Г.Савицкой,

судей  И.Б.Лопато, А.Б. Семеновой,

при ведении протокола судебного заседания:  А.С.Крыловой

при участии: 

от истца (заявителя): не явился (извещен)

от ответчика (должника): Манцырева С.С. по доверенности от 27.03.2012;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Медвежьегорский леспромхоз» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.02.2012 по делу № А26-11676/2011 (судья Свидская А.С.), принятое

по иску (заявлению) ООО «Медвежьегорский леспромхоз»

к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия

об оспаривании постановлений о назначении административных наказаний от 20.12.2011 № 918/11л и № 919/11л

 

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Медвежьегорский леспромхоз» (ОГРН 1021001010029; место нахождения: Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ул. Заводская, д. 3) (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлениями к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - ответчик, Министерство, административный орган) о признании незаконными и отмене постановления № 949/11л от 01.12.2011 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 24.02.2012 суд отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе ООО «Медвежьегорский леспромхоз» просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом статей 4.4 и 4.5 КоАП РФ.

ООО «Медвежьегорский леспромхоз» извещено надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направило.

Представитель Министерства доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО «Медвежьегорский леспромхоз» осуществляет заготовку древесины на основании договора аренды лесного участка №87-з, заключенного 25 декабря 2008 года с Министерством лесного комплекса Республики Карелия, на лесном участке общей площадью 414 632 га, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 10:10:00 00 00:045, расположенного в Медвежьегорском и Онежском кадастровых районах на территории Государственного учреждения Республики Карелия (далее - ГУ РК) «Медвежьегорское центральное лесничество».

27.02.2012 обществом подана лесная декларация № 6 об использовании в период с 08.03.2010 по 07.03. 2011 леса для заготовки древесины на лесном участке ГУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество», в том числе в квартале 129 выделах 1, 2 делянке 1 Пиндушского участкового лесничества.     

29.07.2011 представителем Министерства, лесничим Кузнецовой А.Н., действующей на основании доверенности № 10АА0018370 от 25.10.2010, без участия представителя лесопользователя, извещенного о времени и месте приемки лесосек надлежащим образом (штамп ответчика на извещении - л.д.48), была проведена приемка лесосеки в квартале 129 выделах 1, 2 делянке 1 Пиндушского участкового лесничества, в ходе которой выявлены и отражены в акте приемки лесосек (освидетельствования мест рубок) от 29.07.2011 нарушения лесохозяйственных требований, в том числе оставление в лесу на летний период неокоренной древесины без обработки инсектицидами в общем объеме 51,56 куб.м.      

Извещением № 1974 от 20.09.2011 должностное лицо лесничества уведомило ООО «Медвежьегорский леспромхоз» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.     

По факту выявленного нарушения 27.09.2011 лесничим Пиндушского участкового лесничества ГУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество» - государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Республики Карелия Кузнецовой А.Н. в отношении ООО «Медвежьегорский леспромхоз» без участия его представителя составлен протокол № 32 от 27.09.2011 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ. В протоколе указано на нарушение обществом пункта 44 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2007 № 414.     

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №949/11л от 12.10.2011 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ООО «Медвежьегорский леспромхоз» назначено на 01.12.2011. Указанное определение получено обществом 24.10. 2011.     

Дело об административном правонарушении рассмотрено 01.12.2011 начальником отдела государственного лесного контроля и пожарного надзора Министерства - заместителем главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия Коханским С.А. без участия представителя общества, извещенного о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом.

По результатам рассмотрения дела вынесено постановление № 949/11л от 01.12.2011 о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.31 КоАП РФ в виде взыскания 5 000 руб. административного  штрафа.     

Не согласившись с законностью вынесенного постановления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу. Общество указало, что оно дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же правонарушение со ссылкой на постановление Министерства № 948/11л от 01.12.2011 о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ.  Из постановления № 948/11л от 01.12.2011 следует, что основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ послужил факт нарушения обществом пункта 7 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 №184, выразившийся в оставлении не вывезенной в установленный срок древесины на том же участке леса.

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы общества и выслушав позицию Министерства, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины. Согласно части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В период осуществления заготовки древесины и проведения освидетельствования лесосеки действовали Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 184 и устанавливающие требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации (далее - Правила заготовки древесины от 16.07.2007 №184). Пунктом 7 указанных Правил было предусмотрено, что рубка лесных насаждений, хранение и вывоз древесины с каждой лесосеки осуществляется в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации, в которой предусматривается рубка лесных насаждений на данной лесосеке, или с даты заключения договора купли-продажи лесных насаждений. Древесина считалась вывезенной с мест рубок, если она подвезена к складам, расположенным около сплавных путей, железных и автомобильных дорог, к местам для переработки, установкам и приспособлениям, а также к складам, расположенным около лесных дорог. Изменение указанных сроков рубки лесных насаждений и вывоза древесины допускалось вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы.

Частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах. Правила санитарной безопасности в лесах, устанавливающие единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 №414 (далее - Правила санитарной безопасности). Согласно пункту 44 указанных Правил в весенне-летний период не допускается хранение (оставление) в лесах заготовленной древесины более 30 дней без удаления коры (без окорки) или обработки пестицидами. Конкретные сроки (даты) запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной или не обработанной пестицидами заготовленной древесины по лесорастительным зонам и лесным районам устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства.

В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 09.03.2011 №61 «Об утверждении перечня лесорастительных зон Российской Федерации и перечня лесных районов Российской Федерации» Медвежьегорский район Республики Карелия отнесен к Средне-таежному району европейской части Российской Федерации. Согласно пункту 72 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 №523 все лесопользователи при оставлении (хранении) заготовленной древесины в лесах в весенне-летний период на срок более 30 дней обязаны принять меры по предохранению ее от заселения стволовыми вредителями, в этих целях древесина в виде круглых лесоматериалов (сортиментов), долготья или хлыстов должна быть окорена или обработана инсектицидами. Период запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) лесопродукции на срок более 30 дней установлен в Приложении 8 к указанному приказу для средней и южной тайги - с 15 мая по 15 августа.

Нарушение обществом при осуществлении заготовки древесины пункта 44 Правил санитарной безопасности в лесах в части оставления в квартале 129 выделах 1, 2 делянке 1 Пиндушского участкового лесничества обществом неокоренной и необработанной пестицидами древесины на срок более 30 дней на период запрета в летний период подтверждаются материалами дела, в том числе, актом приемки лесосек (освидетельствования мест рубок) от 29.07.2011, ведомостью перечета при освидетельствовании мест рубок, ведомостями материально-денежной оценки лесосек при сплошном и ленточном перечете, протоколом об административном правонарушении № 32 от 27.09.2011.     

Проанализировав вышеприведенные нормы, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что частью 1 статьи 8.25 и частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ предусмотрены два разных состава правонарушений, которые характеризуются различными видовыми объектами посягательства (общественные отношения, связанные с соблюдением правил заготовки древесины; общественные отношения, связанные с обеспечением санитарной безопасности в лесах). Привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ не исключает возможность привлечения лесопользователя к ответственности по части 1 статьи 8.31 КоАП РФ.

Апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы общества о том, что оно дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же нарушение, и не нашел оснований для применения положений частей 2 и 3 статьи 4.4. КоАП РФ.

 Административным органом при проведении приемки лесосеки в квартале 129 выделах 1, 2 делянке 1 Пиндушского участкового лесничества выявлены два самостоятельных события административных правонарушений - оставление не окоренной и не обработанной пестицидами древесины и оставление не вывезенной в установленный срок древесины, ответственность за совершение которых предусмотрена разными статьями КоАП РФ - частью 1 статьи 8.31 и частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ. Составы указанных правонарушений характеризуются различными видовыми объектами посягательства (общественные отношения, связанные с обеспечением санитарной безопасности в лесах, и общественные отношения, связанные с соблюдением правил заготовки древесины) и различной объективной стороной правонарушения, на что обоснованно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении.

Суд также установил наличие в действиях заявителя субъективной стороны правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, указав, что из материалов дела следует, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил заготовки древесины и санитарной безопасности в лесах, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Суд первой инстанции проверил соблюдение административным органом процедуры производства по делу об административном правонарушении, а также сроков, установленных статьей 4.5 КоАП РФ, и никаких нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемого акта, не установил. Гарантированные законом процессуальные права лица, привлекаемого к административной ответственности, административным органом были соблюдены. При этом суд учел, что вмененное обществу административное правонарушение относятся к нарушениям законодательства об охране окружающей среды, по которым частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности.

Апелляционный суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя Министерства, проверив правильность применения судом первой инстанции материальных и процессуальных норм, не находит оснований для переоценки выводов суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.02.2012 по делу № А26-11676/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Медвежьегорский леспромхоз» - без удовлетворения.

Председательствующий

И.Г. Савицкая

Судьи

И.Б. Лопато

 А.Б. Семенова

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2012 по делу n А56-64701/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также