Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2012 по делу n А21-9323/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 18 июня 2012 года Дело №А21-9323/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2012 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Полубехиной Н.С. судей Горбик В.М., Старовойтовой О.Р. при ведении протокола судебного заседания: Коросташовым А.А. при участии: от истца: представителя по доверенности от 30.12.2009г. Коркина И.А. от ответчика: не явились (извещены) от 3-х лиц: 1 – представителя по доверенности от 29.12.2011г. Антоновой М.А., 2 – не явился (извещен) рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7927/2012, 13АП-7930/2012) Агентства по имуществу Калининградской области, Министерства социальной политики Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.03.2012 по делу № А21-9323/2011 (судья Талалас Е.А.), принятое по иску Агентства по имуществу Калининградской области к ТУ Росимущества в Калининградской области, Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области» 3-и лица: Министерство социальной политики Калининградской области, Управление Росреестра по Калининградской области об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения установил: Агентство по имуществу Калининградской области (ОГРН 1023900767186, место нахождения: 236040, Калининградская область, г. Калининград, ул. Д. Донского, 1), (далее - Агентство) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (ОГРН 1103926011177, место нахождения: 236040, Калининградская область, г. Калининград, ул. Генерала Соммера, 27), (далее Управление) и Федеральному государственному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области» (ОГРН 1043902869746, место нахождения: 236016, г. Калининград, ул. Клиническая, 63), (далее - Учреждение) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на пятиэтажное административное здание (литера А) общей площадью 1709,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Калининград, ул. Клиническая, д. 63, признании право собственности Калининградской области на указанное административное здание, признании отсутствующим зарегистрированного за Учреждением права оперативного управления на указанное административное здание и признании за Министерством социальной политики Калининградской области (далее - Министерство) права оперативного управления на указанное административное здание. Решением от 11.03.2012г. в иске отказано. При принятии решения суд сослался на решение Калининградского областного суда от 03.06.2006г. по делу № 71-Г06-30, которым признан недействующим Закон Калининградской области от 07.03.2006г. № 731 «О передаче имущества, принимаемого в государственную собственность Калининградской области» (далее - Закон Калининградской области от 07.03.2006г. № 731) со дня его принятия. В рамках названного гражданского дела суд общей юрисдикции пришел к выводу, что в перечень имущества, утвержденного Законом Калининградской области от 07.03.2006г. № 731, включено, в том числе, спорное административное здание, находящееся в оперативном управлении Учреждения, которое, по мнению суда, не могло быть передано в собственность Калининградской области, поскольку спорное здание отнесено к собственности Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) и в порядке действия постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Суд первой инстанции, сославшись на п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, указал, что спорное здание не подлежит передаче в собственность Калининградской области ввиду использования его федеральными государственными органами власти, федеральными предприятиями и учреждениями для осуществления своих полномочий. Не согласившись с решением суда, Агентство и Министерство обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение отменить и удовлетворить иск. Податели жалоб оспаривают мотивы, по которым суд отказал в иске, указав, что в рамках гражданского дела № 71-Г06-30 вопрос о принадлежности на праве собственности Российской Федерации либо Калининградской области объектов недвижимости, включенных в приложение к Закону Калининградской области от 07.03.2006г. № 731 не рассматривался. Кроме того, Агентство и Министерство сослались на то, что способы защиты прав собственности и других вещных прав на недвижимое имущество установлены законом, их защита осуществляется в определенном порядке с применением соответствующих норм. По мнению истца, установить право собственности на объект недвижимости невозможно при разрешении спора о признании недействующим правового акта без соответствующего требования заинтересованной стороны в защиту нарушенного права. Податели жалобы указали, что в период действия постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 федеральные государственные органы власти, федеральные предприятия и учреждения в спорном здании не находились; в материалах дела отсутствуют правоустанавливающие документы, на основании которых Управление могло бы включить спорное здание в перечень (реестр) федерального имущества, тогда как Агентство обосновало исковые требования соответствующими доказательствами. Учреждение представило отзыв на апелляционные жалобы, в котором изложенные в ней доводы отклонило, считая жалобы необоснованными, а решение принятыми в соответствии с нормами действующего законодательства. В судебном заседании представители Агентства и Министерства апелляционные жалобы поддержали, доводы жалоб подтвердили, остальные участвующие в деле лица о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили. Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей Агентства, Министерства и обсудив доводы жалоб, апелляционный суд признал решение подлежащим отмене по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, пятиэтажное административное здание, расположенное по адресу: г. Калининград, ул. Клиническая, д. 63, включено в реестр федерального имущества, в соответствии с которым основанием возникновения право собственности Российской Федерации на указанное здание является постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1. На основании обращения Учреждения, указания Росимущества от 29.07.2005г. ДА-07/16966 и в порядке ст.ст. 296, 299 Гражданского кодекса РФ Управлением издано распоряжение № 367-р 16.08.2005г. о закреплении государственного имущества Российской Федерации, в том числе здания общей площадью 1709,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Калининград, ул. Клиническая, д. 63, на праве оперативного управления за Учреждением. 16.08.2005г. между Управлением и Учреждением подписан акт приема-передачи государственного имущества, в том числе спорного здания. 26.10.2005г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о государственной регистрации права оперативного управления на пятиэтажное административное здание (Литера А) общей площадью 1709,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Калининград, ул. Клиническая, д. 63, за Учреждением, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 39 – АА № 342258 от 22.11.2005г. Ссылаясь на то, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации и соответственно права оперативного управления Учреждения произведены при отсутствии на то законных оснований, Агентство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, считая спорное здание собственностью Калининградской области с момента введения в действие Закона РСФСР «О собственности в РСФСР», то есть с 01.01.1991г. Кроме того, ввиду того что ранее на основании договора от 18.08.1998 № 137 спорное здание было уже передано в оперативное управление Управления труда и социального развития администрации области (правопредшественник Министерства) на неопределенный срок, иск заявлен, с учетом пункта 7 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в интересах Министерства. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Из пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что применение такого способа защиты права, как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности, возможно только в том случае, когда запись в Едином государственном реестре прав нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (когда право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились). Агентство, оспаривая зарегистрированное право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Учреждения, указало, что наличие зарегистрированных прав нарушает права истца, поскольку Калининградская область является надлежащим собственником спорного имущества, созданного за счет средств областного бюджета и для нужд органов государственной власти Калининградской власти и фактически используемое ими. Апелляционный суд, исследовав основания возникновения права собственности Российской Федерации, указанные в реестре федерального имущества, установил следующее. Разграничение государственной собственности по уровням собственности регулируется постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". В соответствии с пунктом 1 названного постановления объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий относятся исключительно к федеральной собственности. Управление в качестве возражений на заявленные требования не представило доказательств отнесения спорного административного здания к объектам государственной собственности, поименованных в названном приложении к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. N 3020-1, в связи с чем основании считать, что право собственности Российской федерации на спорное здание возникло на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. N 3020-1 не имеется, следовательно основания для закрепления спорного имущества на праве оперативного управления за Учреждением у Управления также отсутствовали. По правилам ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Представленный в материалы дела технический паспорт по состоянию на 01.02.1974г. (т.1, л.д. 144-148) содержит сведения о том, что владельцем спорного здания является отдел социального обеспечения Калининградской области; в качестве заказчика на проектирование указан Областной центр по начислению и выплате пособий. При этом строительство здания производилась на основании решения исполкома Калининградского городского Совета депутатов трудящихся от 26.03.1970г. № 98 об отводе Областному отделу социального обеспечения земельного участка в Ленинградском районе г. Калининграда по ул. Клинической для строительства административного здания. Решением исполкома Калининградского городского Совета депутатов трудящихся 04.01.1974 № 2б утвержден акт государственной комиссии о приемке в эксплуатацию административного здания по начислению и выплате пенсий и пособий по ул. Клинической, 63 полезной площадью 1592 кв.м, принадлежащего областному отделу соцобеспечения. Исходя из представленных в материалы дела документов, апелляционный суд пришел к выводу, что спорное здание построено за счет средств областного бюджета, находилось на балансе правопредшественников Министерства, являвшихся органами управления области и в соответствии с п. 2 ст. 21 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР являлось собственностью области, в том числе на момент принятия постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. N 3020-1. Ссылка суда на то, что спорное здание не подлежит передаче в собственность Калининградской области в силу п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и в связи с его использованием федеральными государственными органами власти, федеральными предприятиями и Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2012 по делу n А56-3180/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|