Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.06.2012 по делу n А56-2686/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 13 июня 2012 года Дело №А56-2686/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2012 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савицкой И.Г., судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем Душечкиной А.И., при участии: от истца (заявителя): Сотникова Д.А. по доверенности от 10.01.2012; от ответчика (должника): Ликина ВА. По доверенности от 11.01.2012, Красных П.Г. по доверенности от 11.05.2012; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7788/2012) общества с ограниченной ответственностью «ГЕФЕСТ-СЕРВИС» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2012 по делу № А56-2686/2012 (судья Гранова Е.А.), принятое по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "ГЕФЕСТ-СЕРВИС" к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу об оспаривании постановления
установил: общество с ограниченной ответственностью «ГЕФЕСТ-СЕРВИС» (далее – общество, адрес: 197760, Санкт-Петербург, Кронштадт, улица Ю.Инге, дом 3, литера А, помещение 1Н) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Кронштадтского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу (далее – отдел, отдел надзорной деятельности) от 12.01.2012 № 2-16-45-257 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). Решением суда от 27.03.2012 требования общества оставлены без удовлетворения. В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда от 27.03.2012, принять новый судебный акт об удовлетворении его требований. Общество указывает, что оно не является субъектом ответственности во вмененном ему правонарушении. В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал, а представитель отдела возразил против ее удовлетворения. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке. Из материалов дела следует, что 21.12.2011 на основании распоряжения №2-16-236 от 08.12.2011 инспектором отдела проведена внеплановая выездная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации по контролю за выполнением обязательных требований пожарной безопасности в помещениях СПб ГБУ «Кронштадтский дворец молодежи», расположенного по адресу: г. Кронштадт, ул. Советская, д. 35. В ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что установка автоматической пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находятся в неисправном состоянии (при срабатывании АПС и СОУЭ от блока резервного питания сигнал от прибора № 7 потерян, не передается в помещения с круглосуточным пребыванием людей), что является нарушением пункта 98 Правил пожарной безопасности ППБ 01-03. При проведении проверки также установлено, что между СПб ГБУ «Кронштадтский дворец молодежи» и обществом заключен договор № 10-09/11 от 01.10.2011, согласно которому последнее приняло на себя обязательства по техническому обслуживанию автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в 2011 году, а СПб ГБУ «Кронштадтский дворец молодежи» обязалось принять и оплатить работы. Усматривая в действиях общества признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации, отделом составлен протокол об административном правонарушении от 28.12.2011 № 2-16-45-257 в присутствии руководителя общества. 12.01.2012 отделом в присутствии генерального директора общества вынесено постановление № 2-16-45-257, в котором общество признано виновным в совершении административного правонарушения в соответствии с указанной квалификацией и ему назначено наказание в виде 150 000 руб. административного штрафа. Не согласившись с постановлением отдела, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу. Суд посчитал обоснованным привлечение общества к ответственности, отказав в удовлетворении его заявления. В соответствии с частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Согласно статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Статьей 1 Закона N 69-ФЗ установлено, что требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности. Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03), утвержденными приказом МЧС от 18.06.2003 № 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Согласно пункту 98 ППБ-01-03, установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации. Перевод установок с автоматического пуска на ручной запрещается, за исключением случаев, оговоренных в нормах и правилах. Согласно пункту 96 ППБ-01-03, регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее - ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. ТО и ППР должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору. Судом по материалам дела установлено, что обществом и СПб ГБУ «Кроштадтский Дворец молодежи» заключен договор №10-09/11 от 01.10.2011 (далее - договор), в соответствии с условиями которого общество обязуется выполнить работы по техническому обслуживанию автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре. Общество действует на основании лицензии на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 11.06.2011 № 8-2/01642, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Общество указало, что обслуживание автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре проводилось один раз в месяц в соответствии с графиком проведения ТО и приложениями 2 и 3 к договору, а в период между обслуживанием всю автоматику эксплуатирует собственник. Кроме того согласно пункту 2.2.3 договора обслуживающая организация должна быть извещена о наличии неисправностей, которые должны быть устранены в течение 24 часов с момента поступления заявки в диспетчерскую службу, однако такой заявки общество не получало. В силу пункта 2.2.2 договора исполнитель обязан своими силами и средствами выполнять работы, предусмотренные договором согласно приложениям 1, 2, 3, в том числе: - проведение плановых профилактических осмотров, работ, проверка работоспособности установок; - устранение неисправностей в объеме текущего ремонта; - контроль технического состояния установок пожарной автоматики; - ликвидация последствий воздействия на установки пожарной автоматики неблагоприятных климатических, производственных и иных условий; - выявление и устранение причин ложных срабатываний установок пожарной автоматики; - определение предельного состояния установок пожарной автоматики, при которых их дальнейшая эксплуатация становится невозможной или нецелесообразной. К видам осуществляемых исполнителем работ относятся, в том числе: проверка технического состояния источника питания; проверки исправности органов управления; контроль исправности элементов индикации; проверка соответствия номинала и исправности предохранителя; проверка условий эксплуатации аккумуляторных батарей, проверка работоспособности источника питания; измерение электрических параметров и другие. Согласно пункту 2.2.10 договора исполнитель должен обеспечить пожарную сигнализацию и систему оповещения людей о пожаре запасными частными и материалами, необходимыми для бесперебойной работы. Приняв во внимание указанные выше условия договора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что именно общество является субъектом ответственности в настоящем случае, а незамедлительное устранение 21.12.2011 в 15 час. 10 мин. выявленного нарушения (несрабатывание автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре от блока бесперебойного питания) путем замены аккумуляторной батареи не освобождает его от ответственности за совершенное правонарушение. Между тем, как уже указывалось выше, согласно статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. В силу пункта 10 ППБ 01-03, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. Из приведенных статей следует, что ответственность за соблюдение правил и норм в области пожарной безопасности в помещении Кронштадтского дворца молодежи возлагается, в данном случае, на бюджетное учреждение, как на лицо, уполномоченное собственником имущества владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (зданием), в том числе на руководителя организации; лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Указаний на то, что такая ответственность может быть возложена на организацию, осуществляющую техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре на основании гражданско-правового договора, в указанных выше нормах не имеется; административный орган нормативно не обосновал возможность возложения ответственности на общество. Выводы суда о том, что учреждение не имело права самостоятельно проводить техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, а, следовательно, неисправность могла быть устранена только обществом, как специализированной организацией, должны были учитываться административным органом при определении виновности учреждения, как владельца здания, в совершении правонарушения. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что в настоящем случае общество не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации, а следовательно, привлечено к административной ответственности незаконно. Обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а апелляционная жалоба общества – удовлетворению. Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2012 по делу № А56-2686/2012 отменить. Признать незаконным и отменить постановление Отдела надзорной деятельности Кронштадтского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу (адрес: Санкт-Петербург, город Кронштадт, Цитадельское шоссе, дом 31) от 12.01.2012 № 2-16-45-257 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ГЕФЕСТ-СЕРВИС» (ОГРН 1107847063752, адрес: 197760, Санкт-Петербург, Кронштадт, улица Ю.Инге, дом 3, литера А, помещение 1Н) к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий И.Г. Савицкая Судьи Л.В. Зотеева А.Б. Семенова
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.06.2012 по делу n А56-59461/2008. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|