Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2012 по делу n А26-10767/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 08 июня 2012 года Дело №А26-10767/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2012 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Баркановой Я.В. судей Жиляевой Е.В., Тимухиной И.А. при ведении протокола судебного заседания: Грязновой К.А. при участии: от истца: представитель Мороз А.Е. (по доверенности от 13.04.2012) от ответчика: представитель Пащенко Р.М. (по доверенности от 05.09.2011) рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Комилесзаготпром" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.02.2012 по делу № А26-10767/2011 (судья Погорелов В.А.), принятое по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия в лице Государственного казенного учреждения Республики Карелия "Питкярантское центральное лесничество" к Закрытому акционерному обществу "Комилесзаготпром" о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
установил: Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (185035, Респ. Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, 2/24, ОГРН 1071001000828) (далее – Истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Закрытому акционерному обществу "Комилесзаготпром" (190000, г. Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, 110, лит. Б, ОГРН 1051100565790) (далее – Ответчик, Общество) о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки. Решением арбитражного суда от 22.02.2012 исковые требования удовлетворены. Суд обязал Общество в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки, находящиеся в квартале 147 выделе 15, в квартале 81 выделах 45, 46, в квартале 128 выделах 22, 23 Салминского участкового лесничества. В апелляционной жалобе Общество просит названное решение отменить, ссылаясь на отсутствие вины Ответчика в образовании несанкционированных свалок на арендованном лесном участке. По мнению подателя жалобы, отсутствие в проекте освоения лесов обязанности Общества ликвидировать организованные сторонними лицами свалки свидетельствует о необоснованности заявленных Министерством требований. В судебном заседании апелляционного суда представитель Ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал. Представитель Истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, полагал решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным. В обоснование своих доводов ссылался на то, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на арендованном лесном участке, не может быть поставлена в зависимость от наличия вины арендатора. Исследовав материалы дела и заслушав мнения представителей сторон, апелляционный суд установил следующее. 29.12.2008 между Министерством и Обществом заключён договор аренды лесного участка № 102-з, прошедший в установленном порядке государственную регистрацию (далее – договор аренды). Предметом договора является аренда лесного участка площадью 29 724 га, являющегося учетной частью земельного участка с условным номером 10-10-07/016/2007-057 общей площадью 193 322 га, расположенного на территории Питкярантского и Ладожского кадастровых районов. В соответствии с п. 4.4.5. договора аренды Общество обязано выполнять требования по неистощительному, рациональному использованию, воспроизводству, охране и защите лесов, предусмотренные лесным законодательством. В силу п. 4.4.13 договора аренды арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, в том числе очистку леса от захламления, загрязнения, иного негативного воздействия на лесном участке, переданном в аренду. Согласно актам осмотра от 03.11.2011 № 3С, от 23.11.2011 № 4С, от 02.12.2011 № 5С на арендуемом Ответчиком участке лесного фонда имеются три несанкционированные свалки. Данное обстоятельство не оспаривается Ответчиком. Ссылаясь на бездействие Ответчика в отношении ликвидации свалок, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований, апелляционный суд не находит оснований для его отмены или изменения в связи со следующим. Согласно п. 1 ст. 72 Лесного Кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Кодекса. В соответствии с п. 8 ст. 29 Лесного Кодекса РФ граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Согласно пункту 4.4.13 договора аренды арендатор обязан соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах Российской Федерации, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду; принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (не оформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора. В силу п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Как установлено п. 1 ст. 422 Гражданского Кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения. Лесным законодательством предусмотрено, что санитарно-оздоровительные мероприятия на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов (ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ). По смыслу п. 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414, (далее – Правила санитарной безопасности в лесах) санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. Арбитражный суд первой инстанции при принятии решения по настоящему делу исходил из того, что материалами дела подтверждается наличие несанкционированных свалок на арендованном Ответчиком лесном участке, в связи с чем обязанность по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий лежит на Обществе. Апелляционный суд не может согласиться с доводами подателя жалобы о том, что Общество обязано ликвидировать несанкционированные свалки, возникшие только по его вине, а также о том, что проектом освоения лесов не предусмотрена обязанность Общества по ликвидации свалок, организованных сторонними лицами. В соответствии с ч. 1, 2 ст. 88 Лесного Кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с приказом Минсельхоза РФ от 08.02.2010 N 32 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" проект освоения лесов должен содержать в числе прочего сведения о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов (п. 3). Отклоняя доводы подателя жалобы, апелляционный суд исходит из общих принципов лесного законодательства, к числу которых относится освоение лесов в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (ст. 12 Лесного кодекса РФ). В данном случае предметом спора является не гражданско-правовая ответственности за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а обязанность по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах. Таким образом, поскольку такая обязанность прямо установлена законом, а зафиксированные несанкционированные свалки расположены на арендуемой Ответчиком территории, то они подлежат ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса. При этом следует признать обоснованным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что содержащаяся в нормах лесного законодательства оговорка о том, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании проекта освоения лесов, не изменяют установленной этими нормами обязанности, а лишь указывают на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии вины арендатора в загрязнении лесов. В этой связи апелляционным судом также отклоняется ссылка Общества на то, что в нарушение п. 66 и 67 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.12.2007 № 523, (далее - Руководство) Министерством не были представлены доказательства вины Общества в организации несанкционированных свалок бытовых отходов, а также на отсутствие каких-либо данных о результатах поиска действительных нарушителей и о включении мероприятий по очистке в план санитарно-оздоровительных мероприятий. Как следует из приведенных правовых положений, при обнаружении на территории земель лесного фонда захламления (загрязнения) строительными, древесными, промышленными и иными отходами, токсичными веществами уполномоченные органы исполнительной власти предпринимают меры по выявлению нарушителей и инициируют применение к ним штрафных, административных или уголовных санкций в соответствии с действующим законодательством. Очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае, если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий. Вместе с тем, поскольку в настоящем споре лесной участок находится в аренде у Общества, положения п. 66 и 67 названного Руководства необходимо применять во взаимосвязи с ч. 2 ст. 55 Лесного Кодекса РФ и п. 4 Правил санитарной безопасности в лесах, возлагающими, как было указано выше, ответственность за ликвидацию свалок на Общество. При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.02.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий Я.В. Барканова Судьи Е.В. Жиляева И.А. Тимухина
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2012 по делу n А56-58750/2011. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|