Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2012 по делу n А21-7794/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 07 июня 2012 года Дело №А21-7794/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2012 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего А.Б. Семеновой судей Л.В. Зотеевой, И.Г. Савицкой при ведении протокола судебного заседания: Е.В. Михайлюк при участии: от истца (заявителя): не явился (уведомлен) от ответчика (должника): не явился (уведомлен) рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4276/2012) ОАО «Советский ЦБЗ» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.01.2012 по делу № А21-7794/2011 (судья А.В. Мялкина), принятое по иску (заявлению) Управления ФС службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области к ОАО "Советский ЦБЗ" о взыскании ущерба установил: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области (место нахождения: 236000, г. Калининград, ул. Офицерская, д.6, ОГРН 1043900834658) (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества «Советский целлюлозно-бумажный завод» (место нахождения: 238752, г. Советск Калининградской области, пер. Заводской, д.2, ОГРН 1023902002816) (далее – Общество, ОАО «Советский ЦБЗ») 911149,05 руб. в счет компенсации убытков, причиненных окружающей среде. Решением суда от 13.01.2012 заявление Управления удовлетворено в полном объеме, с Общества в пользу Управления взыскано 911149,05 руб. ущерба. В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, поскольку Общество осуществляло водопользование с 2008 года, требование Управления должно быть рассмотрено в рамках дела о банкротстве, в соответствии с установленной Законом о банкротстве очередностью. Таким образом, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) иск Управления должен быть оставлен без рассмотрения. В судебное заседание представители Общества и Управления, уведомленных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не явились. От Управления получен отзыв на апелляционную жалобу. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела, в период с 25.04.2011 по 20.05.2011 Управлением проведена плановая выездная проверка соблюдения Обществом требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды, результаты которой отражены в Акте от 20.05.2011 №26 (т.1 л.д.22-48). В ходе проверки представленных документов Управление установило, что Общество осуществляет сброс сточных вод в водоем, имеющий рыбохозяйственное значение – реку Неман, через три выпуска: - сточные воды ТЭЦ от охлаждения сбрасываются в водоем через агрессивную канализацию без очистки и поступают в выпуск №1 (основной); - сточные воды после химводоподготовки ТЭЦ поступают на механические очистные сооружения отстойник-затон, а затем сбрасываются в реку Неман через выпуск №2 (затон); - промывная вода от промывки фильтров энергоцеха и частично ливневые стоки сбрасываются в реку Неман без очистки через выпуск №4 (после энергоцеха). В результате проверки Управлением установлено, что Общество осуществляет пользование водным объектом – рекой Неман с целью сброса сточных вод через выпуск №4 без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью. Через другие предусмотренные документацией выпуски сброс сточных вод в период проверки не осуществлялся. 27.04.2011 Управлением с участием экоаналитической лаборатории филиала ФБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному федеральному округу» в присутствии главного эколога ОАО «Советский ЦБЗ» и инженера технолога ОАО «Советский ЦБЗ» были отобраны образцы проб сточных вод и выполнены химические анализы отобранных проб в выпусках №1, №2, №4. В рамках административного расследования по делу об административном правонарушении по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ Управлением была назначена экспертиза по аналитическому контролю за содержанием загрязняющих веществ в сточных водах ОАО «Советский ЦБЗ» при сбросе сточных вод через выпуски №1, №2, №4 в водный объект – реку Неман. Проведение экспертизы было поручено ЦЛАТИ по Калининградской области (т.1 л.д.52-55). По результатам химических анализов, проведенных в ходе проведения проверки (протоколы отбора проб для исследования от 19.05.2011 №363/11В, от 25.05.2011 №384/11В и протоколы анализов от 30.05.2011 №363.11.В, от 01.06.2011 №384.11.В – т.1 л.д.61-71), и по результатам административного расследования, в том числе с учетом Экспертного заключения ЦЛАТИ по Калининградской области от 08.06.2011 №4/399-11-ЭА (т.1 л.д.56-60), Управлением был сделан вывод о нарушении Обществом требований статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) и статьи 35 Водного кодекса РФ, выразившемся в: - осуществлении сброса сточных вод в реку Неман со значительным превышением утвержденных нормативов предельно допустимого сброса (НДС) загрязняющих веществ со сточными водами, определенных Разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду от 04.06.2010 №11 (выпуски №1 и №2); - осуществлении сброса сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение (выпуск №4). Управлением в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.04.2009 №87, был рассчитан размер вреда, причиненный поверхностному водному объекту – реке Неман, вследствие нарушения Обществом водного законодательства, в результате сброса в водный объект недостаточно очищенных хозяйственно-бытовых, производственных и ливневых сточных вод, который составил 911149,05 руб. (т.1 л.д.38-48). Поскольку Общество не оплатило сумму вреда, причиненного водному объекту, в добровольном порядке в установленный в письме Управления срок (письмо от 05.08.2011 №3261-п), Управление обратилось с иском в арбитражный суд. Суд первой инстанции удовлетворил иск, поскольку пришел к выводу об обоснованности исковых требований Управления. Суд также отклонил как ошибочный довод ответчика о невозможности рассмотрения иска вне рамок Закона о банкротстве. Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 22 Закона об охране окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона об охране окружающей среды выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Согласно части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (пункт 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации). Согласно части 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. В соответствии с частью 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Письмо Управления от 05.08.2011 №3261-п с предложением о добровольной уплате компенсации вреда окружающей среде в размере 911149,05 руб. было получено Обществом 25.08.2011 и оставлено без удовлетворения (т.1 л.д.73-75). Поскольку Обществом не оспаривается необоснованность заявленного Управлением иска, уплата компенсации вреда окружающей среды в добровольном порядке не произведена, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме. По мнению апелляционного суда, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Общества о невозможности рассмотрения иска вне рамок Закона о банкротстве. Согласно абзацу 7 части 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О банкротстве» (далее – Закон о банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. В силу части 1 статьи 5 Закона о банкротстве в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. С учетом изложенного требования кредиторов по денежным обязательствам, за исключением перечисленных в пункте 1 статьи 134 Закона о банкротстве, могут быть предъявлены в суд и рассматриваются судом вне рамок дела о банкротстве в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, только при условии, что данные требования являются текущими. В противном случае исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения в соответствии с пунктом 4 статьи 148 АПК РФ. Из материалов дела усматривается, что решением Арбитражного суда Калининградской области от 13.10.2010 по делу №А21-5915/2010 Общество было признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура банкротства – конкурсное производство. Определением суда от 18.08.2011 по указанному делу конкурсным управляющим утвержден Трубин Д.А. Как указано в пункте 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 №63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» дата причинения вреда кредитору, за который несет ответственность должник в соответствии со статьей 1064 ГК РФ, признается датой возникновения обязательства по возмещению вреда для целей квалификации его в качестве текущего платежа независимо от того, в какие сроки состоится исчисление размера вреда или вступит в законную силу судебное решение, подтверждающее факт причинения вреда и ответственность должника. С учетом изложенных норм суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае датой возникновения обязательства Общества по возмещению вреда является дата причинения вреда. Поскольку проверка соблюдения Обществом требований природоохранного законодательства произведена в период с 25.04.2011 по 20.05.2011, отбор проб сточных вод произведен 27.04.2011, акт проверки, в котором зафиксирован факт сброса недостаточно очищенных сточных вод в водный объект, составлен 20.05.2011, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что подлежащая уплате сумма компенсации вреда, причиненного окружающей среде, относится к текущим платежам, так как обязательство по ее уплате возникло у Общества после признания Общества несостоятельным (банкротом). Таким образом, довод Общества об осуществлении водопользования с 2008 года, в связи с чем требование истца должно быть рассмотрено в рамках дела о банкротстве, подлежит отклонению как основанный на неправильном толковании норм права. Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Калининградской области от 13 января 2012 года по делу № А21-7794/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Советский целлюлозно-бумажный завод» - без удовлетворения. Председательствующий А.Б. Семенова Судьи Л.В. Зотеева И.Г. Савицкая
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2012 по делу n А56-63494/2011. Отменить решение, Утвердить мировое соглашение, Прекратить производство по делу (ст.139, 269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|