Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2012 по делу n А56-72717/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

07 июня 2012 года

Дело №А56-72717/2011

Резолютивная часть постановления объявлена     29 мая 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  07 июня 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Будылевой М.В.

судей  Горбачевой О.В., Семиглазова В.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Куписок А.Г.

при участии: 

от истца: не явился, извещен

от ответчика: директора Смирнова В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-6705/2012)  Муниципальному учреждению Центр культуры и досуга "Движение" на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2012 по делу № А56-72717/2011 (судья Градусов А.Е.), принятое

по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Ленинградской области

к Муниципальному учреждению Центр культуры и досуга "Движение"

о взыскании штрафных санкций в размере 38526,70рублей

 

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Ленинградской области (далее – заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к с Муниципального бюджетного учреждения "Центр культуры и досуга "Движение" муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области (далее – центр, бюджетное учреждение) (ОГРН: 1064704005167, местонахождение: 188918, Ленинградская область, Выборгский р., Советский пгт, Железнодорожная ул., 5)  о взыскании штрафных санкций в размере 38 526,70 руб.

Решением от 22.02.2012 требования удовлетворены в полном объеме.

Центр, не согласившись с решением суда в части, обратился с апелляционной жалобой, в которой ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просил судебный акт изменить, в части снижения штрафных санкций.

По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции, при принятии судебного акта не учтено финансовое положение Центра для снижения размера штрафных санкций.

В судебном заседании представитель Центра поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и настаивал на ее удовлетворении.

Представитель Пенсионного фонда в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Законность  и  обоснованность  принятого  решения  проверяются  в  порядке  и  по  основаниям,  установленными  статьями  258, 266-271  АПК  РФ.

Как установлено из материалов дела, Учреждение, являясь страхователем в системе обязательного пенсионного страхования, 23.05.2011г. представило в Фонд  сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 квартал 2011, т.е. с нарушением срока, установленного пенсионным законодательством, до 16.05.2011.

Фондом, в связи с допущенным Учреждением нарушением, составлен акт от 06.07.2011 г. № 4 (л.д. 8) и принято решение от 10.08.2011.  № 4    о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 17 указанного закона в виде штрафа в размере 10 % причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, что составило  38 526,7 руб. (л.д. 11).

07.09.2011 Управлением Пенсионного фонда в адрес Учреждения выставлено требование № 4, которым заинтересованному лицу в срок до 28.09.2011 предлагалось добровольно уплатить 38 526,7 руб. штрафа (л.д.13).

Поскольку Учреждение добровольно штраф не уплатило, Пенсионный фонд обратился в суд с заявлением о взыскании штрафа. До настоящего времени сумма штрафа не уплачена.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.

Согласно статье 4 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица. В статьях 5 и 6 названного закона установлено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а также сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

В соответствии с пунктом 12 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 №213-ФЗ «О внесении изменений  в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в целях реализации Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»  отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год.

Страхователи за 1 квартал отчетного периода представляют сведения, предусмотренные Законом №27-ФЗ, в том числе сведения  о начисленных и уплаченных страховых взносах,  о каждом работающем у них застрахованном лице, до 16.05.2011 (пункт 2 статьи 11 Закона №27-ФЗ).

В соответствии со статьей 17 названного закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10%  причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Факт предоставления Учреждением сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования с нарушением срока, подтвержден материалами дела.

Размер штрафа определен органом Пенсионного фонда в соответствии с требованиями названной статьи, исходя из суммы платежей, подлежащих уплате обществом за отчетный период.

Учреждение, не оспаривая факт допущенного правонарушения, однако заявило ходатайство о снижении размера штрафа, в связи с наличием обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения.

Частью четвертой пункта 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.

Частью четвертой пункта 1 статьи 44 Закона №212-ФЗ установлен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело.

Согласно пункту 4 статьи 44 Закона №212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

Из совокупного толкования названных норм следует, что орган контроля за уплатой страховых взносов при рассмотрении материалов проверки о правонарушении и определении размера штрафа должен выявлять и учитывать смягчающие ответственность налогоплательщика обстоятельства в силу прямого указания закона.

В данном случае из решения Управления не усматривается, что при его вынесении руководитель устанавливал обстоятельства, смягчающие ответственность фонда за совершение правонарушения.

Из представленных документов, апелляционным судом установлено, что представитель Учреждения по объективным причинам (дорожно-транспортное происшествие) не смог явиться в судебное заседание и заявить ходатайство о снижение штрафных санкций.

В то же время, суд первой инстанции, при вынесении судебного акта не исследовал обстоятельства совершения Учреждением правонарушения и степень его вины, а также не учел имеющиеся обстоятельства смягчающие вину  Центра.

Апелляционный суд, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, признает в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, следующее.  Правонарушение совершено впервые; Учреждение является бюджетной организацией, учредителем которой является муниципальное образование «Советское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, и при расчетах с контрагентами и сторонними организациями руководствуется сметой расходов, утвержденной указанной администрацией.

Суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения и т.д.) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза, при этом руководствуется принципами справедливости и соразмерности.

Принимая во внимание формальный характер состава правонарушения, приведенные обстоятельства, а также действия принципа соразмерности, выражающего требования справедливости и предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (Постановление 11-П от 15.07.1999 Конституционного Суда Российской Федерации), апелляционная инстанция признает справедливым и обоснованным снижение размера финансовых санкций в сумме 30 000 руб.

Таким образом, размер подлежащего взысканию штрафа составляет 8 526,7 руб.

Кроме того, апелляционный суд обращает внимание Пенсионного фонда, что Учреждение от ответственности за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в установленный законодательством срок не освобождено, а, следовательно, карательный и воспитательный смысл санкции в данном случае не утрачен.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 22.02.2012 по делу № А56-72717/2011 отменить в части удовлетворения требований о взыскании с МБУ «Центр культуры и досуга «Движение» МО «Советское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области штрафа в сумме 30 000 рублей.

В указанной части   в удовлетворении требований отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

М.В. Будылева

Судьи

 О.В. Горбачева

В.А. Семиглазов

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2012 по делу n А56-22930/2010. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также