Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2012 по делу n А56-66697/2011. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

05 июня 2012 года

Дело №А56-66697/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  04 июня 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  05 июня 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  И.Д. Абакумовой

судей  И.Г. Савицкой, А.Б. Семеновой

при ведении протокола судебного заседания А.Г. Куписок

без вызова сторон

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-10550/2012) Федеральной таможенной службы и Центральной акцизной таможни на определение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2012 по делу № А56-66697/2011 (судья В.В. Апранич), принятое

по иску ЗАО «Научно-производственное предприятие «Метрологические системы»

к Федеральной таможенной службе и Центральной акцизной таможне

о взыскании убытков

 

установил:

Закрытое акционерное общество «Научно-производственное предприятие «Метрологические системы» ОГРН 1037821024262, юридический адрес: 191028, г. Санкт-Петербург, Кирочная ул., 6, п. 7-Н (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Федеральной таможенной службе Российской Федерации ОГРН 1047730023703, юридический адрес: 121087, г. Москва, Новозаводская ул., 11/5 (далее - ФТС РФ) и Центральной акцизной таможне ОГРН 1027700552065, юридический адрес: 109240, г. Москва, Яузская ул., 8. о взыскании 15 359 720,08 руб. убытков

Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнило исковые требования и просит взыскать 13 250 920,08 руб. убытков с ФТС РФ и Центральной акцизной таможни в лице Северо-Западного акцизного поста (специализированного).

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ФТС РФ и Центральная акцизная таможня заявили ходатайство о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд города Москвы, ссылаясь на то, что ответчики зарегистрированы как юридические лица в городе Москве и согласно статье 35 АПК РФ дело должно рассматриваться по их месту нахождения.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2012 отказано в передаче дела в Арбитражный суд города Москвы.

В апелляционной жалобе ФТС РФ и Центральная акцизная таможня, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, просят определение отменить и передать дело на рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

Апелляционная жалоба рассмотрена в судебном заседании в соответствии с пунктом 3 статьи 39 АПК РФ без вызова сторон.

Принимая судебный акт об отказе в передаче дела по подсудности на рассмотрение Арбитражного суда города Москвы, суд первой инстанции установил, что из содержания искового заявления и других материалов дела усматривается, что данный иск вытекает из деятельности обособленного подразделения, а именно Северо-Западного акцизного поста (специализированного), что дает Обществу право, предусмотренное частью 5 статьи 36 АПК РФ обратиться с иском в суд по месту нахождения обособленного подразделения, т.е. в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Суд апелляционной инстанции считает вывод суда о подсудности рассматриваемого спора Арбитражному суду города Санкт-Петербурга и Ленинградской области правомерными.

Согласно статье 35 АПК РФ иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.

При этом в силу положений части 5 статьи 36 АПК РФ иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Таможенного кодекса Таможенного союза система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность, а также условия прохождения службы в таможенных органах определяются законодательством государств - членов таможенного союза.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему (часть первая статьи 9 Закона № 311-ФЗ). Согласно части 1 статьи 10 Закона № 311-ФЗ таможенными органами являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

В силу пунктов 1 и 2 Общего положения о таможенном посте, утвержденного приказом ФТС РФ от 13.08.2007 №965, таможенный пост является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию полномочий ФТС РФ, задач и функций таможенных органов в регионе деятельности таможенного поста. Регион деятельности таможенного поста определяет ФТС РФ. Регион деятельности таможенного поста входит в состав региона деятельности таможни.

Согласно пункту 2 приказа ФТС РФ от 03.04.2007 №400 «О реорганизации Центральной акцизной и Северо-Западной акцизной таможен» создан и подчинен Центральной акцизной таможне Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) с местонахождением в Санкт-Петербурге.

Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) является специализированным таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации, и является обособленным подразделением Центральной акцизной таможни, осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС и непосредственным руководством Центральной акцизной таможни (пункт 1 части 1 Положения о Северо-Западном акцизном таможенном посте, утвержденного приказом ФТС РФ от 05.07.2007 №815).

Системное толкование приведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал ФТС РФ и Центральной акцизной таможне в удовлетворении ходатайства о передаче дела на рассмотрение Арбитражного суда города Москвы, поскольку в силу пункта 5 статьи 36 АПК РФ право выбора подсудности дела в случае предъявления иска к юридическому лицу, вытекающего из деятельности его филиала, представительства (в данном случае обособленного подразделения, которое является таможенным органом), предоставлено истцу.

Данная позиция нашла подтверждение в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.01.2010 №ВАС-17543/09.

Суд апелляционной инстанции не принимает довод апелляционной жалобы о том, что Центральная акцизная таможня по данному делу является ненадлежащим ответчиком. Согласно пункту 1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 (в ред. от 26.02.2009) «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при принятии искового заявления к публично-правовому образованию суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 27.04.2012 по делу №А56-66697/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10550/2012) Федеральной таможенной службы и Центральной акцизной таможни – без удовлетворения.

Председательствующий

И.Д. Абакумова

Судьи

 

И.Г. Савицкая

 

А.Б. Семенова

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2012 по делу n А56-49485/2011. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также