Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2012 по делу n А21-9634/2010. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

05 июня 2012 года

Дело №А21-9634/2010

Резолютивная часть постановления объявлена     28 мая 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  05 июня 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Жиляева Е.В.

судей  Горбик В.М., Полубехина Н.С.

при ведении протокола судебного заседания:  Суюнчалиевой С.Ю.

при участии: 

от истца: Роменко А.В., доверенность от 19.03.2012

от ответчика: Перепелов Н.В.

от 3-го лица: 1 – Глущенко А.В., доверенность от 29.12.2011 № 101-Д; Воробьев А.В., доверенность от 29.12.2011 № 97-Д; 2 – нея вился, извещён,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-4542/2012) Агентства по имуществу Калининградской области на решение  Арбитражного суда  Калининградской области от 20.01.2012 по делу № А21-9634/2010 (судья Сычевская С.Н.), принятое

по иску ООО "Золотые ключи",

к Агентству по имуществу Калининградской области

3-е лицо: 1 - Правительство Калининградской области, 2 - Министерство финансов Калининградской области,

о признании незаконным отказа в выкупе земельного участка, об обязании выкупить земельный участок по стоимости, определенной экспертизой

установил:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Золотые ключи» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, с учётом заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации уточнений, о признании незаконным отказа Агентства по имуществу Калининградской области (далее - Агентство) в выкупе земельного участка с кадастровым номером 39:05:05 11 01:0194, принадлежащего на праве собственности обществу; об обязании Агентства выкупить земельный участок с кадастровым номером 39:05:05 11 01:0194, по его стоимости 60 158 000 (шестьдесят миллионов сто пятьдесят восемь тысяч) рублей; об обращении к немедленному исполнению решение суда по данному делу.

Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Калининградской области (далее - Правительство) и Министерство финансов Калининградской области (далее - Министерство).

Решением от 20.01.2012 заявленные требования удовлетворены. Суд признал  незаконным отказ Агентства в выкупе земельного участка с кадастровым номером 39:05:05 11 01:0194; обязал Агентство выкупить земельный участок с кадастровым номером 39:05:05 11 01:0194, по его стоимости в размере 60 158 000 (шестьдесят миллионов сто пятьдесят восемь тысяч) рублей.

В апелляционной жалобе Агентство, ссылаясь на недоказанность истцом  имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; неправильное применение норм материального права, просит решение от 20.01.2012  отменить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы, её податель указывает на то, что при рассмотрении дела не было представлено доказательств того, что отказ Агентства в выкупе спорного земельного участка не соответствует какому-либо нормативному правовому акту, а также того, какие права нарушены оспариваемым отказом. Также Агентство считает, что судом неправомерно принята рыночная стоимость объекта,  определенная по результатам проведенной повторной экспертизы.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Агентства доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.

Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

Представитель Правительства не возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, в связи со строительством автомобильной дороги от подъезда к городу Светлогорску до подъезда к городу Зеленоградску - IV очереди строительства кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны - правительство Калининградской области приняло постановление от 24.12.2009 N 808 "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Калининградской области".

Согласно данному постановлению подлежит изъятию путем выкупа принадлежащий Обществу на праве собственности земельный участок площадью 354 900 кв.м с кадастровым номером 39:05:051101:0194, расположенный по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, севернее пос. Сокольники. При этом, выкупная стоимость названного земельного участка не определена.

На основании данного постановления в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13.04.2010 внесена запись об изъятии этого участка для государственных нужд.

В отношении названного участка 22.07.2009 осуществлена государственная регистрация ипотеки в пользу ОАО «Банк Санкт-Петербург».

Как указывает заявитель, в конце октября 2010 года Обществу стало известно о предстоящем изъятии указанного земельного участка для государственных нужд.

13 ноября 2010 года Общество обратилось в Агентство с письмом, в котором указывало о согласии на выкуп названного земельного участка за 105 264 000 рублей, составляющих его рыночную стоимость в соответствии с Отчетом 88.10-ОЗ об оценке рыночной стоимости земельного участка с КН 39:05:05 11 01:0194 по состоянию на 22.10.2010, проведенному ООО «Калининградский институт независимой оценки».

25 ноября 2010 года Агентство сообщило Обществу о невозможности выкупа спорного земельного участка по цене 105 264 000 рублей, предложив либо размежевать земельный участок, для выделения из его состава части, ориентировочной площадью 1,4 га, которая необходима для строительства дороги, либо выкупить его по цене 2 928 000 рублей. При этом, Агентство сослалось на отчет №510-09/10 об определении рыночной стоимости земельных участков (по состоянию на 10.09.2010), проведенный по заказу Государственного учреждения Калининградской области «Учреждение дорожного хозяйства Калининградской области» ООО «Авторегистр-Плюс».

Полагая, что отказ Агентства в выкупе спорного участка по рыночной стоимости, предложенной Обществом, является незаконным, необоснованным, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Определением суда от 18.03.2011 по настоящему делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой, поручено ИП Голуб М. А., поставлен следующий вопрос:

- Какова рыночная стоимость земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с КН 39:05:05 11 01:0194, площадью 35,49 га, расположенного по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, севернее пос.Сокольники, подлежащего изъятию для государственных нужд?

Согласно заключению эксперта  от 11 апреля 2011 №Э-11-2 по результатам судебной экспертизы в рамках настоящего дела, итоговая величина рыночной стоимости спорного земельного участка составила 66 742 000 рублей.

В связи с возникновением сомнений в обоснованности заключения эксперта, судом было удовлетворено ходатайство Агентства, и назначена по делу повторная судебная экспертиза. Определением суда от 25.05.2011 года проведение повторной экспертизы поручено Государственному учреждению «Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург).

Согласно заключению эксперта от 30.11.2011 №2421/12-3 стоимость спорного земельного участка составляет 60 158 000 (шестьдесят миллионов сто пятьдесят восемь тысяч) рублей.

Агентство, не согласившись с заключением эксперта, проводившим повторную судебную экспертизу, считая его необоснованным и несоответствующим требованиям закона, заявило ходатайство о назначении комиссионной экспертизы для определения рыночной стоимости спорного земельного участка.

При исследовании заключения эксперта №2421/12-3 от 30.11.2011 по результатам повторной судебной экспертизы, суд установил, что оно выполнено с соблюдением федеральных стандартов оценки и определенная им рыночная стоимость спорного земельного участка является достоверной, отсутствуют основания не доверять выводам эксперта. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований назначать комиссионную экспертизу по тому же вопросу, который ранее был поставлен и исследован.

Суд, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, сделал вывод о том, что заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению.

 Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд полагает его подлежащим отмене в связи со следующим.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (бездействий) государственных органов необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд является предметом регулирования федерального законодательства (земельного и гражданского).

В соответствии с частью 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.

Согласно части 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях и по основаниям, приведенным в указанной норме права.

В силу пункта 2 части 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Земельного кодекса РФ порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Согласно статье 280 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (статья 281) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.

Пунктом 1 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

Согласно статье 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.

Анализ перечисленных выше норм позволяет сделать вывод об отсутствии у собственника земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, права требовать выкупа земельного участка (в отличии от государственных органов, принявших решение об изъятии земельного участка). Вместе с тем, собственник земельного участка имеет право на компенсацию убытков причиненных изъятием земельного участка.

Избранный заявителем способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.

Ненадлежащий способ судебной защиты является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требования.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1.    Решение Арбитражного суда  Калининградской области  от 20.01.2012 отменить.

2.    Отказать ООО «Золотые ключи» в признании незаконным отказа Агентства по имуществу Калининградской области в выкупе земельного участка с кадастровым номером 39:05:05 11 01:0194, принадлежащего на праве собственности ООО «Золотые ключи».

3.    Отказать ООО «Золотые ключи» в обязании Агентства по имуществу Калининградской области выкупить земельный участок с кадастровым номером 39:05:05 11 01:0194, принадлежащий на праве собственности ООО «Золотые ключи» по его рыночной стоимости в размере 60 158 000 рублей.

4.    Взыскать с ООО «Золотые ключи» в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 2000 руб.

Председательствующий

Е.В. Жиляева

 

Судьи

В.М. Горбик

 

 Н.С. Полубехина

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2012 по делу n А56-28407/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также