Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2012 по делу n А21-10257/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

04 июня 2012 года

Дело №А21-10257/2011

Резолютивная часть постановления объявлена     29 мая 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  04 июня 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Борисовой Г.В.

судей  Есиповой О.И., Шульга Л.А.

при участии:

от заявителя:   Гулешова В.И. по доверенности от 25.07.2011;

от ответчика :   Кузнецовой И.А. по доверенности от 15.12.2011 №05-35/31497; Сильцовой Т.В. по доверенности от 21.05.2012 №05-35/11878;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9471/2010) ООО «Л-Транс» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.03.2012 по делу N А21-10257/2011 (судья   Мялкина А.В.), принятое

по заявлению  ООО «Л –Транс»

к  Калининградской областной таможне

о признании незаконными действий

установил:

            ООО «Л-Транс» (238750, г.Советск, ул.А.Невского, д.8-А, ОГРН 1053905518974, далее- общество , заявитель)  обратилось в Арбитражный суд Калининградской области  с заявлением о признании незаконными действий Калининградской областной таможни (236006, г.Калининград, Гвардейский проспект, д.30, ОГРН 1083925999992, далее- таможенный орган), выразившихся в отказе  завершения таможенной процедуры временный ввоз по декларациям на товары (ДТ) №10226020/010808/0022240, №10226060/080708/0018488 выпуском для внутреннего потребления в соответствии с заявленной таможенной процедурой  с обязанием таможенного органа завершить процедуру временного ввоза товара– выпуском товаров для внутреннего потребления в соответствии с пунктом 5 статьи 212 ТК РФ.

Решением суда от 11.03.2012 в удовлетворении заявления  обществу  отказано.

Не согласившись с решением суда,  общество направило апелляционную  жалобу, в которой просил решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.

 В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что к спорным правоотношениям (ввозу обществом в 2008 году на таможенную территорию Российской Федерации автомобилей)  должны применяться нормы Таможенного кодекса Российской Федерации (далее- ТК РФ), поскольку нормами Таможенного кодекса Таможенного союза (далее- ТК ТС) ухудшается положение налогоплательщика (в части уплаты процентов при завершении таможенной процедуры временного ввоза), чем нарушаются требования, изложенные в статье 54 и 57 Конституции Российской Федерации. При этом общество ссылается на Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» и статью 28 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года.

Представители таможенного органа с  доводами апелляционной жалобы  не согласились,  просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свои доводы изложили в  отзыве.

Законность  и  обоснованность  принятого  решения  проверяются  в  порядке  и  по  основаниям,  установленными  статьями  258, 266-271  АПК  РФ.

Выслушав представителей сторон,  исследовав  материалы  дела,  обсудив  доводы  апелляционной  жалобы,  суд  апелляционной  инстанции  не  находит  оснований  для  ее  удовлетворения.

Как видно из материалов дела, июле- августе 2008 года ООО «Л-Транс» ввезло на таможенную территорию Российской Федерации  по ГТД №№ 10226020/080708/0018488 и 10226020/010808/0022240 транспортные средства (Мерседес Бенц 2004 года выпуска), поместив их под таможенную процедуру временного ввоза с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов. Срок временного ввоза был установлен до 07.07.2009 и 30.07.2009 соответственно.

Далее,  по заявлениям общества (№860 от 19.06.2009, №972 от 13.07.2009, №871 и 872 от 18.06.2010) срок временного ввоза товара неоднократно продлевался, последний  установленный срок-  до 09.05.2011 и 30.05 2011.

После истечения сроков временного ввоза, 13.10.2011 общество обратилось на Калининградский т/п Калининградской областной таможни с заявлением о завершении таможенной процедуры временный вывоз с заменой  на процедуру  выпуск товаров для внутреннего потребления, в связи с полной уплатой таможенных пошлин и налогов.

Письмом от 11.11.2011 № 49-01/119 таможенный орган отказал  в завершении процедуры временного ввоза  и выпуске товаров для внутреннего потребления, разъяснив, что товары, оформленные по ДТ №№ 10226020/080708/0018488 и 10226020/100808/0022240 подлежат таможенному декларированию в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с подачей декларации на товары в порядке, установленном статьей 284 ТК ТС.

Общество, полагая, что таможенная процедура временного ввоза должна быть завершена в соответствии с пунктом 5 статьи 212 ТК РФ, обратилось в арбитражный суд с соответствующим  заявлением о признании  незаконным отказа таможенного органа.

Суд  первой  инстанции,  отказывая  в  удовлетворении  заявленных  обществом  требований,  оценил  обстоятельства  дела,  правильно  применив  нормы  материального  права.

С 01 июля 2010 года таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии положениями Таможенного кодекса Таможенного союза .

Согласно пункту 2 статьи 1 ТК ТС таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Статьей 8 ТК РФ, регулировавшего на территории Российской Федерации таможенные правоотношения до 01 июля 2010 года, было установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Частью 5 статьи 322 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 311-ФЗ) установлено, что статус товаров для таможенных целей, ввезенных в Российскую Федерацию и вывезенных из Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, права и обязанности лиц в связи с ввозом товаров в Российскую Федерацию или вывозом товаров из Российской Федерации, перевозкой и хранением, совершением таможенных операций и уплатой таможенных пошлин, налогов определяются в соответствии с разделом 8 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Согласно п. 2 статьи 366 ТК ТС по отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза, возникшим до вступления в силу настоящего Кодекса, настоящий Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 367-372 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 6 статьи 370 ТК ТС товары, помещенные до вступления в силу настоящего Кодекса под таможенные режимы временного ввоза и временного вывоза в Республике Беларусь и Российской Федерации, временного ввоза товаров и транспортных средств и временного вывоза товаров и транспортных средств в Республике Казахстан, со дня вступления в силу настоящего Кодекса признаются помещенными соответственно под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) и временного вывоза. В отношении этих товаров применяются положения настоящего Кодекса и (или) иных актов таможенного законодательства Таможенного союза с учетом частей второй и третьей настоящей статьи. Так, таможенная процедура временного ввоза (допуска) действует до истечения сроков временного ввоза, установленных при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза (временного ввоза товаров и транспортных средств), с учетом возможности их продления в пределах сроков, предусмотренных статьей 280 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 статьи 281 ТК ТС действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) завершается до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта или под иную таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

Таким образом, таможенная процедура временного ввоза (допуска) может быть завершена помещением товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Особенности помещения временно ввезенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления установлены статьей 284 ТК ТС. Согласно данной статье при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления после таможенной процедуры временного ввоза (допуска) товаров, в отношении которых декларантом таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления в таможенной процедуре временного ввоза (допуска) уплачивались таможенные пошлины, налоги, при частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов ввозные таможенные пошлины, налоги уплачиваются в размере разницы исчисленных сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, и таможенных пошлин, налогов, уплаченных в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска).

Ставки ввозных таможенных пошлин и курс валют в данном случае определяются на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

В соответствии с п. 3 статьи 284 ТК ТС при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, в отношении которых применялось полное условное или частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, за период, когда применялось такое освобождение, подлежат уплате проценты с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка (рассрочка) со дня применения полного условного или частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленные в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза.

В связи с этой нормой ТК ТС в случае, если в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), применялось частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, и сумма таможенных пошлин, налогов, взимаемых при таком освобождении, стала равной сумме ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате в случае помещения таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, такие товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с подачей декларации на товары в порядке, установленном ТК ТС, и с уплатой процентов с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка (рассрочка) со дня применения такого освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов. Данные разъяснения направлены Федеральной таможенной службой Российской Федерации в таможенные органы письмом от 27 апреля 2011 № 01-11/19266.

Случаи, когда указанные в пункте  3 статьи 284 ТК ТС проценты не уплачиваются, установлены решениями Комиссии Таможенного союза от 16.07. 2010  № 328 (пункт 4) и от 14.10 2010  № 476 (пункт 2). Действие этих решений Комиссии Таможенного союза распространяется на гражданские пассажирские самолеты, которые временно ввезены на таможенную территорию Таможенного союза с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (пункты 2 и 3 Решения Комиссии Таможенного союза от 16.07.2010  № 328), а также на автомобильные транспортные средства, которые временно ввезены на таможенную территорию Таможенного союза с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт 1 Решения Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 № 476).

Апелляционный суд не принимает доводы общества о том, что к спорным правоотношениям должны применяться нормы Таможенного кодекса Российской Федерации, поскольку нормами Таможенного кодекса Таможенного союза ухудшается положение налогоплательщика (в части уплаты процентов при завершении таможенной процедуры временного ввоза).

Утверждение общества о том, что таможенным органом нарушаются требования, изложенные в статье 54 и 57 Конституции Российской Федерации, со ссылкой на постановление Пленума Верховного суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» и статью 28 Венской конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969 основаны на неверном толковании норм права.

В силу части 1 статьи 54 Конституции РФ, законодатель не может придать обратную силу закону, который устанавливает или отягчает ответственность. Это правило относится ко всем видам юридической ответственности.

Между тем, уплата процентов с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка (рассрочка)  по  своей  правовой  природе  не  относится  ни  к одному  из  видов юридической ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и т.п.) , как не относится ни к налогам, ни к сборам, а являются по своей природе платой, которую декларант должен внести за пользование материальными ценностями (в частности транспортными средствами) в период, когда таможенные платежи не были уплачены или были уплачены не в полном объеме.

 Согласно статье 28 Венской конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969 под названием «Договоры не имеют обратной силы» положения договора не обязательны для участника в отношении любого действия или факта, которые имели место до даты вступления договора в силу для него, или в отношении любой ситуации, которая перестала существовать до этой даты. Исключением является случай, когда иное намерение не явствует из договора или не установлено иным образом. Из положения данной нормы следует, что Таможенный кодекс Таможенного союза не является обязательным для применения к тем фактам и действиям, которые имели место до вступления его в силу, если иное не установлено самим

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2012 по делу n А21-530/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также