Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2012 по делу n А26-9930/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

04 июня 2012 года

Дело №А26-9930/2011

Резолютивная часть постановления объявлена   28 мая 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  04 июня 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Л.В.Зотеевой

судей И.Б. Лопато, И.Г.Савицкой

при ведении протокола судебного заседания:  А.С.Крыловой

при участии: 

от истца (заявителя): не явился (извещен)

от ответчика (должника): предст. Бочинский О.А. – доверенность № 3.1-11/101 от 27.03.2012

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7364/2012) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 22.03.2012 по делу № А26-9930/2011 (судья Пасаманик Н.М.), принятое

по иску (заявлению) ООО «Сведвуд Карелия»

к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия

об отмене постановления № 657/11л от 27.10.2011 о назначении административного наказания

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Сведвуд Карелия» (ОГРН 1031000028630; место нахождения: Республика Карелия, пгт. Калевала, ул. Советская, д. 11) (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство, административный орган) от 27.10.2011 № 657/11л, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 22.03.2012 заявленные обществом требования удовлетворены, оспариваемое постановление признаны незаконным и отменено.

В апелляционной жалобе Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия просит решение суда от 22.03.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, общество правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.31 КоАП РФ за нарушение требований Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства № 414 от 29.06.2007. В обоснование доводов жалобы Министерство ссылается на установленную частью 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктами 4, 28 Правил санитарной безопасности в лесах, пунктом 5.2 Проекта освоения лесов для заготовки древесины, пунктом 4.4.13 договора аренды лесного участка от 15.12.2008 №50-з обязанность арендатора лесного участка осуществлять его очистку от захламленности, невыполнение обществом требований о ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, изложенных в претензиях от 20.06.2011 №№628-631, и допущенное заявителем нарушение подпункта «е» пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах.

В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы.

ООО «Сведвуд Карелия», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодатель) и ООО «Сведвуд Карелия» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка №50-з от 15.12.2008 (зарегистрирован в установленном порядке 22.01.2009), в соответствии с которым обществу передан в аренду лесной участок площадью 20947 га, расположенный на территории Костомукшского городского округа, ГУ РК «Костомукшское центральное лесничество», в том числе кварталы 252, 305 и 388 Костомукшского участкового лесничества, для использования в целях заготовки древесины (том 1 л.д.36-45).

Пунктом 4.4.13 договора аренды №50-з от 15.12.2008 предусмотрена обязанность арендатора соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду, принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (не оформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора.

17.06.2011 в ходе патрулирования мобильной патрульной группой в составе лесничего Ермоленко Н.А и государственных инспекторов Ретунова И.В. и Мозохина Э.Н. на арендованном обществом лесном участке в квартале 252 выдел 15, квартале 305 выдел 6, квартале 388 выделы 13, 32, 34, 35 Костомукшского участкового лесничества выявлены несанкционированные свалки бытовых и производственных отходов, о чем составлен протокол (том 1 л.д. 67).

20.06.2011 Государственным учреждением Республики Карелия «Костомукшское центральное лесничество» обществу направлены претензионные письма №№628-631 с требованием о ликвидации выявленных свалок в 10-дневный срок в соответствии с пунктом 4.4.13 договора аренды лесного участка №50-з от 15.12.2008 (том 1 л.д. 68-71).

В ходе проведенного 04.07.2011 осмотра указанных лесных участков установлено, что свалки не ликвидированы; результаты осмотра зафиксированы в актах (том 1 л.д. 72-79).

15.08.2011 заместителем старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Республики Карелия Чижовым А.А. в отношении общества составлен протокол №7 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ (том 1 л.д.55-58). Согласно протоколу обществу вменено нарушение подпункта «е» пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах: засорение леса бытовыми, строительными и иными отходами.

Постановлением главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия Павлова А.Н. от 27.10.2011 №657/11Л общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде предупреждения.

Считая привлечение к административной ответственности незаконным, ООО «Сведвуд Карелия» обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом события вменяемого обществу правонарушения – нарушения правил санитарной безопасности в лесах, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление. При этом суд первой инстанции правомерно исходил из следующего:

Частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах.

Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 №414, устанавливают единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах.

Согласно подпункту «г» пункта 2, пункту 28 Правил санитарной безопасности в лесах в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Пунктом 4 Правил предусмотрено, что на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 15.08.2011 и оспариваемого постановления обществу вменяется именно нарушение подпункта «е» пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах – засорение леса бытовыми, строительными и иными отходами.

Суд первой инстанции обоснованно не согласился с позицией административного органа о том, что загрязнение лесного участка бытовыми и промышленными отходами может быть совершено в форме противоправного бездействия арендатора, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок. Как правомерно указал суд первой инстанции, субъектом указанного правонарушения является лицо, засорившее лес промышленными и бытовыми отходами, а не лицо, которое не предприняло мер к обеспечению соблюдения всеми физическими и юридическими лицами порядка пользования лесным фондом в части запрещения засорения бытовыми отходами.

Административным органом не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие факт осуществления обществом действий по засорению леса бытовыми, строительными и иными отходами, а именно, доказательства свидетельствующие о том, что несанкционированные свалки мусора и бытовых отходов на арендуемом обществом лесном участке образовались в результате деятельности самого общества, а не иных лиц. Более того, в суде первой инстанции представители Министерства поясняли, что причинно-следственная связь между лесозаготовительной деятельностью общества и загрязнением территории лесного участка промышленными и бытовыми отходами не установлена, в ходе производства по делу об административном правонарушении не выяснялся вопрос о том, кем вывозится и складируется мусор и бытовые отходы на лесные участки.

Требование о ликвидации несанкционированных свалок подпункт «е» пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах не содержит.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности административным органом нарушения обществом подпункта «е» пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах и, следовательно, о недоказанности наличия в его действиях состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ.

Кроме того, по мнению суда апелляционной инстанции, загрязнение лесов отходами производства и потребления образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ, являющейся специальной по отношению к части 1 статьи 8.31 КоАП РФ.

Ссылки Министерства на невыполнение арендатором установленной частью 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах обязанности по очистке лесов от захламления и загрязнения в качестве основания для привлечения общества к административной ответственности обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Указанными нормами действительно установлена обязанность арендаторов на основании проекта освоения лесов осуществлять на лесных участках, предоставленных им в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия, включающие в себя очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции Проектом освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду ООО «Сведвуд Карелия» в Костомукшском лесничестве Республики Карелия на 2011-2018 годах по договору аренды №50-з, который прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение, санитарно-оздоровительные мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок предусмотрены не были предусмотрены. На доработку проект не направлялся, изменения и дополнения в него не вносились.

В суде первой инстанции представители Министерства пояснили, что работы по очистке лесных участков от несанкционированных свалок не были предусмотрены лесохозяйственным регламентом Костомукшского лесничества и не были запланированы по результатам выявления свалок, в том числе не были предусмотрены в ежегодно заключаемом приложении №6 к договору аренды, в котором согласно пункту 4.4.15 договора №50-з от 15.12.2008 устанавливаются объемы и сроки работ по охране, защите и воспроизводству лесов. По результатам выявления несанкционированных свалок корректировка лесохозяйственного регламента лесничества и проекта освоения лесов не осуществлялась.

Невыполнение обществом в установленный срок претензионных писем №№628-631, направленных Министерством как стороной по договору аренды в адрес общества как арендатора с требованием ликвидировать выявленные несанкционированные свалки в соответствии с условиями пункта 4.4.13 договора аренды лесного участка №50-з от 15.12.2008, не образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности административным органом события вменяемого обществу правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил постановление Министерства от 27.10.2011 № 657/11л о привлечении общества привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.31 КоАП РФ.

Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные административным органом в отзыве на заявление, которым судом первой инстанции была дана надлежащая оценка. 

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства и отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22 марта 2012 года по делу № А26-9930/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия – без удовлетворения.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

И.Б. Лопато

 И.Г. Савицкая

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2012 по делу n А56-55483/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также