Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2012 по делу n А56-71039/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 31 мая 2012 года Дело №А56-71039/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2012 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Шульги Л.А. судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И. при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В. при участии: от заявителя: Околесновой Е.Н., дов. от 05.12.2011 от ответчика: Хандусенко О.А., дов. от 14.02.2012 № 02-19/1289 Дъяченковой А.М., дов. от 29.06.2011 № 04-19/5357 рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7404/2012) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2012 по делу № А56-71039/2011 (судья Синицына Е.В.), принятое по заявлению ОАО "Российские железные дороги" к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу об оспаривании постановления
установил: открытое акционерное общество «Российские железные дороги»: 107174, Москва, ул. Н. Басманная, д. 2, ОГРН 1037739877295 (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу: 191104, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39 (далее – Департамент Росприроднадзора, административный орган) от 02.12.2011 № АД-13-155/2011-ПС о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Решением от 02.03.2012 суд удовлетворил заявление общества в полном объеме. Департамент Росприроднадзора заявил апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 марта 2012 года по делу № А56-71039/2011 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, является ошибочным вывод суда первой инстанции о недоказанности Департаментом Росприроднадзора состава вменяемого обществу административного правонарушения. В судебном заседании представитель Департамента Росприроднадзора поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, а представитель общества, ссылаясь на их несостоятельность по мотивам, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке. Из материалов дела видно, что 14.10.2011 Департаментом Росприроднадзора проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом требований законодательства в области охраны окружающей среды, в ходе которой выявлены нарушения требований природоохранного законодательства при разгрузке (погрузке) и хранении угля на ж/д ст. Токсово Ленинградской области в полосе отвода железной дороги, а именно: - технологические операции, приводящие к выделению загрязняющих веществ в атмосферный воздух, производятся на площадке, расположенной в границах полосы отвода железной дороги; - пылеотводящие сооружения на площадке отсутствуют, площадка для погрузки (выгрузки) и хранению сыпучих грузов является стационарным неорганизованным площадным источником выбросов вредным (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемым в границах участка территории, закрепленной за ОАО «РЖД» «Октябрьская железная дорога»; - проект нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух для станции Токсово Октябрьской Дирекции Управления движением - Центральной Дирекции Управления движением - филиала ОАО «РЖД» не разрабатывался; - и разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух у ОАО «РЖД» отсутствует. Результаты проверки отражены в акте от 14.10.2011 № ВД-237/13-А. По признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, Департамент Росприроднадзора 14.10.2011 вынес определение № АД-13-155/2011 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. По результатам административного расследования в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 14.11.2011 № АД-13-155/2011-ПТ, которым действия действия общества квалифицированы Департаментом Росприроднадзора по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ. Постановлением от 02.12.2011 № АД-13-155/2011-ПС общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 45 000 руб. Не согласившись с постановлением Департамента Росприроднадзора, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд. Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из недоказанности административным органом состава вменяемого административного правонарушения. Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Департамента Росприроднадзора по следующим основаниям. Из оспариваемого постановления следует, что общество привлечено к административной ответственности за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) определяет понятие «загрязняющее вещество» - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Из изложенного следует, что для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные нормативы. Согласно пункту 1 статьи 23 Закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов. Статьей 12 Закона № 96-ФЗ определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы. Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона № 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Как следует из статьи 14 Закона № 96-ФЗ, пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404, административному органу помимо факта выброса необходимо также подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения. Таким образом, выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения - выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения. Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 № 17254/10. В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Из материалов дела следует, что общество на основании договора от 01.01.2011 № 250, заключенного с ОАО «Всеволожский гортоп», оказывает последнему услуги, связанные с перевозкой, хранением грузов на железнодорожной станции отправления Токсово. При осуществлении хозяйственной деятельности на ж/д станции Токсово, на территории расположенной в границах полосы отвода железной дороги (ПЧ-16) организована площадка для проведения погрузки (выгрузки) и хранению сыпучих грузов. Однако Департаментом должным образом не подтверждено, что общество обязано получить специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и должно нести ответственность ввиду его отсутствия, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что заявитель осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух в концентрациях, превышающих установленные гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, осуществляет вредное воздействие на атмосферный воздух. Соответствующие замеры административным органом не проводились (пункт 3.14 Приказа Росприроднадзора от 01.03.2011 №112). Данные обстоятельства свидетельствуют о недоказанности административным органом состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим привлечение общества к административной ответственности. Согласно статье 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства дела и принял решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы. Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 марта 2012 года по делу № А56-71039/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу – без удовлетворения. Председательствующий Л.А. Шульга
Судьи Г.В. Борисова
О.И. Есипова
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2012 по делу n А56-61948/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|