Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 по делу n А56-62032/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

29 мая 2012 года

Дело №А56-62032/2011

Резолютивная часть постановления объявлена     23 мая 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  29 мая 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Л. П. Загараевой,

судей  М. В. Будылевой, В. А. Семиглазова,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем А. Г. Куписок,

при участии: 

от истца (заявителя): А. Н. Прошин, доверенность от 09.08.2011 № 02-02/93;

от ответчика (должника): А. С. Усов, доверенность от 15.06.2011 № 46;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-6220/2012) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2012 по делу № А56-62032/2011 (судья М. В. Трохова), принятое

по иску (заявлению) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга

к Военному комиссариату города Санкт-Петербург

о взыскании штрафа

установил:

Управление  Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга (ОГРН 1027810318425, адрес 190068, Санкт-Петербург, Глинки ул., д. 8, Л.А) (далее – Управление, Фонд, заявитель) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Военному комиссариату города Санкт-Петербург (ОГРН  1037863008083, адрес 190121, Санкт-Петербург, Английский пр., д. 8) (далее – Комиссариат, ответчик) о взыскании штрафа в размере 3191613,20 руб.

Решением суда первой инстанции от 07.02.2012 в удовлетворении требований отказано в связи с существенными процессуальными нарушениями, допущенными Управлением при привлечении Комиссариата к ответственности.

В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права.

Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что территориальные органы ПФ РФ  не обязаны сообщать организациям о планируемом проведении камеральной проверки организации и дате проведения этой проверки; страхователь был вовремя уведомлен о вынесении акта проверки и уклонялся от подписания решения, представитель Комиссариата не являлся на рассмотрение разногласий, назначенное на 29.06.2011 на 15:00.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Комиссариат, являясь страхователем в системе обязательного пенсионного страхования, 16.05.2011 представил в Фонд сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2 полугодие 2010, то есть с нарушением срока, установленного пенсионным законодательством, до 15.02.2011.

Фондом, в связи с допущенным Комиссариатом нарушением, составлен акт от 18.05.2011 № 284 и принято решение от 29.06.2011 № 284 о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон №27-ФЗ) в виде штрафа в размере 10 % причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, что составило 3191613,20 руб.

Управлением Предприятию было выставлено требование от 25.07.2011 № 284 об уплате штрафа.

Поскольку Предприятие добровольно штраф не уплатило, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно статье 4 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица. В статьях 5 и 6 названного Закона установлено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а также сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров.

Согласно пункту 12 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 №213-ФЗ «О внесении изменений  в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в целях реализации Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»  отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год.

Страхователи за второй отчетный период представляют сведения, предусмотренные Законом №27-ФЗ, в том числе сведения  о начисленных и уплаченных страховых взносах,  о каждом работающем у них застрахованном лице, до 15.02.2011 (пункт 2 статьи 11 Закона №27-ФЗ).

В соответствии со статьей 17 данного закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10%  причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Факт предоставления Комиссариатом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования с нарушением срока, подтвержден материалами дела.

Размер штрафа определен органом Пенсионного фонда в соответствии с требованиями вышеприведенной статьи, исходя из суммы платежей, подлежащих уплате Комиссариатом за отчетный период.

Вместе с тем, Фондом нарушена процедура привлечения Комиссариата к ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.

Согласно части 5 статьи 34 Закона № 212-ФЗ лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 38 Закона № 212-ФЗ акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.

Из указанной нормы следует, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, должно быть извещено о времени и месте составления акта проверки.

В силу части 4 статьи 38 Закона № 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

Согласно части 2 статьи 39 Закона № 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона № 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.

Из материалов дела следует, что акт проверки и решение составлены без участия представителя Комиссариата. Акт составлен также без извещения Комиссариата о времени и месте его составления. В деле имеются сопроводительное письмо от 19.05.2011 № 14-24/11-381, согласно которому Управление направляет Комиссариату акт камеральной проверки от 18.05.2011 № 284 и уведомление о вызове страхователя на рассмотрение материалов проверки на 29.06.2011 в 15-00. Согласно списку заказных писем (том 1, л.д. 7) указанное сопроводительное письмо направлялось Комиссариату 25.05.2011 по адресу государственной регистрации. При этом, из представленного Управлением к апелляционной жалобе документа (том 2, л.д. 8), который, по мнению подателя жалобы, свидетельствует о вручении данного письма Комиссариату, невозможно установить, что и кому направлялось.

Апелляционный суд отмечает, что составление акта проверки без извещения Комиссариата о времени и месте его составления относится к существенным нарушениям процедуры привлечения к ответственности.

Следовательно, при привлечении Комиссариата к ответственности Управлением были допущено существенные процессуальные нарушения, которые являются основанием для отказа в удовлетворении требований Управления о взыскании штрафа.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции не допустил нарушений либо неправильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2012 по делу № А56-62032/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Л.П. Загараева

Судьи

 

М.В. Будылева

 

 В.А. Семиглазов

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 по делу n А42-2295/2011. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также