Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2012 по делу n А26-403/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

23 мая 2012 года

Дело №А26-403/2012

Резолютивная часть постановления объявлена   21 мая 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  23 мая 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.В.Зотеевой

судей И.Г.Савицкой, А.Б.Семеновой

при ведении протокола судебного заседания:  А.С.Крыловой

при участии: 

от истца (заявителя): не явился (извещен)

от ответчика (должника): предст. Манцырев С.С. – доверенность № 3.1-11/105 от 27.03.2012

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6088/2012) ООО «Медвежьегорский леспромхоз» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.02.2012 по делу № А26-403/2012 (судья Кришталь Н.А.), принятое

по иску (заявлению) ООО «Медвежьегорский леспромхоз»

к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия

об отмене постановления № 1087/11л от 23.12.2011 о назначении административного наказания

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Медвежьегорский леспромхоз» (ОГРН 1021001010029; место нахождения: Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ул. Заводская, д. 3) (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство, административный орган) от 23.12.2011 № 1087/11л о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 24.02.2012 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.

В апелляционной жалобе ООО «Медвежьегорский леспромхоз» просит решение суда от 24.02.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель ссылается на то, что оспариваемое постановление вынесено административным органом за пределами установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности. По мнению подателя жалобы, вменяемое обществу правонарушение – нарушение правил заготовки древесины при использовании лесов относится к правонарушениям в сфере природопользования, соответственно вывод суда первой инстанции о применении в рассматриваемом случае годичного срока давности привлечения к административной ответственности основан на неправильном толковании положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ. 

В судебном заседании представитель Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда без изменения.

ООО «Медвежьегорский леспромхоз», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании договора аренды лесного участка № 87-з от 25.12.2008 и лесной декларации № 19 от 30.08.2010 обществом осуществлялась заготовка древесины в квартале 69 выдел 12 делянка 1 Пиндушского участкового лесничества.

16.09.2011 лесничим - государственным лесным инспектором Кузнецовой А.Н.  в присутствии представителя общества Улевич Р.В. (доверенность от 05.05.2011 № 10АА0003818), а также государственных инспекторов по охране леса Антонова Е.Ю. и Никифорова Д.В. проведена приемка лесосеки (освидетельствование мест рубок) в квартале 69 выдел 12 делянка 1 Пиндушского участкового лесничества, в ходе которой выявлен факт нарушения обществом пунктов 7 и 9 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 184 (далее - Правила заготовки древесины), выразившийся в оставлении на делянке не вывезенной в установленный срок древесины в объеме 18.18 куб.м и завышенных пней в объеме 4,74 куб.м (акт приемки лесосеки от 16.09.2011, л.д. 43-44).

По факту выявленного нарушения 15.11.2011 уполномоченным должностным лицом Министерства в отношении общества составлен протокол № 39 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ.

Постановлением от 23.12.2011 № 1087/11л ООО «Медвежьегорский леспромхоз» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 10000 руб.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения и не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд также отклонил доводы общества о пропуске административным органом срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества в связи со следующим.

В соответствии с частью 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений.

Согласно части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 184 утверждены Правила заготовки древесины, устанавливающие требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации.

Частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины.

Как следует из материалов дела, постановлением от 23.12.2011 № 1087/11л обществу вменяется нарушение пункта 9 Правил заготовки древесины, выразившееся в оставлении на делянке завышенных пней в объеме 4,74 куб.м.

Согласно пункту 9 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 184 (действовавших на момент выявления правонарушения и вынесения оспариваемых постановлений), при заготовке древесины высота оставляемых пней не должна превышать одной трети диаметра среза, а при рубке деревьев диаметром менее 30 сантиметров - 10 сантиметров. Допускается оставление пней большей высоты при осуществлении заготовки древесины с применением многооперационной техники в соответствии с техническими условиями ее эксплуатации, а также в лесах, произрастающих в поймах рек.

Вместе с тем, с 31.01.2012 действуют Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 01.08.2011 № 337, которые не регламентируют высоту пней, оставляемых после заготовки древесины.

Таким образом, поскольку Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337, такого вида нарушения как оставление завышенных пней не содержат, следовательно, в силу положений статьи 1.7 КоАП РФ заявитель на сегодняшний день не может нести ответственность за нарушение не действующих на момент рассмотрения дела в суде правил, учитывая, что доказательств исполнения постановления от 23.12.2011 № 1087/11л административным органом не представлено.

Постановлением от 23.12.2011 № 1087/11л обществу вменяется также нарушение пункта 7 Правил заготовки древесины, выразившееся в оставлении на делянке не вывезенной в установленный срок древесины в объеме 18,18 куб м.

В соответствии с пунктом 7 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007  № 184. рубка лесных насаждений, хранение и вывоз древесины с каждой лесосеки осуществляется в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации, в которой предусматривается рубка лесных насаждений на данной лесосеке, или с даты заключения договора купли-продажи лесных насаждений.

Аналогичное правило закреплено в пункте 12 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337 (действуют с 31.01.2012).

Факт нарушения обществом требований пункта 7 Правил заготовки древесины установлен судом первой инстанции, подтверждается материалами дела (актом приемки лесосек от 16.09.2011, ведомостью пересчета при освидетельствовании) и заявителем не оспаривается.

Доказательств объективной невозможности соблюдения обществом требований  пункта 7 Правил заготовки древесины в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии в действиях общества вины применительно к положениям части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ.

Доводы заявителя о пропуске административным органом срока давности привлечения к административной ответственности правомерно отклонены судом первой инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды - по истечении одного года.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Следовательно, законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды не состоит исключительно из Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а включает в себя и иные законы, которые регулируют общественные отношения в области охраны окружающей среды.

Лесной кодекс Российской Федерации как федеральный закон, являющийся частью лесного законодательства, основывается на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; воспроизводства лесов, улучшения их качества, а также повышения продуктивности лесов; обеспечения охраны и защиты лесов (пункты 2, 5, 6 статьи 1).

С учетом приведенных норм следует признать, что нарушения пунктов 7 и 9 Правил заготовки древесины, разработанных в соответствии со статьей 29 Лесного кодекса Российской Федерации и направленных на реализацию указанных в статье 1 данного кодекса принципов, относится к нарушениям законодательства в области охраны окружающей среды.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае подлежит применению годичный срок давности привлечения к ответственности, так как вменяемое обществу административное правонарушение относится к нарушениям законодательства об охране окружающей среды.

Таким образом, оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности от 23.12.2011 № 1087/11л вынесено административным органом в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичного срока привлечения к ответственности, который в данном случае исчисляется с момента истечения срока исполнения обязанности по вывозу древесины с лесосеки (с 08.09.2011).

Судом также не установлено нарушения административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.

При таких обстоятельствах основания для признания незаконным и отмене постановления от 23.12.2011 № 1087/11л о назначении административного наказания отсутствуют.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24 февраля 2012 года по делу № А26-403/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Медвежьегорский леспромхоз» - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

И.Г. Савицкая

 А.Б. Семенова

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2012 по делу n А56-53287/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также