Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2012 по делу n А56-71113/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 21 мая 2012 года Дело №А56-71113/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2012 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Савицкой И.Г., судей И.Б. Лопато, Семеновой А.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем Крыловой А.С., при участии: от истца (заявителя): Захматова Д.О. по доверенности от 20.03.2012, Гордеева Э.В. по доверенности от 05.12.2011; от ответчика (должника): Козловой О.А. по доверенности от 22.12.2009 № 10110742; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6054/2012) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2012 по делу № А56-71113/2011 (судья Гранова Е.А.), принятое по иску (заявлению) открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу об оспаривании предписания
установил: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (место нахождения: 107174, город Москва, улица Басманная Н., дом 2, основной государственный регистрационный номер 7708503727; далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительным пункта второго предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 7-9; основной государственный регистрационный номер 1027809242933; далее – УФАС, управление, антимонопольный орган) от 15.11.2011 по делу № К10-184/11 об обязании заявителя с 01.01.2012 при проведении конкурсных процедур (торгов) в зоне действия филиала Октябрьская железная дорога с момента получения предписания представлять в антимонопольный орган извещение о конкурсе и конкурсную документацию. Решением от 07.02.2012 суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил. В апелляционной жалобе управление просит судебный акт от 07.02.2012 по настоящему делу отменить в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В обоснование жалобы ее податель указывает на то, что дело № К10-184/11, результатом рассмотрения которого явилось вынесение в адрес общества соответствующего предписания, возбуждено на основании поступившего в УФАС заявления участника конкурса, проведенного ОАО «РЖД». Следовательно, по мнению антимонопольного органа, ошибочен вывод суда первой инстанции о том, что информация и документы запрошены управлением после окончания проверки и вынесения по ее итогам ненормативных актов. УФАС также полагает, что предписание в оспоренной части в полной мере согласуется с положениями статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), регламентирующей полномочия антимонопольного органа на вынесение этого ненормативного акта, а потому и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской деятельности. В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, приведенным в отзыве на жалобу. Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке. Как усматривается из материалов дела, в УФАС поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «ТехноОхранСервис» на действия ОАО «РЖД» в лице филиала «Октябрьская железная дорога» при проведении открытого конкурса № 305 на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту с заменой комплектующих турникетных комплексов автоматизированной системы оплаты контроля и учета проезда в пригородных электропоездах с учетом льготных категорий граждан (АСОКУПЭ-Л) на вокзалах и станциях Дирекции пригородных перевозок «Транском» в 2011 году. По результатам рассмотрения названной жалобы антимонопольный орган возбудил дело № К10-01/11 по признакам нарушения обществом части первой статьи 17 Закона № 135-ФЗ в зоне действия филиала Октябрьская железная дорога при проведении указанных торгов. Решением от 29.11.2011 по делу № К10-181/11 (листы дела 36-39) управление признало в деяниях заявителя нарушение пункта 1 части второй статьи 17 Закона № 135-ФЗ путем создания участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, выразившееся в установлении в конкурсной документации обязательных квалификационных требований к участникам конкурса № 305 о наличии соглашения (договора) с разработчиком и интегратором программного обеспечения турникетных комплексов системы АСОКУПЭ-Л – обществом с ограниченной ответственностью «Предприятие Микротех» о допуске к выполнению работ по предмету конкурса, к которым согласно конкурсной документации не относятся работы, связанные с программным обеспечением названных турникетных комплексов (пункт 1). В пункте втором своего решения УФАС констатировало в действиях общества, выразившихся в невключении в состав конкурсной документации Методики оценки поданных на конкурс №305 заявок, нарушение пункта 3 части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, что повлекло несоблюдение определения порядка, закрепляющего выявление победителя торгов. Предписанием от 29.11.2011 (с учетом определения об исправлении опечатки от 15.12.2011 № 10/14222) управление обязало заявителя устранить допущенные нарушения антимонопольного законодательства, для чего не устанавливать в квалификационных требованиях к участникам требований, не связанных с выполнением работ, которые в соответствии с содержанием конкурсной документации не относятся к предмету конкурса, а также предоставить возможность претендентам и участникам торгов ознакомиться с порядком определения победителя, в том числе в извещении конкурсной документации (листы дела 10-11, 44). В пункте втором этого ненормативного акта (фактически являющимся его пунктом третьим) антимонопольный орган указал обществу с 01.01.2012 с момента получения предписания при проведении конкурсных процедур (торгов) в зоне действия филиала Октябрьская железная дорога представлять в УФАС извещении о конкурсе и конкурсную документацию. Не согласившись с законностью предписания управления в последней приведенной части, ОАО «РЖД» обратилось в арбитражный суд. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим. В силу статей 39, 41 и 50 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. В пункте 2 статьи 22 Закона № 135-ФЗ определено, что антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения. Перечень возможных предписаний, выдаваемых хозяйствующим субъектам и обязательных для исполнения, содержится в пункте 2 части 1 статьи 23 Закона №135-ФЗ. Так, в соответствии с подпунктами «д» и «н» приведенной нормы (которыми оперирует управление для подтверждения законности принятого им предписания в обжалованной части) антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а также о предварительном информировании антимонопольного органа о намерении совершить предусмотренные предписанием действия. В то же время, по смыслу вышеприведенных норм деятельность антимонопольного органа по государственному контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, осуществляемая в форме выдачи предписаний, преследует цель понудить обязанных субъектов к должному поведению. Именно поэтому изложенные в таком ненормативном акте обязательные требования антимонопольного органа должны соотноситься с характером и существом допущенного виновным субъектом противоправного деяния, содержать четкую формулировку относительно действий, которые необходимо совершить лицу в целях прекращения или недопущения нарушения антимонопольного законодательства, а также обеспечения конкуренции, тем самым обладать достаточной степенью конкретизации, в том числе и для целей его исполнения. Следует учитывать и то, что решение и предписание антимонопольного органа, касающиеся одного и того же факта нарушения антимонопольного законодательства, неразрывно связаны друг с другом. Предписание, по сути, является логическим продолжением решения и не имеет под собой самостоятельного фактического основания, отличного от обстоятельств, положенных в основу решения. Как уже приводилось выше, в пункте втором предписания (фактические являющимся фактически его пунктом третьим), оспоренном в рамках настоящего спора, УФАС обязало общество с 01.01.2012 с момента его получения при проведении конкурсных процедур (торгов) в зоне действия филиала Октябрьская железная дорога представлять в УФАС извещении о конкурсе и конкурсную документацию. Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, положения Закона № 135-ФЗ не предусматривают возможности прекращения, недопущения и устранения факта нарушения, установленного и признанного антимонопольным органом, путем представления хозяйствующим субъектом в течение определенного им периода времени после завершения процедуры рассмотрения конкретного дела о нарушении антимонопольного законодательства информации о проводимых им в будущем торгах. По сути, спорное требование управления представляет собой возложение на заявителя закрепленной частью 1 статьи 25, Закона № 135-ФЗ обязанности по представлению в контролирующий орган сведений, необходимых ему в соответствии с возложенными на него функциями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства. Суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда о том, что возложенные в предписании в обжалованной части на общество обязательные для исполнения действия никоим образом не соотносятся с вмененными УФАС нарушениями антимонопольного законодательства при проведении конкретного конкурса, а также не обладают признаками направленности именно на устранение последствий этих нарушений. Доказательств обратного управление не представило. Апелляционная инстанция выражает несогласие с суждением подателя жалобы о том, что предписание в оспоренной части не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской деятельности. Как правильно указал суд первой инстанции, предписываемое обществу действие является не только бессрочным, но чрезмерно расширительным и несоразмерным по своему предмету относительно обстоятельств дела № К10-184/11 и вмененных организации противоправных деяний, так как возлагает на нее обязанность представления контролирующему органу документации по всем торгам, проводимым в будущем, а не по торгам, аналогичным по своим условиям открытому конкурсу № 305. Тем самым использованная УФАС формулировка изначально предполагает проведение обществом любых торгов исключительно под контролем антимонопольного органа (без указания сроков прекращения такой публично-правовой обязанности). Необходимость применения к заявителю избранной меры антимонопольного реагирования ничем не обоснованна управлением, а потому и не доказана ее правомерность. Кроме того, с учетом количества проводимых организацией торгов направление ею информации, истребуемой УФАС, приведет к возникновению у нее дополнительных неоправданных имущественных и организационных издержек. Одновременно неисполнение заявителем приведенного императивного требования антимонопольного органа даже в отношении одних торгов влечет для обязанного субъекта установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность в виде наложения штрафа (на что имеется ссылка, в том числе и в самом предписании). Следовательно, обжалованный обществом пункт предписания УФАС напрямую создает препятствия для нормального функционирования организации и осуществления ею обычной предпринимательской деятельности. Приняв во внимание перечисленные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно признал ненормативный акт управления в рассмотренной части не только не соответствующим целям и задачам антимонопольного регулирования, но и нарушающим права и законные интересы ОАО «РЖД». При таком положении апелляционная инстанция не усматривает оснований, включая процессуальных, для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы УФАС. Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2012 по делу № А56-71113/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения. Председательствующий И.Г. Савицкая Судьи И.Б. Лопато А.Б. Семенова
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2012 по делу n А56-7785/2010. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|