Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2012 по делу n А26-10457/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

14 мая 2012 года

Дело №А26-10457/2011

Резолютивная часть постановления объявлена     10 мая 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  14 мая 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Сомовой Е.А.

судей  Дмитриевой И.А., Загараевой Л.П.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Душечкиной А.И.

при участии: 

от истца: не явился, извещен

от ответчика: Цеханович А.А. по доверенности от 12.01.2012

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4883/2012) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.12.2012 по делу № А26-10457/2011 (судья Александрович Е.О.), принятое

по иску общества с ограниченной ответственностью  "Телекомстрой"

к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия

о признании незаконным решения от 18.11.2011 № 40

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Телекомстрой» (ОГРН: 1021000526470, адрес: 185005, Карелия Респ, Петрозаводск г, Ригачина ул, 64а; далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, в котором с учетом уточнения требований, просило признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия  (ОГРН: 1021000511344, адрес: 185031, Петрозаводск, Кондопожская ул., д. 9; далее - ответчик, Управление) от 18.11.2011 № 40 в части  вывода о занижении базы по уплате страховых взносов  за 2010 год и предъявленных к уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Решением суда от 03.02.2012 требования Общества удовлетворены, оспариваемое решение признано незаконным, как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – закон № 212-ФЗ). Суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.

В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда от 03.02.2012, указывая, что по смыслу пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами компенсации, предусмотренные статьёй 164 ТК РФ, как не входящие в систему оплаты труда. В отличие от них компенсации, определённые статьёй 129 ТК РФ, к которым относятся и спорные суммы, не охватываются указанной нормой закона и являются объектом обложения страховыми взносами. С внесением в Закон № 212-ФЗ с 01.01.2011 изменений, денежная выплата работникам в качестве компенсации за часть ежегодно оплачиваемого отпуска, превышающего 28 календарных дней, облагается страховыми взносами в силу прямого указания закона, что, по мнению подателя жалобы, дополнительно подтверждает правомерность его позиции.  

Общество возражало против удовлетворения апелляционной  жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя.    

В судебное заседание извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представитель заявителя не явился, что соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения  апелляционной  жалобы в отсутствие представителей сторон.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что Управлением проведена плановая выездная проверка Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 30.06.2011, в ходе которой выявлен ряд нарушений.  

Управлением установлено, что Общество не включило в базу для начисления страховых взносов суммы компенсаций, не связанных с увольнением, которые были выплачены работникам в 2010 году за неиспользованный отпуск, превышающий 28 календарных дней.

Результаты проверки зафиксированы в акте № 88 от 18.10.2011.

По итогам рассмотрения акта проверки и возражений  Управлением принято решение от 18.11.2011 № 40 о привлечении Общества к ответственности по части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 968 руб. 70 коп. на основании части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ.  Обществу предложено уплатить 70 320 руб. 72 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и 2 244 руб. 04 коп. пени.

Общество не согласилось с решением от 18.11.2011 № 40 и обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Суд первой инстанции признал доводы Общества обоснованными, посчитав, что спорные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами применительно к подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы Управления по следующим причинам.

Общество в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.

Согласно оспариваемому решению Общество неправомерно не включило в налоговую базу для исчисления страховых взносов суммы компенсаций, выплачиваемых работникам, не прекратившим трудовые отношения с работодателем, за неиспользованную часть отпуска, превышающую 28 календарных дней.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам,  предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм,  указанных  в статье 9 Закона.

Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Из приведенных положений следует, что обложению страховыми взносами не подлежат те виды компенсаций, выплата которых предусмотрена законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьями 114 и 122 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Согласно статье 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительность 28 календарных дней.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с этим Кодексом и иными федеральными законами.

В частности, согласно статье 116 ТК РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу статьи 126 ТК РФ часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией, которая согласно статье 164 ТК РФ представляет собой денежную выплату, установленную в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) состоит из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных выплат (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, компенсация за неиспользованный отпуск (свыше 28 календарных дней) предусмотрена трудовым законодательством и выплачивается физическому лицу в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Такой подход согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в  постановлении от 14.07.2009 N 2590/09.

С  учетом положения подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск как предусмотренная трудовым законодательством и выплачиваемая физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Доводы подателя жалобы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", где исключаются компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением работников, из числа выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, к рассматриваемым правоотношениям не применим: проверяемым периодом являлся 2010 год, а Закон N 339-ФЗ вступил в законную силу с 01.01.2011 (статья 4 данного Закона) и не содержит указания на придание его положениям обратной силы.

Судом первой инстанции правильно установлено, что компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск предусмотренная статьями 126, 129, 164 Трудового кодекса Российской Федерации, выплачивается физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, поэтому не подлежит включению в базу при начислении страховых взносов. Доводы Управления не опровергают выводы суда, что спорные выплаты носят компенсационный характер.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что произведенные Обществом выплаты компенсаций не подлежали включению в базу для начисления страховых взносов. Следовательно, Управление в данном случае необоснованно привлекло Общество к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, начислило пени и предложило уплатить недоимку по страховым взносам.

Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции дана оценка всем доводам сторон, правильно применены нормы материального права и не нарушены нормы процессуального права, у апелляционной инстанции не имеется оснований для удовлетворения жалобы Управления.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  Республики Карелия  от 03.12.2012 по делу        № А26-10457/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.А. Сомова

Судьи

И.А. Дмитриева

 Л.П. Загараева

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2012 по делу n А26-8764/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также