Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2012 по делу n А56-47987/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

05 мая 2012 года

Дело №А56-47987/2011

Резолютивная часть постановления объявлена  04 мая 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  05 мая 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Несмияна С.И.,

судей  Глазкова Е.Г.,Жуковой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания:  Тутаевым В.В.,

при участии: 

от истца: представителя Царенкова А.С. (доверенность от 17.02.2011);

от ответчика: представителя Гусейновой Е.А. (доверенность от 21.04.2011 78 ВИМ № 1116108 от 21.04.2011); представителя Зарубова И.В. (доверенность от 06.12.2011);

от третьих лиц:  1. ОАО «РЖД» - извещены, не явились;

2. ООО «БСК» - представителя Царенкова А.С. (доверенность от 16.11.2009);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы  Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" и (регистрационный номер 13АП-6479/2012) общества с ограниченной ответственностью "БМП Балтийск Судосервис" (регистрационный номер 13АП-6479/2012, 13АП-6481/2012) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2012 по делу № А56-47987/2011 (судья Рычагова О.А.), принятое

по иску общества с ограниченной ответственностью "БМП Балтийск Судосервис"

к Федеральному государственному унитарному предприятию  "Росморпорт" 

третьи лица:

1.    открытое акционерное общество "Российские железные дороги"

2.    общество с ограниченной ответственностью "Балтийская судоходная компания"

о взыскании 392 635 рублей 95 копеек;

 

установил:

общество с ограниченной ответственностью «БМП Балтийск Судосервис» (далее – ООО «БМП Балтийск Судосервис») на основании договора цессии от 12.11.2010 обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» (далее – ФГУП «Росморпорт») 392 635 рублей 95 копеек 92 027 рублей 00 копеек возмещения убытков, причиненных в результате повреждения вагонов № 54086954 и № 96748703.

     В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») и общество с ограниченной ответственностью «Балтийская судоходная компания» (далее - ООО «БСК»).

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2012 присуждено к взысканию с ФГУП «РОСМОРПОРТ» в пользу ООО «БМП «Балтийск Судосервис» 172 260 рублей 56 копеек убытков и 4 761 рубля 40 копеек расходов по госпошлине. В остальной части в иске отказано.

В апелляционной жалобе, ФГУП «Росморпорт» просит решение от 24.02.2012 изменить, принять по делу новый судебный акт о полном отказе в иске. По мнению подателя жалобы, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В апелляционной жалобе  ООО «БМП «Балтийск Судосервис» также просит решение от 24.02.2012 изменить, ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт о полном удовлетворении иска.

Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьего лица ОАО «РЖД», извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ООО «БМП Балтийск Судосервис» поддержал свою жалобу и возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ФГУП «Росморпорт», ссылаясь на отсутствие нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции в обжалуемой ответчиком части. Представитель ФГУП «Росморпорт» поддержал приведенные в своей жалобе доводы и возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ООО «БМП Балтийск Судосервис».

ООО «БСК» поддерживает доводы ООО «БМП Балтийск Судосервис».

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2012 проверены в порядке апелляционного производства.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между ОАО «РЖД» и ООО «БСК» заключено Временное соглашение от 212.07.2007 № 730 об организации перевозок грузов, эксплуатации грузовых вагонов и контейнеров и взаимной ответственности при перевозке грузов в прямом железнодорожно-паромном сообщении Усть-Луга – Балтийск, сроком действия по 31.12.2007, с последующим продлением на следующий календарный год при отсутствии заявления одной из сторон о его прекращении.

Между ОАО «РЖД» (перевозчик), ФГУП «Росморпорт» (владелец) и ООО «БСК» (судовладелец) также заключены Временные соглашения от 25.12.2007 и от  31.03.2009 об организации работы, связанной с перевозкой грузов в прямом железнодорожно-паромном сообщении Усть-Луга - Балтийск на железнодорожно-паромном терминале ФГУП «Росморпорт»  в г. Балтийске, и соглашение от 03.02.2010 № 46 о принципах регулирования  цены при организации работ на железнодорожных станциях  Лужская и Балтийск и железнодорожно-паромных комплексах в портах Усть-Луга и Балтийск и стоимости перевозки паромом на линии Усть-Луга - Балтийск.

10 марта 2010 года во время проведения погрузочно-разгрузочных работ стивидорами ФГУП «Росморпорт» были рассоединены  воздушные тормозные шланги и не полностью выпущен воздух из ресивера вагона-цистерны № 54086954, а также убраны башмаки  на пятом пути нижней палубы парома «Балтийск», стивидоры ушли на обед, в результате чего вагон-цистерна № 54086954 сошел с рельсов в нишу стрелочного перевода вагон на длину 6,3 м.

ООО «БСК» обратилось к начальнику Калининградской железной дороги с письмом № 24 от 10.03.2010, в котором просило оказать содействие в предоставлении специалистов и специальных приспособлений для организации работ по подъему вагона после его схода с рельсов на нижней палубе парома «Балтийск», оплату гарантировало. Подъем сошедшего с рельсов вагона был осуществлен силами восстановительного поезда Калининградской железной дороги. Представителями ООО «БСК» и железной дороги  подписан акт выполненных работ от 11.03.2010. Согласно калькуляции, стоимость работ составила 150 066 рублей 24 копейки, которые ООО «БСК» перечислены платежным поручением № 99 от 29.03.2010 на основании счета Калининградской железной дороги № 002000000002001/9300022079 от 15.03.2010 и счет-фактуры № 002000000002001/0000000157 от 30.03.2010.

На основании акта № 09С от 10.03.2010, поврежденный вагон № 54086954 был направлен на текущий отцепочный ремонт в вагонное депо Черняховск Калининградской железной дороги. Производство ремонта подтверждается уведомлением на ремонт вагона формы ВУ-23М от 16.03.10 № 8, дефектной ведомостью от 15.03.2010, уведомлением о приемке грузовых вагонов из текущего ремонта формы ВУ-36М № 46 от 16.03.2010. Стоимость ремонта поврежденного вагона № 54086954 составила 22 194 рубля 32 копейки без НДС. На основании счет-фактуры № 0020050000002006/000000211 от 12.03.2010 и счета № 0020050000002006/000000211 от 12.03.2010, ООО «БСК» перечислило ОАО «РЖД» указанную сумму по платежному поручению № 101 от 31.03.2010.

По данному эпизоду ООО «БСК» понесло убытки в сумме 172 260 рублей 56 копеек.

13 марта 2009 года во время проведения погрузочно-разгрузочных работ (накатка вагонов на нижнюю и верхнюю палубы) на пароме «Балтийск», находящегося в порту г. Балтийска, сцепка, состоящая из судового маневрового локомотива и  вагона № 96748703, под управлением докера-механизатора ФГУП «Росморпорт»  Янушкевича И.И., сошла с рельсов 3-его пути в углубление стрелочного перевода нижней палубы, что привело к повреждению указанного вагона.

На основании пункта 11.3 Временного соглашения от 21.07.2007 № 730 ООО «БСК» обратилось к начальнику Калининградской железной дороги с письмом от 13.03.2009 № 33 о предоставлении специалистов и специальных приспособлений для организации работ по подъему вагона после его схода с рельсов на нижней палубе парома «Балтийск». Подъем сошедшего с рельсов вагона был осуществлен силами восстановительного поезда Калининградской железной дороги. Капитаном парома и начальником восстановительного поезда был подписан акт выполненных работ от 13.03.2009. Стоимость указанных работ составила 155 832 рубля 07 копеек. ООО «БСК» выплатило данную сумму против счета Калининградской железной дороги от 24.03.2009 № 21 по платежному поручению от 29.04.2009 № 192.

На основании акта № 06С от 13.03.2009, поврежденный вагон был направлен для производства текущего отцепочного ремонта в вагонное депо Черняховск Калининградской железной дороги. Выполнение ремонта подтверждается уведомлением на ремонт вагона формы ВУ-23Мвц от 17.03.2009 № 54, дефектной ведомостью от 17.03.2009, актом выполненных работ, уведомлением о приемке грузовых вагонов из текущего ремонта формы ВУ-36М № 128 от 17.03.2009. Стоимость ремонта поврежденного вагона составила 64 543 рубля 32 копейки без НДС, которую ООО «БСК» уплатило ОАО «РЖД» по платежному поручению № 183 от 24.04.2009 на основании счет-фактуры № 0020050000002006/000000016 от 06.04.2009 и счета № 0020050000002006/000000016 от 06.04.2009.

Всего размер убытков ООО «БСК» по данному эпизоду составил  220 375 рублей  39 копеек (155 832 рубля 07 копеек + 64 543 рубля 32 копейки).

     Полагая, что ответственность за причиненные убытки на основании временных соглашений от 25.12.2007 и от 31.03.2009 должно нести ФГУП «Росморпорт», ООО «БСК» направило в его адрес претензии от 09.09.2009 № 116 и от 13.05.2010 № 57, от 14.09.2010 № 104, которые отклонены в письме № 1347-17/юр от 27.09.2010 со ссылкой на отсутствие доказательств вины работников ответчика.

12.11.2010 между ООО «БСК» (цедент) и ООО «БМП Балтийск Судосервис» (цессионарий) заключен договор цессии, по условиям которого цедент передал цессионарию право требования к ФГУП «Росморпорт» возмещения убытков  в сумме 392 635 рублей 95 копеек по основаниям, изложенным в претензии № 104 от 14.09.2010.

Письмом № 243 от 03.02.2011 ООО «БМП Балтийск Судосервис» уведомило ФГУП «Росморпорт» о состоявшейся уступке и потребовало удовлетворения требований изложенных в претензии ООО «БСК» № 104 от 14.09.2010.

Письмом № 159-17/КФ от 11.02.2011 ФГУП «Росморпорт» отклонило требование о возмещении 392 635 рублей 95 копеек убытков, ссылаясь на не представление  материалов, доказывающих вину работников ФГУП «Росморпорт», что послужило основанием для обращения ООО «БМП Балтийск Судосервис» с иском в суд.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции удовлетворил иск частично в сумме 172 260 рублей 56 копеек по факту повреждения вагона-цистерны № 54086954, поскольку сход вагона произошел по недосмотру стивидоров ФГУП «Росморпорт».

В возмещении убытков по ремонту вагона № 96748703 суд отказал, указав, что сход вагона произошел  по вине оператора лифта и стрелочного  устройства, который, не обеспечив переведение стрелки в рабочее положение на путь № 3, дал разрешение на движение унилокомотива с вагоном по пути № 3 посредством включения зеленого сигнала светофора, подъема шлагбаума и опускания барьера упора лифта.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Согласно статье 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, чья деятельность связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность по возмещению ущерба, причиненного источником повышенной опасности, возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании. Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях.

В соответствии со статьей 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Ввиду того, что относимыми и допустимыми доказательствами подтверждена вина оператора лифта в повреждении вагона № 96748703 и вина стивидоров ФГУП «Росморпорт» в повреждении вагона № 54086954, ответственность за причиненный работниками вред, должны нести работодатели.

Апелляционный суд отклоняет довод ФГУП «Росморпорт» о недоказанности вины его работников в причинении вреда, поскольку в соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вина причинителя вреда презюмируется. Потерпевшему достаточно доказать размер ущерба и причинно-следственную связь между действием (неправомерным бездействием) работников и причиненным вредом.

ФГУП «Росморпорт» отсутствие вины своих работников в повреждении вагона № 54086954  не доказало. В то же время, на непосредственную связь между сходом вагона и нарушением технологии работ стивидорами ФГУП «Росморпорт» указывается в акте служебного расследования должностных лиц теплохода «Балтийск» от 11.03.2010.

Сход вагона № 96748703 произошел  по вине оператора лифта и стрелочного  устройства, который не является работником ФГУП «Росморпорт», поэтому является недоказанным факт причинения вреда по вине работников ФГУП «Росморпорт». Управлению лифтами и стрелочными переводами, в силу сложившихся обстоятельств исполняли  члены экипажа судна.

Доказательств обратного сторонами, с учетом статей 401, 402 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подателями жалоб не представлено.

Суд первой инстанции, в пределах своих полномочий, дал оценку действительности договора от 12.11.2010 и правомерно не принял во внимание доводы ответчика о ничтожности уступки.

Нарушения норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения в любом случае, апелляционным судом не выявлены.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 24.02.2012 по делу №  А56-47987/2011  оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий

          С.И. Несмиян

Судьи

        Е.Г. Глазков

 

 В.В. Черемошкина

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2012 по делу n А56-48125/2011. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также