Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.05.2012 по делу n А42-7806/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 02 мая 2012 года Дело №А42-7806/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 02 мая 2012 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Л.В.Зотеевой судей И.Б. Лопато, И.Г.Савицкой при ведении протокола судебного заседания: Ж.А.Алыбиной при участии: от истца (заявителя): не явился (извещен) от ответчика (должника): предст. Захарова Е.Б. – доверенность № 20 от 01.12.2011 рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5093/2012) Министерства здравоохранения Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.02.2012 по делу № А42-7806/2011 (судья Беляева Л.Е.), принятое по иску (заявлению) Министерства здравоохранения Мурманской области к Комитету государственного и финансового контроля Мурманской области о признании недействительным решения № 23-01/11-2-21 от 06.10.2011 установил: Министерство здравоохранения Мурманской области (ОГРН 1025100839125, место нахождения: г. Мурманск, ул. Профсоюзов, 20; далее – Министерство, заявитель, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области (ОГРН 1115190001310, место нахождения: г. Мурманск, пр. Ленина, 71; далее – Комитет) № 23-01/11-2-21 от 06.10.2011 о результатах внеплановой проверки законодательства о размещении заказов. Решением суда от 06.02.2012 в удовлетворении заявления Министерству отказано. Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, полгая, что судом неправильно применены нормы материального права – часть 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Как указывает податель жалобы, в дело представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о том, что основанием для заключения государственного контракта с единственным поставщиком послужила необходимость срочного медицинского вмешательства, а именно: в июле 2011 года возникла потребность в услугах по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственным препаратом «Кетостерил», что подтверждается поступившей 07.06.2011 в адрес Министерства служебной запиской главного внештатного специалиста нефролога об увеличении пациентов, страдающих почечной недостаточностью. Представители Министерства в судебное заседание не явились, заявили письменное ходатайство (вх. Ф-52161/2012 от 20.04.2012) о рассмотрении дела без участия их представителя. Представитель Комитета в судебном заседании доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда от 06.02.2012 без изменения, а жалобу Министерства – без удовлетворения. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) без участия представителей Министерства. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке. Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 04.07.2011 в адрес Комитета поступило уведомление о размещении заказчиком – Министерством здравоохранения Мурманской области заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и заключении с ООО «БСС» на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) государственного контракта от 28.06.2011 № 28/06/2011-01 на оказание социальной услуги по обеспечению отдельных категорий граждан необходимым лекарственным препаратом «Кетостерил» на сумму 348502 руб. В уведомлении было указано, что Министерством в конце 2010 года был проведен аукцион на 2011 год и закуплен «Кетостерил» с учетом количества пациентов и анализа фактического расхода за 2010 год. В 2011 году количество нуждающихся пациентов резко увеличилось (на 57%), что привело к использованию закупленного количества препарата. В настоящее время (июль 2011 года) Министерством подготовлена документация для проведения аукциона по закупке данного препарата. Процедура размещения заказа в виде аукциона требует значительного периода времени, в связи с чем, заказчиком заключен контракт на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ. В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона № 94-ФЗ, на основании приказа от 20.07.2011 № 69-ОД «О проведении внеплановой проверки», Комитетом проведена внеплановая проверка соблюдения Министерством законодательства о размещении заказов, результаты которой отражены в акте от 22.07.2011. В результате проверки в действиях заказчика выявлены нарушения статьи 10 Закона № 94-ФЗ (заключение контракта без проведения процедур, предусмотренных данным Законом), пункта 6 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ (заключение контракта по основаниям, не предусмотренным указанной нормой Закона). По итогам проверки Комиссией по контролю в сфере размещения заказов Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области принято решение от 06.10.2011 по делу № 23-01/11-2-21, в соответствии с которым в действиях заказчика – Министерства здравоохранения Мурманской области признаны нарушения статей 10, пункта 6 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ. Не согласившись с указанным решением, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, сделав вывод о законности вынесенного Комитетом решения. Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, заслушав представителей Комитета, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правильными и не находит оснований для удовлетворения жалобы Министерства в связи со следующим. Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом № 94-ФЗ, часть 1 статьи 1 которого в числе прочего устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Согласно статье 5 Закона № 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном названным Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме. Способы размещения государственного заказа перечислены в части 1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ, в соответствии с которой размещение заказа может осуществляться: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 10 Закона № 94-ФЗ). При этом, согласно части 3 статьи 10 Закона № 94-ФЗ, решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. В соответствии с частью 1 статьи 55 Закона № 94-ФЗ под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 настоящей статьи, государственный или муниципальный контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). При этом исчерпывающий перечень случаев, когда размещение заказа осуществляется заказчиком у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), определен в части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ. Так, согласно пункту 6 части 2 указанной статьи размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи. При этом заказчик в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения контракта обязан уведомить соответствующие органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов. К указанному уведомлению должна прилагаться копия акта обследования аварии или копия документа, составленного заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт в соответствии с настоящим пунктом, а также копия заключенного контракта. Суд первой инстанции, проанализировав данные нормативные положения применительно к представленным в материалы дела доказательствам, пришел к обоснованному выводу о том, что необходимым основанием для заключения контракта в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ является акт обследования (при аварии) или иной документ, который составлен заказчиком и подтверждает соответствующие обстоятельства непреодолимой силы, необходимость срочного медицинского вмешательства, а также оценку возможности применения иных способов размещения заказа с точки зрения их целесообразности, однако надлежащих доказательства, свидетельствующих о правомерности заключения заявителем контракта по основаниям, предусмотренным вышеназванной нормой, в материалы дела не представлено. Как видно из материалов дела, Министерство заключило с ООО «БСС» государственный контракт от 28.06.2011 № 28/06/2011-01 на оказание социальной услуги по обеспечению отдельных категорий граждан необходимым лекарственным препаратом «Кетостерил» на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ. В уведомлении (от 01.07.2011 исх. № 08-15/4739-ДП) Министерство указало, что государственный контракт был заключен в целях оказания своевременной медицинской помощи населению Мурманской области, так как отсутствие жизненно необходимых лекарственных средств может привести к нарушению принципов государственной политики и прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи. В обоснование размещения государственного заказа именно таким способом (у единственного поставщика) Министерство указало, что в 2011 году был проведен аукцион и закуплен Кетостерил с учетом количества пациентов и анализа фактического расхода за 2010 год. В 2011 году количество нуждающихся пациентов резко увеличилось (на 57%), что привело к использованию закупленного количества препарата. Процедура размещения заказа, проведения аукциона и заключения государственного контракта (в соответствии с требованиями Закона № 94-ФЗ) требует значительного периода времени. Кетостерил входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, применяется у пациентов с хронической почечной недостаточностью. Однако, как правомерно указал суд первой инстанции, перечисленные Министерством в обоснование необходимости размещения заказа у единственного поставщика обстоятельства (увеличение количества пациентов на 57%; жизненная необходимость препарата для пациентов с хронической почечной недостаточностью; необходимость значительного периода времени для проведения процедуры размещения заказа путем проведения аукциона) не являются обстоятельствами в смысле, придаваемом им законом, так как не свидетельствуют о наличии факта непреодолимой силы и необходимости оказания срочного медицинского вмешательства. Представленная в ходе рассмотрения дела служебная записка главного внештатного специалиста нефролога Д.В.Политова от 07.06.2011 с просьбой рассмотреть вопрос о проведении дополнительной закупки препарата «Кетостерил» в связи с увеличением количества нуждающихся в этом препарате пациентов, также не подтверждает наличие обстоятельств, перечисленных в вышеприведенной норме Закона № 94-ФЗ. Иных документов, составленных заказчиком и подтверждающих необходимость оказания срочной медицинской помощи, целесообразность, количество и объем поставки, на основании которого с ООО «БСС» заключен спорный государственный контракт, Министерством также не представлено. Кроме того, сроки оказания услуг (поставки лекарственного препарата) согласно пункту 2.2. контракта - до 30 сентября 2011 года (том 1, л.д. 106) также не свидетельствуют о том, что необходимость заключения контракта с единственным поставщиком была вызвана необходимостью ликвидации последствий непреодолимой силы и не подтверждают необходимости срочного медицинского вмешательства либо помощи. Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно признал вывод Комитета о нарушении заказчиком способа размещения заказа и, как следствие этого, квалификацию его действий по статье 10, пункту 6 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ, правильными. Суд в полном объеме оценил все имеющие значение для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда от 06.02.2012 и удовлетворения апелляционной жалобы Министерства не имеется. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Мурманской области от 06 февраля 2012 года по делу № А42-7806/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Мурманской области – без удовлетворения. Председательствующий Л.В. Зотеева Судьи И.Б. Лопато И.Г. Савицкая
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.05.2012 по делу n А56-42966/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|