Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012 по делу n А56-10633/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

18 апреля 2012 года

Дело №А56-10633/2011

Резолютивная часть постановления объявлена     11 апреля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  18 апреля 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Лопато И.Б.

судей  Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  Крыловой А.С.

при участии: 

от заявителя: Гонца Ю.В. по доверенности от 10.11.2011;

от ответчика: 1) Дудиева И.Р. по доверенности от 26.12.2011 № 72-06-06/2047-м, 2) не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер  13АП-4062/2012, 13АП-3924/2012)  Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге и Федеральная службы финансово-бюджетного надзора на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2012 по делу № А56-10633/2011 (судья Хохлов Д.В.), принятое

по заявлению ЗАО "Финлейсон"

к Территориальному управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора,

об оспаривании решения и постановления

установил:

Закрытое акционерное общество «Финлейсон» (195030, Санкт-Петербург, ул. Электропультовцев, д. 7, литера Н, пом. 1 ОГРН 1037816064220, далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге (191180, г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 76 "А", ОГРН 1047855032807, далее - Управление) от 01.09.2010 № 1942 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и решения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора 125993, Москва, Миусская Площадь, 3, стр.1, ОГРН 1047796357553, далее – Служба) от 07.02.2011 № 43-00-10/818Р.

Решением суда от 25.04.2011 в удовлетворении заявления отказано.

21.11.2011 ЗАО «Финлейсон» обратилось в суд первой инстанции с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения суда от 07.04.2011, ссылаясь на правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 07.06.2011 № 901/1, относительно полномочий таможенных органов по выявлению признаков нарушений резидентами валютного законодательства и составления протоколов об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Решением суда от 27.12.2011 заявление Общества удовлетворено, решение от 25.04.2011 отменено на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением суда от 30.01.2012 постановление Управления признано незаконным и отменено, решение Службы признано недействительным.

Не согласившись с решением суда от 30.01.2012, Управление и Служба направили апелляционные жалобы, в которых просили решение отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права. По мнению заинтересованных лиц, протокол об административном правонарушении №10210000-326/2010 от 29.06.2010 составлен уполномоченным должностным лицом Санкт-Петербургской таможни в соответствии с требованиями пункта 80 части 2 статьи 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». В обоснование своих доводов административные органы сослались так же на подпункт «а» пункта 1 Приказа ФТС РФ от 15.03.2005 №198 «О должностных лицах таможенных органов в РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» (зарегистрированным в Минюсте Росси 28.03.2005 №6439), которым установлена обязанность должностных лиц таможенных органов РФ, перечень которых приведен в приложении к Приказу №198, по составлению протоколов об административных правонарушениях, в том числе, по статье 15.25 КоАП РФ. В отношении Приказа ФТС от 05.02.2009 № 125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности», упомянутого в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 07.06.2011 № 901/11, в апелляционной жалобе указано, что данный приказ не зарегистрирован в Минюсте России и официально не опубликован. Кроме того, по мнению административных органов, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения ходатайства общества о восстановлении срока подачи заявления о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, установленного частью 1 статьи 312 АПК РФ.

В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель Службы, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился,  направил ходатайство о рассмотрении апелляционных жалоб в его отсутствие. В соответствии с частью 3 статьи 156 апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Службы.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Согласно статье 309 АПК РФ арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в силу судебный акт по новым обстоятельствам по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в настоящей главе (главе 37 АПК РФ).

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 311 АПК РФ новым обстоятельством является, в том числе, определение либо изменение в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ или в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ практики применения правовой нормы, если в соответствующем акте Высшего Арбитражного Суда РФ содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 07.06.2011 № 901/11 урегулированы вопросы применения правовых норм, касающихся полномочий таможенных органов в части выявления признаков нарушений резидентами валютного законодательства и составления протоколов об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 КоАП. Названное постановление содержит указание на возможность пересмотра судебных актов со схожими фактическим обстоятельствами в силу пункта 5 части 3 статьи 311 АПК РФ.

Таким образом, определение в постановлении Президиума ВАС РФ от 07.06.2011 № 901/11 практики применения, правовых норм, касающихся полномочий таможенных органов на составление протоколов об административных правонарушениях по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ является основанием для пересмотра решения суда от 25.04.2011 по настоящему делу по новым обстоятельствам, в связи с чем настоящее дело рассмотрено судом первой инстанции повторно с учетом новых обстоятельств.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 03.07.2006 ООО «Финлейсон» заключен внешнеторговый контракт № 02Р с компанией «Finlayson OY», Финляндия (далее – нерезидент) на поставку товара в ассортименте в адрес ООО «Финлейсон» на сумму 300000000 руб.

На основании контракта от 03.07.2006 № 02Р обществом оформлен в филиале ЗАО «ЮниКредит Банк» паспорт сделки № 06080059/0001/0001/2/0.

В рамках контракта от 03.07.2006 № 02Р общество в августе 2009 года ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товары по ГТД № 10210180/240809/0026275 (дата выпуска – 25.08.2009).

Справка о подтверждающих документах одновременно с ГТД № 10210180/240809/0026275 представлена обществом в банк паспорта сделки согласно отметке банка 11.12.2009, при установленном пунктом 2.4 Положения Центрального банка России от 01.06.2004 № 258-П сроке не позднее 09.09.2009.

По факту выявленного правонарушения должностным лицом Санкт-Петербургской таможни 29.06.2010 в отношении общества составлен протокол №10210000-326/2010 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Материалы дела об административном правонарушении направлены таможенным органом в Управление.

Постановлением Управления от 01.09.2010 № 1942 по делу об административном правонарушении № 40-10/2601 общество привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 40000 руб.

Решением Службы от 07.02.2011 №43-00-10/818Р постановление Управления от 01.09.2010 № 1942 оставлено без изменения.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения и вынесения оспариваемого постановления) установлена административная ответственность, в том числе, за несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». В силу части 4 статьи 5 названного Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.

Порядок представления в уполномоченный банк (банк паспорта сделки; далее - банк ПС) подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее - Положение № 258-П).

Согласно пункту 2.1 Положения № 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).

Пунктом 2.2 Положения № 258-П установлено, что подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению (далее - справка о подтверждающих документах).

В соответствии с пунктом 2.4 Положения № 258-П (в редакции Указания ЦБ РФ от 26.09.2008 № 2080-У) резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D").

Факт нарушения обществом установленного пунктом 2.4 Положения № 258-П срока представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах установлен судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается. Как следует из материалов дела справка о подтверждающих документах одновременно с ГТД № 10210180/240809/0026275 (дата выпуска – 25.08.2009) представлена обществом в банк паспорта сделки 11.12.2009, при установленном пунктом 2.4 Положения № 258-П сроке – до 09.09.2009. Нарушение срока представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Вместе с тем, суд первой инстанции признал незаконными оспариваемые постановление Управления и решение Службы, правомерно исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ лицами, уполномоченными составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным статье 15.25 КоАП РФ, являются должностные лица органов и агентов валютного контроля, к которым в силу пункта 3 статьи 33 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» относятся, в том числе и таможенные органы.

Пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 № 459, к полномочиям таможенных органов отнесено осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

Подпунктом 1 пункта 1 Приказа Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 № 125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности» (далее - Приказ № 125) начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов предписано обеспечить выявление при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, незаконных валютных операций, а также признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов валютного регулирования, в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации, включая нарушения установленных правил оформления паспортов сделок, и направление в подразделение валютного контроля соответствующей

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012 по делу n А21-9754/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также