Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 по делу n А26-9117/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

17 апреля 2012 года

Дело №А26-9117/2011

Резолютивная часть постановления объявлена     09 апреля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  17 апреля 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Жиляевой Е.В.

судей  Баркановой Я.В., Сериковой И.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Петрович И.Н.

при участии: 

от заявителя: не явился, извещён

от заинтересованного лица: не явился, извещён.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-3037/2012) Территориального управления Росимущества в Республике Карелия на Решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 26.12.2011 по делу № А26-9117/2011 (судья Васильева Л.А.), принятое

по заявлению общество с ограниченной ответственностью "Компания "МИФ", общество с ограниченной ответственностью "Компания "МИФ"

к Территориальному управлению Росимущества в Республике Карелия, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом

об оспаривании бездействия государственных органов

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Компания "МИФ"                         (г. Петрозаводск, ул. Анохина, 18б-8; далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия (г. Петрозаводск, ул. Анохина, д. 29 «А»; далее – Управление Росимущества), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом ( г. Москва, Никольский пер., д. 9; далее - Росимущество) об оспаривании бездействия государственных органов. По мнению заявителя, ответчиками допущено бездействие, которое заключается в непринятии решения о передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером           10:01:14 01 65:162, на котором находятся объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности обществу.

Решением арбитражного суда Республики Карелия от 26.12.2011 года заявление Общества к Управлению Росимущества удовлетворено.

В апелляционной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; просит решение суда от 26.12.2011 отменить и принять по делу новый судебный акт.

По мнению подателя жалобы, у Управления Росимущества отсутствуют полномочия по распоряжению спорным земельным участком, если нормативно-правовым актом Правительства Российской Федерации прямо не предусмотрено право Управления Росимущества на принятие решения о предоставлении заявителю в собственность земельного участка площадью 1550,-- кв. м с кадастровым номером 10:01:14 01 65:162.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, своих представителей не направили.

В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела, апелляционный суд установил следующее.

04.10.2010 Общество обратилось в Управление Росимущества с заявлением о передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером 10:01:0140165:162, на котором расположен принадлежащий обществу на праве собственности объект недвижимости. Вместе с заявлением были предоставлены все необходимые документы  (л.д. 28).

27.10.2010 Управление Росимущества сообщило заявителю о том, что полномочия по принятию решений о продаже земельных участков предоставлены Росимуществу, в адрес которого и направлено соответствующее письмо от 06.10.2011. Управление Росимущества может принимать решение только по поручению Росимущества (л.д. 37).

Поскольку ответчиками в установленный срок не принято решение по заявлению Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, сделал вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований Общества и признал незаконным бездействие Управления Росимущества, выразившееся в непринятии в уставленный законом срок решения о предоставлении заявителю в собственность земельного участка с кадастровым номером 10:01:14 01 65:162. В удовлетворении заявленных требований к Росимуществу отказано.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований. Поскольку фактические обстоятельства об основаниях возникновения права Общества на приобретение в собственность вышеуказанного земельного участка сторонами не оспариваются, суд признает их признанными другой стороной. В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса, перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Как следует из материалов дела, Обществом выполнены все требования законодательства, представлены в Управление Росимущества все необходимые документы.

Довод Управления Росимущества о том, что оно не обладает полномочиями  по принятию решения о продаже спорного земельного участка, проверен апелляционным судом и отклоняется по следующим основаниям.

В соответствии с Положением "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (в редакции, действующей в спорный период, от 30.04.2009) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (пункт 1).

Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4).

Полномочия Управления Росимущества определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом                        от 05.03.2009 № 63.

В соответствии с пунктом 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия, Управление Росимущества осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам

Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 № 374 (в ред. от 01.11.2008, действующей в спорный период), согласно которым территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

Материалами дела подтверждается, что в установленный законом срок Управление Росимущества не исполнило возложенную на него законом обязанность. Следовательно, Управление Росимущества допустило незаконное бездействие, которое привело к нарушению прав и законных интересов общества. Предусмотренное законом решение принято Управлением Росимущества только    22 декабря 2011 года - после принятия судом к своему производству заявления общества и во время рассмотрения судом первой инстанции. С учетом системного толкования пункта 4 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" и пунктов 4.1 и 4.6 Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия , суд первой инстанции пришел к правильному выводу, о том что именно Управление Росимущества наделено правом по принятию решения о предоставлении спорного земельного участка. Отсутствие поручения Росимущества на принятие такого решения не может служить препятствием для реализации Обществом права на выкуп данного участка, предусмотренного 36 Земельного кодекса.

При этом, поскольку Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, суд первой инстанции правомерно указал, что в удовлетворении заявления к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом следует отказать.

При таких обстоятельствах у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия  от 26.12.2011  по делу       № А26-9117/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.В. Жиляева

Судьи

Я.В. Барканова

 И.А. Серикова

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 по делу n А56-54546/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также