Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2012 по делу n А42-6366/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

16 апреля 2012 года

Дело №А42-6366/2010

Резолютивная часть постановления объявлена     12 апреля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  16 апреля 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Фокиной Е.А.

судей  Абакумовой И.Д., Есиповой О.И.

при ведении протокола судебного заседания:  Крыловой А.С.

при участии: 

от заявителя:  не явился, извещен.

от ответчика (должника): Шевцова И.Ю. по доверенности от 16.04.2010 № 25-21/7611.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-3620/2012) Мурманской таможни на решение  Арбитражного суда  Мурманской области от 29 декабря 2011 года  по делу № А42-6366/2010 (судья Беляева Л.Е.), принятое

по заявлению ЗАО "Рыболовецкая компания "Согра"

к Мурманской таможне

о  признании недействительным требования

установил:

Закрытое акционерное общество «Рыболовецкая компания «Согра» (Архангельск, ул. Набережная Северной Двины, д. 112, к.3, оф. 317/318, ОГРН 1022901396679, далее – общество, заявитель)  обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным  требования Мурманской таможни (Мурманск, ул. Горького, д. 15, ОГРН 1025100864095) об уплате таможенных платежей от  18.08.2010 № 94.

Решением от 29.12.2011 суд удовлетворил заявление общества в полном объеме.             Таможня заявила апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда  Мурманской области от 29.12.2011 по делу № А42-6366/2010 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, обжалуемое решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права. При этом таможня считает, что продукция морского промысла (рыболовства), добытая (выловленная) и/или произведенная российскими судами при осуществлении промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне, является продукцией (товаром), полностью произведенной в Российской Федерации, то есть имеет статус российского товара. В связи с чем, спорная продукция морского промысла неправомерно помещена обществом под таможенный режим «международный таможенный транзит» (далее - МТТ), в то время как подлежала помещению под таможенный режим «экспорт» с уплатой вывозных таможенных пошлин, которые доначислены таможней и предъявлены обществу к уплате путем направления оспариваемого требования.

В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы, просил решение суда от 29.12.2011 отменить. Также податель жалобы не согласен с выводом суда относительно отсутствия у таможни оснований для выставления оспариваемого требования в связи с тем, что разрешение на применение таможенного режима МТТ таможенным органом не отменено. Мурманская областная таможня считает, что не принятие в порядке ведомственного контроля  решения об отмене разрешения нижестоящего таможенного органа на помещение товаров под режим международного таможенного транзита не влечет недействительность выставленного декларанту требования об уплате таможенных платежей и не освобождает его от обязанности их уплаты.

С учетом отсутствия возражений со стороны таможни апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.                   Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.             Из материалов дела следует, что 01.05.2008 между обществом (продавец) и компанией «OCEAANVIS HANDELSCENTRUM EUROPA B.V.» (Нидерланды, покупатель) заключен договор  № S-OHE-2008 на поставку выловленной и выработанной на принадлежащих продавцу судах рыбопродукции, цена которой фиксируется сторонами отдельными протоколами (спецификациями), являющимися неотъемлемой частью контракта.                Согласно данному контракту поставки продукции производятся частичными отгрузками в количестве и ассортименте по согласованию сторон, как правило, на условиях FOB (франко-борт, Инкотермс 2000) транспортное судно покупателя и в отдельных случаях - на условиях DES (поставка с борта судна, Инкотермс 2000) в контейнерах в порту Мурманск, Россия.                       Протоколом от 08.10.2009 № 0909SОНЕ к данному договору  согласована цена (DES Велсен) на партию мороженой рыбопродукции весом 112  тонн, подлежащую отгрузке с борта принадлежащего заявителю судна М-0334 «Изумруд» в Баренцевом море и доставке в порт Велсен (Нидерланды) на судне «Саnopus», которое были зафрахтовано Обществом на основании всеобщего универсального чартера «Дженкон» от 06.10.2009, заключенного с ООО «Лакфиш».

Во исполнение условий договора № S-ОНЕ-2008 от 01.05.2008 с судна М-0334 «Изумруд» за пределами 12-мильной зоны Российской Федерации на судно «Саnopus» по коносаменту от 09.10.2009 № 57/09 произведена перегрузка рыбопродукции в количестве 111 589,36 кг, добытой и произведенной в исключительной экономической зоне Российской Федерации.                 Судно «Саnopus» с продукцией морского промысла на борту прибыло в порт Мурманск 21.10.2009.               На основании заявления капитана судна «Саnopus», поданного на таможенный пост «Морской порт Мурманск», находящаяся на борту судна продукция морского промысла, в том числе перегруженная по коносаменту №57/09 от 09.10.2009, с разрешения Мурманской таможни помещена под таможенный  режим международного таможенного транзита (МТТ).                         21.10.2009 указанное судно вышло из порта Мурманск в рейс, следуя в порт Велсен (Нидерланды), по прибытии в который  02.11.2009  произведена выгрузка продукции морского промысла весом нетто111 589, 36 кг.               За продукцию, отгруженную в указанном количестве, общество направило покупателю инвойс № 0909SОНЕ от 02.11.2009 на сумму 456 832,78 долларов США.        В качестве таможенной декларации при ввозе продукции морского промысла на таможенную территорию Российской Федерации и ее вывозе капитаном судна «Саnopus» на таможенный пост «Морской порт Мурманск» были поданы стандартные документы перевозчика (генеральная и грузовая декларации).                       В ходе проверки, результаты которой отражены в акте камеральной таможенной проверки от 12.08.2010 №10207000/400/120810/А0075 таможня установила, что продукция морского промысла в количестве 111 589, 36 кг, вывезенная с территории Российской Федерации 21.10.2009 в таможенном режиме МТТ, для таможенных целей имеет статус российского товара, а потому неправомерно помещена под процедуру МТТ.                    По результатам проверки таможня направила обществу требование № 94  от 18.08.2010 об уплате 14 2141, 98 руб., в том числе 13 128, 58 руб. вывозной таможенной пошлины и 1 113,40 руб. пеней.

 Не согласившись с требованием таможни, общество оспорило его в судебном порядке.             Суд первой инстанции удовлетворил заявление общества, сделав вывод об отсутствии у вывезенного товара статуса российского, в связи с чем, оснований для выставления оспариваемого требования у таможенного органа не имелось.              Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы таможни по следующим основаниям.                   В соответствии со статьями 156-157 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), действовавшего в спорный период, ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влечет за собой обязанность лиц поместить товар под один из таможенных режимов и соблюдать этот таможенный режим. Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с названным Кодексом. При соблюдении лицом заявленного таможенного режима и других условий выпуска товаров (статья 149 ТК РФ) таможенный орган обязан выдать разрешение на помещение товаров под заявленный таможенный режим.              В соответствии со статьей 167 ТК РФ международный таможенный транзит - это таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Под таможенный режим МТТ могут быть помещены любые иностранные товары, за исключением товаров, транзит которых запрещен в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.              Под иностранными товарами понимаются товары, не являющиеся российскими товарами в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 11 ТК РФ (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 ТК РФ). Подпунктом 2 пункта 1 статьи 11 ТК РФ определено, что российские товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации - то есть не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации.                Применительно к спорным правоотношениям статус российских товаров определяется совокупностью двух признаков: товары должны быть произведены на территории Российской Федерации и не быть вывезены с нее. Кроме того, российскими признаются товары, находящиеся в свободном обращении на территории Российской Федерации.                      Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, спорная продукция морского промысла добыта в исключительной экономической зоне Российской Федерации, то есть за пределами таможенной территории Российской Федерации. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, таможней в материалы дела не представлено.                     Суд первой инстанции, проанализировав положения статей 11, 167 ТК РФ, а также пункта 6 статьи 31 ТК РФ в совокупности с пунктом 1 статьи 29 ТК РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания добытой и произведенной заявителем морской продукции в исключительной экономической зоне Российской Федерации (за пределами территориального моря Российской Федерации) российским товаром, к которому невозможно применение процедуры МТТ.                  Данный вывод суда соответствует сложившейся правоприменительной практике.             С учетом положений подпункта 23 пункта 1 статьи 11 и статьи 157 ТК РФ товары считаются помещенными под соответствующий таможенный режим со дня проставления таможенными органами на представленной декларантом либо иным ответственным лицом грузовой таможенной декларации или иных, предусмотренных таможенным законодательством документах, соответствующей отметки.                      В соответствии со статьей 412 ТК РФ проверка правомерности выдачи разрешения на помещение товаров под таможенный режим международного таможенного транзита возможна лишь в порядке ведомственного контроля.                Приказом Федеральной таможенной службы России от 06.11.2008 № 1378 утвержден порядок проведения таможенной ревизии (далее - Порядок № 1378), пунктом 81 которого установлено, что в случае выявления в ходе таможенной ревизии данных, свидетельствующих о принятии таможенным органом не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения, или совершения таможенным органом или его должностным лицом неправомерных действий (бездействия) в сфере таможенного дела, которые являются поводом для проведения ведомственного контроля, членом ревизионной комиссии, его выявившим, на имя начальника таможенного органа, принявшего решение, составляется рапорт о выявлении поводов, который визируется руководителем ревизионной комиссии.                        В силу пункта 82 Порядка № 1378 в случае, если в ходе таможенной ревизии выявлено решение нижестоящего таможенного органа или действие (бездействие) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица, пересмотр которых в порядке ведомственного контроля отнесен к компетенции структурного подразделения таможенного органа, начальником которого принято решение, рапорт с приложением копий документов, послуживших основанием для его составления, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем составления, направляется в структурное подразделение таможенного органа, к компетенции которого относится пересмотр в порядке ведомственного контроля обнаруженного решения, действия (бездействия) в сфере таможенного дела.                 В соответствии с пунктом 83 Порядка № 1378 в течение трех рабочих дней с момента получения рапорта уполномоченным структурным подразделением таможенного органа проводится ведомственный контроль. По результатам составляется заключение о признании решения нижестоящего таможенного органа соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица правомерными, либо проект решения об отмене на основании статьи 412 ТК РФ не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения нижестоящего таможенного органа или его должностного лица, которые рассматриваются начальником таможенного органа, принявшего решение, в течение одного рабочего дня.                        Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения на основании статьи 412 ТК РФ, или составления заключения о признании решения нижестоящего таможенного органа соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, или признания действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица правомерными, копии документов, составленных по результатам ведомственного контроля, направляются руководителю ревизионной комиссии для приобщения к материалам таможенной ревизии (пункт 84 Порядка № 1378).                Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что решение об отмене в порядке ведомственного контроля разрешения таможенного поста на открытие в отношении спорной рыбопродукции процедуры МТТ вышестоящим таможенным органом не принималось.                      В данном случае разрешение обществу применить к ввезенной рыбопродукции таможенный режим МТТ не отменено и действует до настоящего времени, что в свою очередь свидетельствует о нарушении таможней порядка выставления требования об уплате таможенных платежей в отсутствие оснований для его выставления, которые должны быть указаны в требовании.

Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у таможенного органа правовых оснований для направления обществу оспариваемого требования.                        На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.                                       Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации,  Тринадцатый  арбитражный  апелляционный  суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 29 декабря 2011 года по делу № А42-6366/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу  Мурманской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.А. Фокина

 

Судьи

И.Д. Абакумова

 

 О.И. Есипова

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2012 по делу n А56-24931/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также