Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2012 по делу n А26-10844/2011. Отменить решение полностью и принять новый с/аТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 12 апреля 2012 года Дело №А26-10844/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2012 года Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2012 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Шульги Л.А. судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А. при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В. при участии: от заявителя: не явился, извещен от ответчика: Манцырева С.С., дов. от 27.03.2012 № 31-11/105 рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3819/2012) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.01.2012 по делу № А26-10844/2011 (судья Кришталь Н.А.), принятое по заявлению ЗАО "Приоритет" к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия о признании незаконным и отмене постановления установил: закрытое акционерное общество «Приоритет»: 105118, Москва, ул. Золотая, д. 1, стр. 1, ОГРН 1047796449986 (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24 (далее – Министерство по природопользованию) от 03.11.2011 № 941/11л о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений (далее – КоАП РФ). Решением от 19.01.2012 суд удовлетворил заявление общества в полном объеме. Министерство по природопользованию заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19 января 2012 года по делу № А26-10844/2011 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, является ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление вынесено административным органом по истечении срока давности привлечения к административной ответственности. По мнению Министерства по природопользованию в рассматриваемом случае должен применяться годичный срок привлечения к административной ответственности, установленный для правонарушений в области охраны окружающей среды по тем основаниям, что понятия «охраны окружающей среды» и «природопользования» неразрывно связаны между собой и нарушения в указанных областях объединены в главе 8 КоАП РФ. В судебном заседании представитель Министерства по природопользованию поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит решение отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить. С учетом отсутствия возражений со стороны Министерства по природопользованию апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие общества надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания. Из отзыва на апелляционную жалобу, представленного обществом в суд следует, что оно не согласно с доводами апелляционной жалобы Министерства по природопользованию, обжалуемое решение суда считает законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке. Из материалов дела видно, что между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу (арендодатель) и ЗАО «Приоритет» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 07.12.2007, в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование находящийся в государственной собственности лесной участок площадью 7837 га, расположенный в кварталах 4, 5, 9-14, 27-40, 48-58, 72-80 Деревянского участкового лесничества, для использования в целях и объемах согласно приложению № 3, сроком действия с 05.12.2006 до 06.12.2031. Согласно пунктам 3.4.5, 3.4.12 договора аренды лесного участка от 07.12.2007 арендатор обязан: - осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов; - за свой счет выполнять на арендуемом лесном участке лесохозяйственные и лесовосстановительные работы в объемах, установленных проектом освоения лесов приложением № 6 к настоящему договору. Согласно таблице 71 Проекта освоения лесов на арендуемом обществом лесном участке ежегодный объем лесовосстановительных мероприятий на лесосеках распределился следующим образом: искусственное лесовосстановление - 23,2 га; комбинированное лесовосстановление - 20,8 га; естественное возобновление - 34,5 га. Ежегодный объем по лесовосстановлению уточняется ежегодно в зависимости от освоения площади расчетной лесосеки по видам рубок и оформляется приложением № 6 к договору аренды. В Приложении № 6 к договору аренды лесного участка от 07.12.2007 сторонами определены объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов на лесном участке, переданном в аренду, в 2011 году. Так, Приложением предусмотрено выполнение лесовосстановительных мероприятий: - подготовка почвы под лесные культуры текущего года в объеме 41 га - срок исполнения 2 квартал; - искусственное лесовосстановление в 2011 году в объеме 23,2 га, недовыполненные объемы в 2010 году - 23,2 га, срок исполнения работ 2 квартал 2011 года; - содействие естественному возобновлению в объеме 10 га - срок исполнения 2 квартал. В ходе проверки 30.06.2011 качества выполненных обществом работ по воспроизводству, охране и защите лесов на арендованном лесном участке за 2 квартал 2011 года представителем арендодателя - лесничим Пуранен Н.В. был выявлен факт невыполнения обществом лесовосстановительных мероприятий в объемах и сроки, установленные Приложением № 6 к договору аренды лесного участка от 07.12.2007. Нарушения пунктов 3.4.5, 3.4.12 договора аренды лесного участка от 07.12.2007, послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 13.09.2011 № 135, действия которого квалифицированы Министерством по природопользованию по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ. Постановлением от 03.11.2011 №941/11Л общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб. Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд. Считая, что допущенные обществом нарушения пунктов 3.4.5, 3.4.12 договора аренды лесного участка от 07.12.2007 и Приложения № 6, следует квалифицировать как административное правонарушение в области природопользования, суд первой инстанции удовлетворил заявление общества, признав оспариваемое постановление незаконным, в виду пропуска Министерством по природопользованию двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ. Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее. В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса. Заготовка древесины является одним из видов использования лесов (пункт 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ). Использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ. Факт использования обществом лесов с нарушением пунктов 3.4.5, 3.4.12 договора аренды лесного участка от 07.12.2007 и Приложения № 6 к договору подтверждается протоколом об административном правонарушении от 13.09.2011 № 135; актами оценки качества выполненных работ по воспроизводству, охране и защите лесов на арендованном лесном участке от 30.06.2011. Суд первой инстанции обосновано указал, что представленными заявителем в материалы дела актами оценки качества выполненных работ по воспроизводству, охране и защите лесов от 13.10.2011, от 30.11.2011, от 05.10.2011, от 16.08.2011 и актом проверки качества выполненных лесовосстановительных работ от 30.09.2011, также подтверждается выполнение заявителем лесовосстановительных мероприятий во 2 квартале 2011 года с нарушением сроков и не в полном объеме. Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества события правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, является правильным В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства невозможности соблюдения обществом условий договора аренды лесного участка в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательства принятия обществом достаточных мер для соблюдения условий договора, обществом в материалах дела не представлены. Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ. Между тем, суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу о пропуске административным органом срока давности привлечения общества к административной ответственности. В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды – по истечении одного года. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ). Как разъяснено в абзаце 3 пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся. Поскольку Приложением № 6 к договору аренды лесного участка от 07.12.2007 установлен конкретный срок выполнения арендатором определенного объема работ (2-й квартал 2011 года), вмененное заявителю правонарушение не является длящимся, а срок привлечения к административной ответственности исчисляется с момента истечения срока исполнения обязанности (с 01.07.2011). Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Следовательно, законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды не состоит исключительно из Федерального закона «Об охране окружающей среды», а включает в себя и иные законы, которые регулируют общественные отношения в области охраны окружающей среды. Лесной кодекс Российской Федерации как федеральный закон, являющийся частью лесного законодательства, основывается на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; воспроизводства лесов, улучшения их качества, а также повышения продуктивности лесов; обеспечения охраны и защиты лесов (пункты 2, 5, 6 статьи 1 ЛК РФ). Основанные на положениях статьи 19 ЛК РФ требования пунктов 3.4.5 и 3.4.12 договора аренды лесного участка от 07.12.2007 направлены на реализацию названных принципов и, как следствие, обеспечение охраны окружающей среды. Учитывая изложенное, совершенное обществом правонарушение относится к административным правонарушениям в области охраны окружающей среды, срок давности привлечения к ответственности по которым составляет 1 год. Таким образом, оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности от 03.11.2011 № 941/11л вынесено Министерством по природопользованию в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока привлечения к ответственности. Судом апелляционной инстанции не установлено нарушений административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности. На основании изложенного, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признании оспариваемого постановления незаконным, в связи с чем, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, апелляционная жалоба Министерства по природопользованию – удовлетворению. Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19 января 2012 года по делу № А26-10844/2011 отменить. Отказать закрытому акционерному обществу «Приоритет» (105118, Москва, ул. Золотая, д. 11, стр. 1, ОГРН 1047796449986) в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24) от 03.11.2011 № 941/11л о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ. Председательствующий Л.А. Шульга
Судьи О.И. Есипова
Е.А. Фокина
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2012 по делу n А21-5697/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|