Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.05.2006 по делу n А56-29355/2005. Изменить решение

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

10 мая 2006 года

Дело №А56-29355/2005

Резолютивная часть постановления объявлена  10 апреля 2006 года

Постановление изготовлено в полном объеме  10 мая 2006 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Е.К. Зайцевой

судей  Т.С. Лариной, Л.Н. Марченко

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Ю.В. Кузнецовой

рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11971/2005)  Инспекции ФНС России по Выборгскому району Санкт-Петербурга

на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области  по делу А56-29355/2005 (судья Загараева Л.П.) , принятое

по заявлению Товарищества собственников жилья "Сикейроса 21-4"

к Инспекции ФНС России по Выборгскому району Санкт-Петербурга

об обязании возвратить единый социальный налог

при участии: 

от заявителя: Григорьева А.В. - доверенность  от 26.03.06г.

от ответчика: Борискин Р.В. - доверенность № 17/4423  от  14.02.06г.

установил:

Товарищество собственников жилья "Сикейроса 21-4" (далее – Товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Инспекции ФНС России по Выборгскому району Санкт-Петербурга (далее – Инспекция, налоговый орган) возвратить излишне уплаченный единый социальный налог за период с  2001г. по 2003г. в сумме 166631,60  руб. с учетом частично отказа от требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Решением  от 03.11.05г. суд  удовлетворил заявленные требования в части взыскания 166631,60 руб. излишне уплаченного единого социального налога в сумме 166631,97 руб. за период с 2001г. по 2003г. В остальной части производство по делу прекратил.

В апелляционной жалобе Инспекция просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, полагая, что выводы, сделанные судом первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В судебном заседании податель апелляционной  жалобы,  изложенные в ней доводы, поддержал.  Одновременно представитель налогового органа пояснил, что в случае непринятия судом его правовой позиции, он просит обратить внимание на то обстоятельство, что согласно п. 8 ст. 78 Налогового кодекса РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение 3-х лет со дня уплаты указанной суммы. Заявления о возврате Обществом поданы 29.10.04г. и 25.11.04г., следовательно, возврату излишне уплаченные суммы налога, начиная с 29.10.2001г.

Представитель Общества с доводами Инспекции не согласен и просит принятое судом решение оставить без изменения.

На основании статьи  48 Арбитражного процессуального кодекса РФ в порядке процессуального правопреемства Инспекция ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области заменена на Межрайонную ИФНС России № 17  по Санкт-Петербургу.

В заседании, проводимом 06.04.06г., был объявлен перерыв до 10.04.06г. до 9.50. 10.04.06г. судебное заседание продолжено.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции.

            Как следует из материалов дела, Товарищество создано домовладельцами многоквартирного дома,  расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Сикейроса, д. 21, корп. 4., в целях реализации своих прав на владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом много квартирного дома.

За период с января 2001г. по октябрь 2003г. излишне уплатило в бюджет с учетом проведенной сверки расчетов 166631,60  руб. единого социального налога.

В октябре и ноябре  2004 года заявитель обратился в Инспекцию с заявлениями о возврате ему излишне уплаченной суммы единого социального налога (л.д. 6, 7), на которые налоговым органом ответы даны не были.

Товарищество, считая бездействие инспекции незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, полагая, что Товарищество подпадает под перечень организаций, приведенный в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ. Основным критерием включения некоммерческой организации в этот перечень является не наименование организации, а ее организационно-правовая форма, вид фактически осуществляемой деятельности, характер выполненных для нее работ (оказанных услуг) и факт оплаты этих работ (услуг) за счет членских взносов. Поскольку Товарищество соответствует установленным критериям, оно вправе не уплачивать единый социальный налог с сумм, выплаченных лицам, выполнявшим работы и оказывавшим услуги для Товарищества, за счет членских взносов. В случае же уплаты налога с таких сумм Товарищество имеет право на его возврат из бюджета в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке.

Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной  жалобы, считая, что суд первой инстанции при вынесении решения  обоснованно исходил из следующего.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ, в редакции Федерального закона от 29.12.2000 № 166-ФЗ, не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.

Указанная норма Налогового кодекса Российской Федерации определяет организационно-правовые формы организаций, производящих выплаты за счет членских взносов лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций, независимо от того, работают ли эти лица на постоянной или временной основе, по трудовым договорам или по договорам гражданско-правового характера, заключаемым для выполнения каких-либо разовых работ (услуг).

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3.3 мотивировочной части постановления от 23.12.2004 № 19-П "По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с коллективной жалобой граждан...", введенное подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации изъятие из установленных его статьями 236 и 237 объекта налогообложения и налоговой базы по единому социальному налогу основано на учете природы перечисленных в нем организаций, являющихся некоммерческими, не преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (пункт 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года "О некоммерческих организациях"), в частности потребительских кооперативов - объединений, основанных на началах членства и созданных для удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения ими имущественных паевых взносов (пункт 1 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Оплата труда работников, заключивших трудовые договоры с кооперативом (товариществом), и другие текущие расходы данного объединения производятся за счет членских взносов - денежных средств, периодически вносимых членами этих объединений на указанные цели. При этом в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 15 июня 1996 года "О товариществах собственников жилья" в товариществах собственников жилья за счет обязательных платежей их членов осуществляется содержание и ремонт помещений и общего имущества (названный Федеральный закон распространяется на все товарищества, товарищества домовладельцев, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы с полностью выплаченным паевым взносом хотя бы одним членом).

Конституционным Судом Российской Федерации подчеркнуто, что законодатель, освободив подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации от обложения единым социальным налогом указанные в нем суммы, исходил из конституционно значимой цели создания условий для осуществления права граждан на жилище, отдых и охрану здоровья и государственной поддержки кооперативов (товариществ).

Пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса РФ  определено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Действующим гражданским законодательством предусмотрены различные организационно-правовые формы некоммерческих организаций. В пункте 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Как следует из статьи 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют товарищества собственников квартир (жилья).

Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 15.06.96 № 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (далее - Закон № 72-ФЗ). Действие данного Закона согласно статье 4 Закона № 72-ФЗ распространяется на все товарищества, товарищества домовладельцев, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы с полностью выплаченным паевым взносом хотя бы одним членом, иные объединения собственников недвижимости в жилищной сфере, создаваемые для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома.

 В соответствии со статьями 1, 32, 40 Закона № 72-ФЗ товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом. Товарищество основано на добровольном членстве собственников помещений в кондоминиуме, а его имущество состоит из вступительных и иных взносов, обязательных платежей членов товарищества.

Таким образом, товарищества собственников жилья - это некоммерческие объединения граждан, создаваемые с целью удовлетворения личных, материальных и иных потребностей их участников путем объединения членами имущественных паевых взносов.

В письме от 13.10.2003г. № СА-6-05/1064@ "О едином социальном налоге" Министерство по налогам и сборам Российской Федерации обращает внимание налоговых органов на обязанность при решении вопроса об освобождении от уплаты единого социального налога товарищества собственников жилья в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ  в каждом конкретном случае исследовать поступившие взносы на предмет их использования на цели и задачи товарищества, поступления от собственников жилья, а также расходования данных средств на выплаты в пользу лиц, выполняющих работы (услуги) для данного товарищества, подтверждая тем самым распространение действия подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ на товарищества собственников жилья.

Правильность вывода суда подтверждается и принятыми Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлениями от 15.04.2003г. № 19/03 и от 20.01.2004г. № 11281/03.

Следовательно, к приведенным в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ организациям, которые не уплачивают единый социальный налог с сумм, выплачиваемых за счет членских взносов лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций, относятся и товарищества собственников жилья, а также их ассоциации (объединения в виде некоммерческих организаций).

Для обеспечения жизнедеятельности Товарищество по трудовым договорам приняло на работу лиц, осуществляющих руководство Товариществом,  а также повседневную деятельность (по уборке территории и мест общего пользования, ремонту и т.д.). Заработная плата принятым на работу лицам уплачивалась за счет уплачиваемых собственниками жилья ежемесячных платежей.

Согласно пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы налога.

Из материалов дела следует, что Товарищество 29.10.2004г. представило налоговому органу заявление о возврате излишне уплаченного налога за 2001г. и 2002г., а 25.11.2004г. – о возврате излишне уплаченного налога за 2003г.

С учетом приведенной нормы и позиции налогового органа, возмещению излишне уплаченный налог подлежит за период с 29.10.2001г.

Лицами, участвующими в деле, произведена сверка расчетов и определено, что на период с 01.01.01г. по 29.10.01г. приходится сумма излишне уплаченного налога в размере 4 139 руб.

На эту сумму следует уменьшить размер подлежащей возврату излишне уплаченной суммы единого социального налога.

С учетом изложенного,  решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований для отмены судебного акта не имеется. 

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области  по от 03.11.2005г. делу А56-29355/2005 изменить, изложив следующей редакции.

Обязать ИФНС России по Выборгскому району Санкт-Петербурга возвратить из бюджета ТСЖ "Сикейроса 21-4" 162492,60  руб. излишне уплаченного ЕСН за период с ноября 2001г. по 2003г. Выдать исполнительный лист.

В части взыскания излишне уплаченного ЕСН за период с 01.01.2001г. по 31.10.2001г. в удовлетворении требований отказать.

В части взыскания 61135, 37 руб. производство по делу прекратить.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Е.К. Зайцева

Судьи

 

Т.С. Ларина

 

 Л.Н. Марченко

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.05.2006 по делу n А56-38131/2005. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также