Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2006 по делу n А42-11753/2005. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

06 мая 2006 года

Дело №А42-11753/2005

Резолютивная часть постановления объявлена  02 мая 2006 года

Постановление изготовлено в полном объеме  06 мая 2006 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Т.И. Петренко

судей О.В. Горбачевой, Н.И. Протас

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Н.И. Аль Марашдех  

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3491/2006) Инспекции ФНС России по г. Мурманску на Решение Арбитражного суда Мурманской области от 10 февраля 2006 года по делу № А42-11753/2005 (судья Г.П. Янковая),

по иску Сельскохозяйственного производственного кооператива "Рыболовецкий колхоз "Терский"

к  Инспекции ФНС России по г. Мурманску

о признании частично недействительными решения от 10.10.2005 года № 11915 и требования от 10.10.2005 года № 93554

при участии: 

от истца (заявителя, взыскателя): не явились (извещены, уведомление № 52990)

от ответчика (должника, заинтересованного лица): представитель Т.Ю. Кузнецова по доверенности от 28.04.2006 года (паспорт)

установил:

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Рыболовецкий колхоз «Терский» (далее – кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее – Инспекция, налоговый орган) с иском о признании недействительными в части решения от 10.10.2005 года № 11915 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных статьей 123 и пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, принятого по результатам выездной налоговой проверки, которым заявителю также были доначислены и предложены к удержанию и уплате в бюджет налог на доходы  физических лиц (далее – НДФЛ) и единый социальный налог (далее – ЕСН) и пени за несвоевременное перечисление в бюджет налогов и требования от 10.10.2005 года № 93554, выставленного на основании указанного решения.

Решением от 10 февраля 2006 года суд удовлетворил заявленные требования.

На указанное решение Инспекцией подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению подателя жалобы, установленные распоряжением Правительства РФ от 01.06.1994 года № 819-р и от 03.11.1994 года № 1741-р предельные нормы выплат в иностранной валюте взамен суточных членам судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности не являются компенсацией командировочных расходов, а включаются в заработную плату повышенного размера за особые условия труда и подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке. Кроме того, в ходе проверки кооператив не представил доказательств того, что 50 % объема работ в производственном кооперативе выполнялось его членами, а по данным проверки, с учетом выплат иностранной валюты взамен суточных, такой объем работ составил 49, 77 %, в связи с чем заявитель неправомерно при расчете единого социального налога применил ставку налога установленную абзацем 2 пункта 1 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации.

Инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, в связи с чем дело рассматривается в отсутствие представителя налогового органа.

В судебном заседании представитель кооператива возражал против удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа, считая решение суда законным и обоснованным.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Инспекцией на основании решения руководителя № 177 от 23.06.2005 года была проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления и удержании, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц, правильности исчисления и уплаты единого социального налога за период с 01.01.2002 года по 31.12.2002 года.

По результатам выездной налоговой проверки был составлен акт № 183 от 16 сентября 2005 года.

10 октября 2005 года Инспекцией было принято решение № 11915 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, в виде взыскания штрафа в размере 20 % от суммы НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению, в виде взыскания штрафа в сумме 55 062 рубля; пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившегося в неуплате ЕСН в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) в виде взыскания штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, в виде взыскания штрафа в сумме 178 837 рублей. Указанным решением налогоплательщику доначислены и предложены к уплате в бюджет ЕСН в сумме 894 183 рубля, пени за просрочку уплаты НДФЛ в сумме 159 909 рублей, пени за просрочку уплаты ЕСН в сумме 369 452 рубля и предложено доудержать с физических лиц и уплатить в бюджет НДФЛ в сумме 275 309 рублей.

На основании оспариваемого решения Инспекцией в адрес налогоплательщика были направлено требование № 93554 от 10.10.2005 года, содержащее предложение о добровольной уплате указанных сумм недоимок по налогам и пени, а также было направлено само решение.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.

Пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается обязанность налоговых агентов по своевременному и правильному исчислению, удержанию и внесению в бюджет сумм налога с доходов физических лиц.

Согласно статьям 209-210 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход налогоплательщика, полученный им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которым у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению  (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Случаи предоставления компенсационных выплат, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей, предусмотрены главой 23 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 165 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных названным Кодексом (гарантии при приеме на работы, переводе на другую  работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации, в том числе в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.

Выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания российских судоходных компаний осуществляется в соответствии с Распоряжениями Правительства Российской Федерации № 819-р и № 1741-р.

Согласно пункту 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.06.1994 года № 819-р установленные в пункте 1 настоящего распоряжения выплаты иностранной валюты взамен суточных производятся за счет средств предприятия – судовладельцев.

Выплаты иностранной валюты взамен суточных производятся членам экипажей судов за период пребывания в рейсе и по своей правовой природе являются компенсационными выплатами, установленными в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей в период нахождения в море, что соответствует понятию компенсаций, данному в статье 164 ТК РФ.

Данные выплаты производятся членам экипажей судов помимо заработной платы и заработной платой не являются.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработной платой является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренные главой 21 Кодекса «Заработная плата».

В соответствии со ст. 135 ТК РФ системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного рода выплат устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, организаций, трудовыми договорами.

Таким образом, оплата труда в особых условиях, предусмотренная ст. 146 ТК РФ, на которую ссылается налоговый орган, также устанавливается коллективными или трудовыми договорами.

Выплата работникам Предприятия иностранной валюты взамен суточных коллективным и трудовыми договорами не установлена, что не оспаривается ответчиком, в связи с чем заработной платой не является.

В соответствии с пунктом 42 «Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера при заполнении организациями форм федерального государственного статистического наблюдения» утв. Постановлением Госкомстата от 10.07.1995г. № 89 и согласованной с министерствами экономики, финансов и труда России, Центральным банком Российской Федерации, расходы, выплаченные взамен суточных, не относятся к фонду заработной платы и выплатам социального характера.

В состав фонда заработной платы общества выплаты взамен суточных не включены, что не оспаривается ответчиком.

В соответствии со статьёй 166 ТК РФ, служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определённый срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Следовательно, работа экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности является работой, имеющей разъездной характер, а не командировкой.

Вместе с тем, статьей 165 ТК РФ помимо перечисленных в данной статье компенсаций, в т.ч. при направлении в служебные командировки, предусмотрено предоставление компенсаций в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Статьей 423 ТК РФ установлено, что изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с данным Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

В соответствии со статьей 4 Кодекса законов о труде Российской Федерации, который действовал в период принятия распоряжений Правительства РФ, к актам законодательства о труде относились распоряжения Правительства Российской Федерации.

Согласно ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется, в том числе постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со ст. 115 Конституции РФ, Постановлением Правительства РФ от 13.08.97г. № 1009 распоряжения Правительства РФ являются нормативными правовыми актами.

Статьей 12 ТК РФ предусмотрено, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в связи с истечением срока его действия; вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или вышестоящей юридической силы.

Распоряжения Правительства Российской Федерации № 819-р, 1741-р являются действующими нормативными правовыми актами, не противоречат нормам трудового; законодательства, а, следовательно, подлежат применению в полном объеме.

Предельные размеры норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных  компаний  установлены  Распоряжением  №  819-р,  действие которого распространено на членов экипажей заграничного плавания флота рыбной промышленности Распоряжением № 1741-р.

Таким образом, выплаты произведены кооперативом в пределах норм, установленных распоряжением Правительства Российской Федерации, поэтому в соответствии со статьей 217 НК РФ и статьей 238 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом.

Обоснованными являются выводы суда первой инстанции и по эпизоду доначисления кооперативу ЕСН, пени и налоговых санкций в связи с непредставлением налоговому органу доказательств того, что объем работ в кооперативе,  произведенный его членами в общем объеме работ составил более 50 процентов.

В соответствии с абзацем 1 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ставка единого социального налога в размере 35,6 процентов для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие ставки.

Абзацем 2 пункта 1 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяется ставка ЕСН в размере 26, 1 процентов.

В соответствии со статьей 1 федерального закона Российской Федерации

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2006 по делу n А56-40627/2005. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также