Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2005 по делу n А42-9758/2004. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 14 июня 2005 года Дело №А42-9758/2004-26 Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2005 года Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2005 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Т.И. Петренко судей М.Л. Згурской, И.А. Сериковой при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Н.И. Аль Марашдех рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП «35 судоремонтный завод» Министерства Обороны РФ на Решение Арбитражного суда Мурманской области от 30 декабря 2004 года по делу № А42-9758/2004-26 (судья А.А. Романова), по иску ФГУП "35 судоремонтный завод" Министерства Обороны РФ к Инспекции МНС РФ по г. Мурманску Мурманской области о признании незаконными действий налогового органа при участии: от истца (заявителя, взыскателя): представитель В.Ю. Волчкова по доверенности № 21-320/4181 от 30.12.2004 г. от ответчика (должника): представитель И.В. Буханцова по доверенности № 60-14-34-09/7868 от 28.01.2005 г. установил: Федеральное государственное унитарное предприятие «35 судоремонтный завод» (далее – заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции МНС РФ по городу Мурманску о признании незаконными действий, выразившихся в отказе признать безнадежной и произвести списание задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, образовавшейся до 01.01.12001 в сумме 73 855 082 рублей незаконными и обязать Инспекцию МНС РФ по городу Мурманску Мурманской области признать безнадежной и произвести списание указанной суммы задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ. Решением от 30.12.2004 судом отказано в удовлетворении заявленных требований. На указанное решение ФГУП «35 судоремонтный завод» подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить в связи с неприменением в рассматриваемом случае аналогии права в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.04.2002 № 251 «О порядке списания задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителем и исполнителями работ по государственному оборонному заказу 1994-1999 г.г. на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды». В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель инспекции просил оставить жалобу без удовлетворения, считая решение законным и обоснованным. В отзыве на апелляционную жалобу инспекция ссылается на отсутствие правовых оснований для признания безнадежной к взысканию и списания задолженности по страховым взносам, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам» (в редакции от 15.08.2002). В соответствии со статьей 48 АПК РФ апелляционным судом произведена замена Инспекции Министерства по налогам и сборам РФ по городу Мурманску на Инспекцию Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску. Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела, 09 июня 2004 года ФГУП «35 судоремонтный завод» обратилось в Инспекцию МНС РФ по городу Мурманску с письмом № 21-10а/1950 о списании задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды и начисленные пени, числящиеся за предприятием по состоянию на 01.01.2001 в силу причин экономического и социального характера (л.д.60, 61). Инспекция письмом от 28.06.2004 сообщила предприятию, что основания для списания указанной задолженности отсутствуют, поскольку Порядок списания безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам не утвержден Правительством Российской Федерации (л.д.62). Не согласившись с отказом налогового органа о признании безнадежной к взысканию и списанию задолженности по страховым взносам, предприятие обжаловало действия налогового органа в суд. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, посчитав, что на момент обращения с заявлением о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности по страховым взносам во внебюджетные фонды Правительством Российской Федерации не разработан соответствующий порядок и отсутствуют основания для признания задолженности безнадежной. Обжалуя решение суда, предприятие ссылается на пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.2003 № 163-ФЗ) «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах». Согласно названной норме задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 01 января 2001 года, начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством РФ. По мнению подателя жалобы, отсутствие установленного порядка (не издание нормативного акта уполномоченным федеральный органом) не может служить основанием для отказа в использовании права налогоплательщика, установленного в статье 20 вышеназванного Закона. При этом предприятие считает, что при отсутствии установленного порядка списания безнадежной задолженности по страховым взносам возможно применение аналогии права – постановления Правительства РФ от 18.04.2002 № 251 «О порядке списания задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994-1999 г. на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды». В качестве признания безнадежной задолженности по страховым взносам заявитель ссылается на невозможность ее взыскания в бесспорном и судебном порядке в силу причин юридического характера – решение налогового органа от 29.08.2003 № 6289 о взыскании данной задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках признано недействительным арбитражным судом. Апелляционный суд считает доводы жалобы необоснованными и подлежащими отклонению по следующим основаниям: В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: по федеральным налогам и сборам – Правительством Российской Федерации. По региональным и местным налогам и сборам – соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Статьей 1 Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 08.12.2003 № 163-ФЗ статья 20 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» дополнена частью второй следующего содержания: «Задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 01 января 2001 года, начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». Постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 № 100 (далее – Постановление № 100) разработан и утвержден Порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам. Указанным порядком установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списывается недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам в случае: ликвидации организации, признания банкротом индивидуального предпринимателя, смерти или объявления судом умершим физического лица. Апелляционный суд считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что названный перечень оснований к признанию безнадежной к взысканию и списанию недоимки является исчерпывающим. Поскольку перечень, предусмотренный в Постановлении № 100, не является исчерпывающим, невозможность принудительного взыскания недоимки и пеней, установленная в судебном порядке, может рассматриваться в качестве основания для признания задолженности безнадежной к взысканию в силу юридических причин. В рассматриваемом случае Решением Арбитражного суда Мурманской области от 19.10.2004 по делу № А42-6506/04-25, вступившим в законную силу, признано недействительным решение налогового органа от 29.08.2003 № 6238 о взыскании задолженности по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды за счет денежных средств по состоянию на 01.01.2001, в связи с чем инспекция утратила право на взыскание данной задолженности в бесспорном и судебном порядке. Таким образом, данная задолженность может быть признана безнадежной к взысканию в силу причин юридического характера. Вместе с тем, на момент обращения ФГУП «35 судоремонтный завод» (по состоянию на 09.06.2004) в налоговый орган с заявлением о признании безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам отсутствовали изложенные обстоятельства юридического характера, позволяющие оценить имеющуюся задолженность в качестве безнадежной к взысканию. На причины юридического характера предприятие ссылается в дополнении к апелляционной жалобе и в обоснование приводит постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.04.2005 по делу № А42-6506/04-25. При подаче заявления предприятие ссылалось на основания признания задолженности безнадежной к взысканию в силу причин экономического и социального характера (л.д.60), невозможность принудительного взыскания задолженности в силу причин юридического характера установлена после отказа налогового органа в признании задолженности безнадежной (л.д.62), поэтому апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и признания незаконными действий налогового органа. Кроме того, порядок списания безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 01.01.2001 в силу причин экономического, социального и юридического характера не установлен Правительством Российской Федерации. Поэтому судом сделан обоснованный вывод о том, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для принятия решения и удовлетворения заявления ФГУП «35 судоремонтный завод». При этом суд правомерно не принял довод истца, ссылающегося на применение аналогии права в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2002 № 251 «О порядке списания задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителем и исполнителями работ по государственному оборонному заказу 1994-1999 г.г. на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды». Постановлением Правительства РФ от 18.04.2002 № 251 утверждены Правила списания задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994-1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 года на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды. Указанные правила касаются списания просроченной задолженности, но не признания ее безнадежной к взысканию. Правительству Российской Федерации Федеральным законом от 08.12.2003 № 163-ФЗ было вменено в обязанность установить порядок признания безнадежной и списания задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды. Следовательно, применение в рассматриваемом случае по аналогии постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2002 № 251 не допустимо. При изложенных обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемые действия налогового органа не противоречат Налоговому кодексу российской Федерации. Апелляционный суд не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда. Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый Арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л: Решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.12.2004 по делу № А42-9758/04-26 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий Т.И. Петренко Судьи М.Л. Згурская И.А. Серикова
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2005 по делу n А56-44615/2004. Изменить решение »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|