Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2006 по делу n А42-11639/2004. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

16 марта 2006 года

Дело №А42-11639/2004-23

Резолютивная часть постановления объявлена  07 марта 2006 года

Постановление изготовлено в полном объеме  16 марта 2006 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Т.И. Петренко

судей Е.К. Зайцевой, Н.И. Протас

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Н.И. Аль Марашдех  

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-758/2006) Межрайонной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области на Решение  Арбитражного суда Мурманской области от 23 ноября 2005 года по делу № А42-11639/2004-23 (судья Г.П. Янковая),

по заявлению  ЗАО "Мурманский траловый флот-2"

к  Межрайонной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области

о признании недействительным решения от 25.08.2004 г. № 12 в части доначисления налога на прибыль, дополнительных платежей, налога на добавленную стоимость, соответствующих им пени и штрафов по эпизоду отнесения на себестоимость затрат по договору от 05.01.2001 г. № 69 с ОАО «Мурманский траловый флот» (услуги менеджмента)

при участии: 

от истца (заявителя, взыскателя): представитель А.А. Горбачев по доверенности от 15.01.2004 года (паспорт)

от ответчика (должника, заинтересованного лица):  не явились (уведомлены)

установил:

Закрытое акционерное общество «Мурманский траловый флот – 2» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Межрайонной Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании частично недействительным решения от 25.08.2004 года № 12по результатам выездной налоговой проверки. Делу присвоен номер № А42-10380/04-23.

Из дела № А42-10380/04-23 определением от 01.10.2004 года выделены в отдельное производство требования Общества о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции МНС по крупнейшим налогоплательщикам по мурманской области от 25.08.2004 года № 12 в части доначисления налога на прибыль, дополнительных платежей, налога на добавленную стоимость, соответствующих им пени и штрафов по эпизоду отнесения затрат по договору от 05.01.2001 № 69 с ОАО «Мурманский траловый флот» (услуги менеджмента), которые рассматриваются в рамках настоящего спора (т.1, л.д. 1-2).

В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судом произведена замена Межрайонной Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области на ее правопреемника – Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (далее – налоговый орган, Инспекция, ответчик).

Решением от 23.11. 2005 года суд удовлетворил заявленные требования ЗАО «Мурманский траловый флот-2».

На указанное решение Инспекцией подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное применение судом положений статей 23, 52 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», пункта 1 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства  РФ от 05.08.1992 № 552 (далее – Положение о составе затрат). По мнению подателя жалобы, суд, неправильно применив названные нормы, сделал необоснованный вывод о правомерности включения в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) стоимости услуг менеджмента, поскольку представленные первичные документы не подтверждают их производственный характер.

Инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, в связи с чем дело рассматривается в отсутствие представителя налогового органа.

В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы Инспекции и просил оставить жалобу без удовлетворения, считая решение законным и обоснованным.

В отзыве на апелляционную жалобу Общество ссылается, что судом в полном объеме исследованы доказательства и сделан обоснованный вывод о правомерности отнесения в уменьшение прибыли произведенных расходов по оплате услуг менеджмента на основании подпункта «и» пункта 2 Положения о составе затрат.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционной порядке.

Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства Обществом за период с 01.01.2001 по 31.12.2001, о чем составлен акт от 29.07.2004 N 96. По результатам проверки вынесено решение от 25.08.2004 N 12 о привлечении Общества к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении налогов и пеней.

В ходе проверки установлено, что Общество отнесло на себестоимость продукции (работ, услуг) затраты в сумме  4 070 500 рублей по договору от 05.02.2001 года       N 69 на оказание услуг, предоставляемых отделами ОАО «Мурманский траловый флот». По мнению налогового органа, Общество занизило налоговую базу по налогу на прибыль за счет отнесения на себестоимость затрат в сумме 4 070 500 рублей по договору № 69 и, соответственно, признал необоснованным предъявление Обществом к вычету и отнесения на себестоимость в соответствующих долях сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных в составе стоимости услуг ОАО «Мурманский траловый флот»

Инспекция считает, что эти затраты неправомерно отнесены на себестоимость продукции (работ, услуг), так как полагает, что в нарушение подпунктов «г», «д», «ж» и «е» пункта 2 статьи 9 Федерального Закона Российской Федерации от 21.11.1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 13 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998 г. № 34н в актах о приемке работ, выполненных по договору от 05.01.2001 г. № 69 не отражены необходимые сведения, а именно: документально не зафиксированы ни перечень услуг, фактически оказанных в адрес Общества, ни их стоимость. Кроме того, по мнению налогового органа, услуги, перечисленные в Перечне услуг по управлению производственной деятельностью, оказанных отделами и службами Исполнителя, аналогичны тем функциям, которые осуществлялись (согласно должностным инструкциям) механиком-наставником, заместителем директора по безопасности мореплавания и страшим инспектором  по кадрам Общества. Таким образом, данные затраты не могут быть отнесены на себестоимость продукции, так как в соответствии с подпунктами «и» пункта 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 № 552 в состав расходов, связанных с управлением производством, включается стоимость услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению организацией, в тех случаях, когда штатным расписанием организации или должностными инструкциями не предусмотрено выполнение каких-либо функций управления производством.

В связи с этим налоговая инспекция доначислила Обществу налог на прибыль, дополнительные платежи и налог на добавленную стоимость с соответствующими пенями и привлекла Общество к ответственности за неполную уплату налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными настоящей статьей. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Статьей 4 этого же Закона предусмотрено, что перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяются федеральным законом.

Впредь до принятия Федерального закона при расчете налогооблагаемой прибыли следует руководствоваться действующим порядком определения состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и формирования финансовых результатов, который предусмотрен Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации     N 552 от 05.08.92.

Подпунктом «а» пункта 2 Положения о составе затрат предусмотрено, что в себестоимость  продукции (работа, услуг) включаются затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией производства, включая материальные затраты и расходы на оплату труда работников, занятых производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, расходы по контролю производственных процессов и качества выпускаемой продукции, сопровождению и гарантийному надзору продукции и устранению недостатков, выявленных в процессе ее эксплуатации.

В соответствии с подпунктом "и" пункта 2 этого Положения в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, связанные с управлением производством, в том числе оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг.

Как видно из материалов дела, в соответствии с заключенным между ОАО «Мурманский траловый флот» и заявителем договором от 05.01.2001 года № 69, Исполнитель принял на себя обязательства по оказанию услуг (в части услуг менеджмента) в адрес Общества, предоставляемых следующими отделами и службами ОАО «Мурманский траловый флот»: эксплуатации флота; нефтепродуктов; главного капитана; технической; охраны труда и техники безопасности; материально-технического снабжения; кадров; главного технолога; реализации; экономической (т.1, л.д. 87-96, т.2, л.д. 43-49, т.3, л.д. 14-20).

Пунктом 1.1 договора № 69 предусматривалось, что ОАО «Мурманский траловый флот» оказывает обществу указанные услуги менеджмента в соответствии с утвержденными положениями о службах и отделах, являющимися неотъемлемой частью договора № 69, а заявитель оплачивает услуги в соответствии с условиями договора. Указанные Положения о службах исполнителя в дело представлены (т.1, л.д. 17-74, т.2, л.д.49-107, т.3, л.д. 20-78).

Общество, оплату предоставляемых Исполнителем услуг по договору № 69, в соответствии с пунктом 3.1 договора производит ОАО «Мурманский Траловый Флот» на основании счетов-фактур с приложением двухстороннего акта приемки выполненных работ т.1, л.д. 98, 101, 104, 107, 110).

Судом установлено и материалами дела подтверждается факт оказания услуг по названному договору актами выполненных работ и счетами – фактурами.

Согласно пункту 9 статьи 9 Федерального Закона РФ № 169-ФЗ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Как видно из материалов дела, представленные Обществом акты о приемке работа полностью соответствуют требования пункта 2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ. В представленных актах руководители предприятий зафиксировали исполнение юридическими лицами своих обязательств по договору. Требование налогового органа о наличии в указанных актах подписей иных лиц не основано на действующем законодательстве.

Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, выслушав показания свидетелей обоснованно не принял довод налогового органа о том, что услуги, перечисленные в Перечне услуг по управлению производственной деятельностью, оказанных отделами и службами Исполнителя, аналогичны тем функциям, которые осуществлялись (согласно должностным инструкциям) механиком-наставником, заместителем директора по безопасности мореплавания и страшим инспектором по кадрам, состоящим в 2001 году в штатном расписании Общества.

Из пояснений указанных свидетелей, предупрежденных об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и отказ от дачи показаний, предусмотренной статьями 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации (т.4, л.д. 2-9), следует, что силами сотрудников, находящихся в штате Общества, невозможно было выполнить весь объем задач, которые стояли перед заявителем  в силу его производственной деятельности. В оказании заявителю услуг в соответствии с договором № 69 принимали участие коллективы отделов и служб ОАО «Мурманский траловый флот», причем, если соответствующие должностные лица Общества осуществляли общее руководство, то специалисты ОАО «Мурманский траловый флот» работали по конкретным направлениям (т.3, л.д. 143-151).

Также суд первой инстанции правомерно отклонил довод Инспекции о том, что заявитель обязан был оценивать отдельные услуги служб и отделов Исполнителя, поскольку такой порядок определения стоимости услуг договором     № 69 не предусмотрен.

Судом в полном объеме исследованы фактические обстоятельства дела, им дана надлежащая оценка, поэтому апелляционная инстанция не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.

Кроме того, налоговым органом сделан вывод (пункты 2.1.1.3 и 2.2 решения) о том, что заявитель неправомерно НДС, уплаченный в 2001 году по договору № 69, в сумме 70 560 рублей, отнес на себестоимость продукции и учел при расчетах с бюджетом по НДС соответственно в суммах 49 730 рублей и 20 830 рублей.  

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой же статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2006 по делу n А56-18809/2005. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также