Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2005 по делу n А56-208/2005. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

03 июня 2005 года

Дело №

А56-208/2005

Резолютивная часть постановления объявлена    01 июня 2005 года

Постановление изготовлено в полном объеме  03 июня 2005 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Старовойтовой О.Р.

судей  Борисовой Г.В.,  Тимошенко А.С.

при ведении протокола судебного заседания:  Старовойтовой О.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  ГУ ЛРО ФСС РФ   на  решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от  21 января 2005г по делу № А56-208/2005 (судья  Бурматова Г.Е.),

по  заявлению  ГУ  -  Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования РФ

к  ООО "Элес"

о взыскании 1000 руб.

при участии: 

от  заявителя: представитель Введенский А.Е. доверенность от 02.04.04г №00-13/01-2116

от ответчика: не явился

установил:

Государственное учреждение Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Эллис» (далее – Общество, ответчик) штрафных санкций в размере 1000руб. за непредставление расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования.

Решением арбитражного суда от 21.01.2005г в удовлетворении заявленных требований отказано.

На решение суда от 21.01.05г подана апелляционная жалоба, в которой Фонд социального страхования просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает,  что решение суда принято с нарушением норм материального права. ФСС не нарушен порядок привлечения страхователя к ответственности, поскольку правоотношения в области социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний урегулированы Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» №125-ФЗ (далее – Закон РФ №125-ФЗ). Неправомерен вывод суда о том, что порядок привлечения к ответственности, изложенный в ст.101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), является общим. У суда не было оснований считать данное правонарушение налоговым правонарушением, а ГУ ЛРО ФСС РФ – налоговым органом.

В судебном заседании заявитель поддержал апелляционную жалобу.

Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежаще извещен. В соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Общество зарегистрировано в качестве страхователя в ГУ ЛРО ФСС РФ 26.07.1999г,  ему выдано страховое свидетельство.

В соответствии с пп.17 п.2 ст.17 Закона РФ №125-ФЗ страхователь обязан представлять страховщику отчетность по установленной страховщиком форме.

Как следует из материалов дела, заявителем было установлено, что Общество в нарушение п.п.4 п.2 ст.12  Федерального закона №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»  от 16.07.1999г, ст.ст.17,24  Закона РФ №125, п.13 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000г №184 (далее – Правила), и п.7.3 Инструкции о порядке расходования средств Фонда социального страхования РФ от 09.03.2004г №22 не представило расчетную ведомость по средствам Фонда социального страхования РФ формы 4-ФСС РФ, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ от 01.12.2003г №130 (расчетную ведомость) за первое полугодие 2004г, то есть не позднее пятнадцатого числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

По результатам сверки и камеральной проверки Фондом было принято решение №428 от 28.07.2004г о привлечении страхователя к ответственности за непредставление расчетной ведомости впервые в течение календарного года и применение санкции в виде взыскания штрафа в размере 1000 руб.  

04.08.04г указанное решение, а также требование об уплате штрафной санкции в добровольном порядке в срок до 25.08.2004г были направлены в адрес Общества.

Поскольку в установленный в требовании срок ответчик в добровольном порядке штраф не уплатил, Фонд обратился с заявлением о взыскании штрафа с Общества в судебном порядке.

 Статьей 19 Закона РФ №125-ФЗ установлена ответственность за совершение правонарушения в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в частности п.6 ч.1 данной статьи предусмотрена ответственность за нарушение установленного срока представления установленной отчетности (сведений) в исполнительные органы фонда в виде штрафа в размере одна тысяча рублей.

 П.1 ст.24 Закона РФ №125-ФЗ, п.13 Правил  установлен срок представления страхователем сведений (отчета) по форме, утвержденной Фондом, - ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

 Непредставление страховщиком в указанные сроки отчетности является основанием для привлечения его к ответственности.

 Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 01.12.03 №130 утверждена форма расчетной ведомости (форма 4-ФСС РФ), подлежащая применению, начиная с отчета за 1 квартал 2004 года.

В соответствии со ст.34.1 НК РФ в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и исполняют обязанности налоговых органов, предусмотренные названным  Кодексом. При этом должностные лица органов государственных внебюджетных фондов несут обязанности, предусмотренные ст.33 НК РФ.

П.п.1.7 п.1 ст.19 Закона РФ №125-ФЗ установлено, что привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

 Как следует из п.1 ст.10 и п.1 ст.108 НК РФ, налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения только по основаниям, предусмотренным главой 16 НК РФ, и в порядке, установленном главами 14 и 15 НК РФ, а налоговый орган обязан соблюдать этот порядок при осуществлении производства по делу о налоговом правонарушении.

Ст.101 НК РФ предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, который отделение фонда обязано соблюдать при  осуществлении налогового контроля в любой предусмотренной статьей 82 НК РФ форме.

В п.37 Постановления №5 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01г  «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ (далее – Постановление №5) также разъяснено, что Налоговым кодексом не предусмотрено составление налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля. В соответствии с п.1 ст.101 НК РФ о времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган (отделение фонда) извещает налогоплательщика заблаговременно, причем независимо от представления или непредставления налогоплательщиком возражений по акту проверки.

Из материалов дела следует, что решение Фонда о привлечении  Общества к ответственности за несвоевременное представление расчетной ведомости вынесено без извещения ответчика о месте и времени рассмотрения материалов проверки о выявленном нарушении. Таким образом, Фондом нарушена процедура привлечения страхователя к ответственности.

Однако согласно п.30 Постановления №5 по смыслу п.6 ст.101 НК РФ нарушение должностным лицом налогового органа требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным. В данном случае суд обязан оценить характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом (в данном случае фондом) решения. В частности при оценке судом соблюдения налоговым органом требований к содержанию решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренных п.3 ст.101 НК РФ, необходимо иметь в виду, что в таком решении должен быть обозначен его предмет, то есть суть и признаки налогового правонарушения, вменяемого налогоплательщику, со ссылкой на соответствующую статью главы 16 НК РФ. Решение Фонда соответствует указанным требованиям.

Вывод суда о том, что Фондом не соблюден порядок привлечения  к ответственности в данном случае в силу п.6 ст.101 НК РФ не основан на материалах дела, поскольку отсутствуют доказательства,  подтверждающие нарушение  прав  Общества.

Ответчик не был лишен возможности представить свои письменные возражения по заявлению Фонда и подтверждающие их доказательства  непосредственно в судебном заседании. Нарушение Фондом требований ст.101 НК РФ при установленном факте совершения правонарушения не могло привести к нарушению законных интересов  Общества,  которое могло воспользоваться своим правом на судебную защиту.

Поскольку у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в иске о взыскании штрафа за непредставление расчетной ведомости на основании несоблюдения Фондом процедуры принятия решения, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда -  отмене.

На основании изложенного и руководствуясь  п.2 ст.269, п.4 ч.1 ст.270,ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 января 2005г  отменить.

Взыскать с ООО «Элес» в доход Государственного учреждения – Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации 1000 рублей штрафа.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

О.Р.Старовойтова

  

Судьи

Г.В. Борисова

 

  А.С.Тимошенко

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2005 по делу n А26-12532/2004. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также