Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2005 по делу n А56-24248/2004. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

30 мая 2005 года

Дело №А56-24248/2004

Резолютивная часть постановления объявлена  03 мая 2005 года

Постановление изготовлено в полном объеме  30 мая 2005 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Т.И.  Петренко

судей Г.В. Борисовой, М.А. Шестаковой

при ведении протокола судебного заседания:  помощником судьи Н.И. Аль Марашдех

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Муниципального образования «Ломоносовский район» на Решение Арбитражного суда города  Санкт-Петербурга  и Ленинградской области от 16 декабря 2004 года по делу № А56-24248/2004 (судья И.Е. Демина),

по заявлению Администрации МО "Ломоносовский район"

к  Территориальному Управлению по СПб и ЛО Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

3-е лицо: Романов В.Е.

о признании незаконным решения

при участии: 

от истца (заявителя, взыскателя): представитель - заведующий юридическим отделом А.В. Ильин по доверенности № 926/22 от 30.12.2004 г.

от ответчика (должника): представители Е.И. Асташенкова по доверенности № 08/2157 от 01.07.2004 г., Т.Н. Кузьменкова по доверенности № ОВ/5138 от 07.12.2004 г.

от 3-го лица: В.Е. Романов (паспорт 40 03 682354, выдан 21 отделом милиции Калининского района Санкт-Петербурга 27.03.2003 г.)

установил:

Администрация Муниципального образования «Ломоносовский район» (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Территориальному управлению по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (Управлению Федеральной антимонопольной службе по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, далее – антимонопольный орган, Управление, ответчик) о признании незаконными решения от 10.03.2004 № 03-09 и предписания от 10.03.2004 № 03/775-09.

К участию в деле привлечен в качестве третьего лица предприниматель без образования юридического лица Романов Владимир Ефимович.

Решением от 16.12.2004 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.

На указанное решение Администрацией Муниципального образования «Ломоносовский район» подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом положений статей 2, 7, 22.1 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в редакции Федерального закона от 09.10.2002 № 122-ФЗ, далее – Закон о конкуренции).

По мнению подателя жалобы, в нарушение статьи 8 Конституции РФ, статьи 209 Гражданского кодекса РФ, статьи 29 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» оспариваемые решение и предписание нарушают имущественные права Администрации в части распоряжения нежилыми помещениями. Кроме того, Администрация считает, что оспариваемые акты вынесены в отношении ненадлежащего субъекта, поскольку согласно статье 30 Устава муниципального образования «Ломоносовский район» исполнительным органом местного самоуправления  является Комитет по управлению муниципальным имуществом.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области отклонило доводы апелляционной жалобы, полагая, что судом правомерно отказало в удовлетворении заявленных требований. При этом Управление указывает, что выводы суда относительно установления факта нарушения антимонопольного законодательства являются обоснованными.

Предприниматель Романов В.Е. поддерживает позицию Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.         Как следует из материалов дела, Решением Территориального Управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 10.03.04 № 03-09 было признано наличие нарушения пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Администрацией муниципального образования «Ломоносовский район», выразившегося в создании для хозяйствующих субъектов (предпринимателей), осуществляющих розничную торговлю на территории муниципального образования Ломоносовский район, дискриминационных (неравных) условий при предоставлении в аренду помещений муниципального нежилого фонда, что может иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов. Администрации было выдано предписание от 10.03.2004 в срок до 20.04.2004 прекратить указанное нарушение и обеспечить создание равных условий доступа для всех хозяйствующих субъектов к аренде помещений муниципального нежилого фонда («Ярмарки»), расположенных по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, поселок Лебяжье, улица Приморская, дом 75, в том числе, к инженерным коммуникациям и подсобным помещениям.

Основанием для принятия указанных решения и предписания явилась проверка, произведенная Управлением осуществивших торговую деятельность хозяйствующих субъектов в помещениях «Ярмарки» по указанному адресу.

Признавая решение и предписание антимонопольного органа недействительными, суд исходил из того, что в действиях Администрации имеется нарушение требований статьи 7 Закона о конкуренции, а именно, предоставление трем предпринимателям преимущественного права заключения договора аренды нежилых помещений «Ярмарки» на иных (благоприятных) условиях, чем для других арендаторов.                     

Апелляционный суд считает вывод суда первой инстанции соответствующим Закону о конкуренции и основанными на фактических обстоятельствах дела.

Статьей 2 Закона РФ от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» участниками отношений, влияющих на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в числе других субъектов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.

В результате проверки антимонопольным органом было установлено, что Администрацией муниципального образования «Ломоносовский район» были созданы неравные условия для осуществления деятельности хозяйствующих субъектов на одном рынке по оказанию услуг розничной торговли товарами народного потребления.

Создание неравных условий выразилось в следующем:

Действия Администрации по предоставлению хозяйствующим субъектам преимущественного права заключения договора аренды нежилых помещений «Ярмарки» по адресу: поселок Лебяжье, Приморская, дом 75 на иных условиях, чем для других арендаторов, создали дикриминационные (не равные) условия на рынке аренды помещений нежилого фонда для конкурирующих хозяйствующих субъектов (арендаторов), осуществляющих розничную торговлю.

  Судом установлено и материалами дела подтверждается, что доказательствами создания неравных условий доступа к аренде помещений являются выписка из протокола заседания Комиссии по вопросам распоряжения муниципальным имуществом № 9 от 23.10.2003, в котором Комиссия  решила вынести заявление предпринимателя Романова В.Е. на торги по продаже права аренды, выписка из протокола Комиссии № 10 от 08.12.2003, в котором Комиссия решила заключить с 01.01.2004 договора аренды помещений с предпринимателями И.Н. Габрусенко и В.И. Севостьяновым целевым назначением (без проведения конкурса) (т.1, л.д. 25,26,27,65-71).

 Указанные протоколы (решения) Комиссии утверждены постановлениями Главы Муниципального образования «Ломоносовский район» соответственно № 552 от 04.11.2003 и № 621 от 19.12.2003.

Решение об утверждении «формы проведения торгов на право заключения договора аренды по нежилым помещениям, общей площадью 358,82 кв.м., расположенным по адресу: поселок Лебяжье, улица Приморская, дом 75 для использования помещений под «Ярмарку» было принято на заседании конкурсной Комиссии по проведению конкурсов и аукционов (протокол № 1 от 14.11.2003) (т.2, л.д. 41-52).

Таким образом, в одном случае (в отношении предпринимателя Романова В.Е.) утверждено решение Комиссии о вынесении его заявления о предоставлении в аренды помещений «Ярмарки» на конкурс, в другом (в отношении его конкурентов за доступ аренде – предпринимателей И.Н. Габрусенко и В.И. Севастьянова) утверждено решение о предоставлении в аренду наиболее пригодных для торговли помещений целевым назначением (без проведения конкурса), что обусловливает дискриминационный характер способа предоставления аренды помещений хозяйствующим субъектам на одном рынке.

Кроме того, условия аренды помещений «Ярмарки», выставленных на конкурс, отличны от условий аренды помещений Ярмарки, предоставленных предпринимателям И.Н. Габрусенко и В.И. Севастьянову целевым назначением, что создает дискриминационные условия (не равные) условия при доступе к аренде помещений нежилого фонда для конкурирующих хозяйствующих субъектов (арендаторов), осуществляющих розничную торговлю.

 Объявление о проведении конкурса по продаже права на заключение договора аренды объекта недвижимого фонда муниципальной собственности помещено в газете «Балтийский луч» 26 декабря 2003 года, а договоры аренды с предпринимателями И.Н. Габрусенко, В.И. Севастьяновой, Н.Г. Широковой заключены 29 декабря 2003 и 13 января 2004 (т.1, л.д. 28-33,47,48,64,83-102).

Для указанных лиц из общей площади нежилых помещений, расположенных на территории «Ярмарки» 7759,2 кв.м. было выделено помещение площадью 400,37 кв.м с отдельным входом, инженерным оборудованием, подсобными помещениями, обеспечивающими наиболее пригодные условия для осуществления торговой деятельностью.

Выставленное на конкурс помещение площадью 358,83 кв.м. не имело вышеуказанных условий (инженерного оборудования, отдельного входа, доступа к подсобным помещениям).

Данные обстоятельства не опровергнуты Администрацией надлежащими доказательствами ни в суде первой инстанции, ни при рассмотрении дела в апелляционном суде.

Кроме того, дополнительными условиями конкурса являлись требования к участникам конкурса за счет собственных средств провести ремонт фасада и помещений «Ярмарки», работы по благоустройству прилегающей территории, ремонт подвала на условиях, определяемых дополнительно после начала работы «Ярмарки», то есть не известных на момент проведения конкурса.

Договоры аренды, заключенные с вышеуказанными предпринимателями содержат условия, более благоприятные по величине затрат на капитальный ремонт и другие работы, чем вышеупомянутые конкурсные условия. В частности, пункт 6.1 вышеуказанных договоров содержит условия проведения только капитального ремонта арендуемых помещений без определения объемов и в отличие от конкурсных условий не содержит требования благоустройства прилегающих территорий и ремонта подвала. Пункт 7.1 предусматривает возможность возмещения полностью или частично затрат на капитальный ремонт помещений, что не предусмотрено конкурсными условиями.

Таким образом, Администрацией МО «Ломоносовский район» созданы дискриминационные условия путем совершения действий – организации заседаний Комиссией по вопросам распоряжения муниципальным имуществом, принятие актов, утвердивших решение Комиссий – постановлений Главы Муниципального образования от 19.12.2003 № 621 и от 04.11.2003 № 552.

При изложенных обстоятельствах следует признать, что, создав для одних хозяйствующих субъектов более благоприятные условия для доступа к аренде помещений «Ярмарки» для целей торговли по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, Администрация нарушила положения пункта 1 статьи 7 Закона о конкуренции.

Довод Администрации о том, что оспариваемые предписание и решение антимонопольного органа вынесены в отношении ненадлежащего субъекта, отклоняется апелляционным судом.      

Вышеуказанные дискриминационные условия созданы в результате принятия Комиссией по вопросам распоряжения муниципальным имуществом решений, зафиксированных в соответствующих протоколах и утвержденных постановлениями Главой МО «Ломоносовский район», возглавляющим Администрацию Муниципального образования (статья 1 Устава МО «Ломоносовский район»). Утвержденные Главой Администрации МО «Ломоносовский район» постановления являются основанием для заключения договоров аренды.

 Апелляционный суд считает, что решение вынесено при полном исследовании фактических обстоятельств дела, оценке имеющихся в деле доказательств и правильном применении положений пункта 1 статьи 7 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

При изложенных обстоятельствах не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Руководствуясь  пунктом 1 статьи  269, статьей 271  Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2004 по делу № А56-24248/2004 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Постановление может быть обжаловано  в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Т.И. Петренко

Судьи

Г.В. Борисова

М.А. Шестакова

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2005 по делу n А56-47185/2004. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также