Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2006 по делу n А26-3540/2005. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

06 марта 2006 года

Дело №А26-3540/2005

Резолютивная часть постановления объявлена  27 февраля 2006 года

Постановление изготовлено в полном объеме  06 марта 2006 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Т.С. Лариной

судей  М.М. Герасимовой, Л.Н. Марченко

при ведении протокола судебного заседания:  помощником судьи Е.А. Мурзиной

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-193/2006)  Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Карелия на решение  Арбитражного суда Республики Карелия от 07.11.05г. по делу                № А26-3540/2005 (судья В.И. Коростелева),

по иску ОАО "Российские Железные Дороги" - филиал Октябрьская железная дорога

к  

Министерству финансов Республики Карелия, Министерству финансов РФ,

3-е лицо  Министерство здравоохранения социального развития и спорта Республики Карелия

о взыскании 763 260 руб. 50 коп.

при участии: 

от истца: В.Е. Гречанникова по доверенности от 29.12.05г.

от ответчиков:

Р.В. Пахоменко по доверенности от 10.01.06г.; Н.А. Евграфовой по доверенности от 31.01.06г.

от 3-го лица: не явился (извещен)

установил:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала «Октябрьская железная дорога» обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Республики Карелия о взыскании 763 260 руб. 50 коп. убытков, связанных с предоставлением на основании статьей 30, 31 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом на междугородних линиях гражданам-инвалидам за июль 2004 г.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца к участию в деле привлечено Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Республики Карелия.

Решением арбитражного суда от 07.11.05 в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Республики Карелия отказано, заявленная по иску сумма в полном объеме взыскана с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

В апелляционной жалобе Министерство финансов РФ просит решение от 07.11.05 отменить, в удовлетворении исковых требований к казне Российской Федерации отказать, мотивируя жалобу следующим:

-        источником возмещения заявленных убытков исходя из норм статьи 47 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 г.» и статьи 5 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» являются региональные бюджеты, а вопросы неисполнения Российской Федерацией обязательств перед бюджетами субъектов РФ могут быть предметом самостоятельных требований;

-        вывод суда о нехватке переданных из федерального бюджета средств на компенсацию льгот и недоказанности полного финансирования льгот противоречит фактическим обстоятельствам и материалам дела;

-        истец не обращался, как это установлено нормативно-правовыми актами,  за получением денежных средств к распорядителю бюджетных средств, а именно Министерству труда и социального развития Республики Карелия, с которым у истца был заключен соответствующий договор;

-        никаких незаконных действий или бездействия со стороны федеральных органов исполнительной власти по отношению к истцу допущено не было, в связи с чем взыскание не может быть произведено за счет казны Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Министерства финансов Российской Федерации поддержал доводы жалобы, истец против удовлетворения жалобы возражал. Представитель Министерства финансов Республики Карелия также полагает решение законным и обоснованным. Третье лицо в судебное заседание не явилось, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещено, в связи с чем жалоба в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в отсутствие Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Республики Карелия.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела в порядке, предусмотренном статьями 268-270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к следующему:

Как следует из материалов дела, истцом в июле 2004 года в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон) отдельным категориям граждан предоставлены льготы по оплате проездных железнодорожных документов. Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов установлен судом и в апелляционной жалобе не оспаривается.

Возникновение в связи с этим у истца убытков послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов государственной власти.

Согласно статье 30 названного Закона, действовавшей в спорный период, инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.

Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида.

Источник финансирования этой льготы Законом не определен.

Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о необходимости взыскания доходов, недополученных истцом при предоставлении льгот по проезду на железнодорожном транспорте, установленных Законом, за счет казны Российской Федерации в связи с недостаточностью средств, выделенных из федерального бюджета Республике Карелия для компенсации затрат по реализации Закона.

Довод подателя жалобы о том, что исковые требования должны быть удовлетворены за счет бюджета Республики Карелия не соответствуют нормам права, так как вышеуказанная льгота установлена федеральным законодательством, и ее финансирование должно производиться за счет федерального бюджета исходя из норм статьи 4 Закона, а также пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.03 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ», в соответствии с которым потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Ссылаясь на то, что исковые требования должны быть удовлетворены за счет субъекта Российской Федерации, податель в дальнейшем тексте жалобы сам себе противоречит, указывая на финансирование указанных льгот в необходимом объеме именно из федерального бюджета. Данное же утверждение подателем жалобы не подтверждено и не соответствует материалам дела, как не представлено Министерством финансов Российской Федерации и доказательств нецелевого использования Министерством финансов Республики Карелия денежных средств, выделенных из федерального бюджета на компенсацию соответствующих льгот.

При этом наличие у истца договора с Министерством труда и социального развития Республики Карелия (правопредшественник третьего лица по делу – Министерства здравоохранения социального развития и спорта Республики Карелия) о порядке финансирования льгот не имеет значения для разрешения настоящего спора, так как неперечисление средств федерального бюджета на компенсацию льгот в бюджет Республики Карелии означает и непоступление этих средств в распоряжение Министерства труда и социального развития, которое в связи этим своих обязательств по договору не может исполнить в принципе.

В связи с изложенным, апелляционный суд признает, что обжалуемое решение вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права по доказательствам, всесторонне и в полном объеме исследованным в ходе разбирательства по делу, а жалоба - не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 267, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия по делу № А26-3540/2005-16 от 07.11.2005 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

            Т.С. Ларина

Судьи

М.М. Герасимова

                 Л.Н. Марченко

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2006 по делу n А56-31403/2005. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также