Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2006 по делу n А42-4563/2001. Отменить решение полностью и принять новый с/а

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

06 марта 2006 года

Дело №А42-4563/2001-16-1247/2002

Резолютивная часть постановления объявлена  28 февраля 2006 года

Постановление изготовлено в полном объеме  06 марта 2006 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Семиглазова В.А.

судей  Масенковой И.В., Петренко Т.И.

при ведении протокола судебного заседания:  помощником судьи Лущаевым С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1240/2006) ОАО "Кольская ГМК" на решение  Арбитражного суда Мурманской области от 12.12.2005 года по делу № А42-4563/2001-16-1247/2002 (судья Соломонко Л.П.),

по заявлению ОАО "Кольская ГМК"

к  Управлению ФНС России по Мурманской области, Инспекции ФНС России по г. Мурманску

о признании недействительными в части решения и требования

при участии: 

от заявителя: Хотянцева А.В. – доверенность от 07.11.2005 года № 648;

                        Шевелев Р.О. – доверенность от 10.11.2005 года № 657;

от Управления ФНС по МО.: Соловьева И.Л. – доверенность от 26.02.2006 года;

                                                Колбин Д.А. – доверенность от 10.02.2006 года;

от Инспекции ФНС по г. Мурманску: не явился, извещен;

 установил:

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 12.12.2005 года частично удовлетворены требования ОАО "Кольская ГМК". Признано недействительными решение Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мурманской области от 04 мая 2001 года № 50 и требование Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску от 07 мая 2001 года № 02.1/34/16124 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 24652979 руб., 205,54 евро и пеней в сумме 6975328 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит решение отменить, удовлетворить заявленные требования в части признания недействительным решения по эпизоду доначисления налога на добавленную стоимость по ритуальным услугам.

Инспекция ФНС по г. Мурманску надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, представитель не явился. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Инспекции.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Управления просил оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей Общества и Управления, суд апелляционной инстанции установил:

В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции принято признание иска в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 24652979 руб., 205,54 евро и пеней в сумме 6975328 руб.

Отказывая в удовлетворении требований по эпизоду, связанному с доначислением налога на добавленную стоимость по ритуальным услугам, суд первой инстанции указал, что заявителем не представлено доказательств наличия раздельного учёта затрат облагаемых и необлагаемых НДС оборотов.

Данный вывод суда является ошибочным.

В 1999 году Общество при реализации изделий из обработанного природного камня применяло льготу по налогу на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом «п» пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость», согласно которому от налога на добавленную стоимость освобождаются ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, проведение обрядов и церемоний религиозными организациями. В силу подпункта «п» пункта 12 Инструкции ГНИ Российской Федерации от 11.10.1995 г. № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» от налога освобождались также ритуальные услуги, оказываемые иными предприятиями. Согласно пункта 2 названной статьи Закона предприятия, реализующие товары (работы, услуги), как освобождаемые от налога на добавленную стоимость, так и облагаемые указанным налогом, имеют право на получение льгот, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).

Вместе с тем, ни законодательством о налогах и сборах, ни законодательством о бухгалтерском учете порядок ведения раздельного учета затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) не определен.

Как предусмотрено пунктом 3 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации «О бухгалтерском учете», организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности, в том числе самостоятельно организуют ведение раздельного учета хозяйственных операций.

В соответствии с приказом Минфина России от 29.07.1998 года N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Согласно приказу Минфина России от 09.12.1998 г. N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «учетная политика организации» ПБУ 1/98» при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.

В соответствии с Положением об учетной политике Общества, утвержденного приказом №1/6 от 30.12.1998 г. раздельный учет затрат по производству и реализации продукции, облагаемой и необлагаемой НДС, в 1999 году производился методом их распределения пропорционально объему реализованной продукции в конце отчетного месяца. То есть, ОАО «Кольская ГМК» предусмотрело свою обязанность при использовании льгот по налогу на добавленную стоимость вести раздельный учет облагаемых и необлагаемых оборотов. Законом «О налоге на добавленную стоимость» и нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет, методика ведения раздельного учета затрат по производству и реализации товаров, освобождаемых от НДС и облагаемых названным налогом не установлена. Необходимость отражения применяемого обществом порядка учета затрат в приказе об учетной политике Законом не установлена. В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. С помощью двойной записи Обществом велся учет затрат по льготируемым ритуальным услугам. Так, Обществом использовались счета №№ 20,23,25,40,46. Указанные счета были предусмотрены и Планом счетов (утвержденным приказом Минфина СССР от 01.11.1991 г. N 56) и рабочим планом счетов ОАО «Кольская ГМК». С помощью двойной записи показывались прямые расходы Общества по услугам ритуального характера.

В подтверждение данных обстоятельствах Обществом представлены аналитические ведомости, из которых прослеживается накопление и отнесение затрат по видам продукции к облагаемым и не облагаемым оборотам по налогу на добавленную стоимость.

В соответствии с преамбулой Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета (утвержденной приказом Минфина РФ от 28.12.1994 г. №173) План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Предприятия могут уточнять содержание отдельных из них, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Из решения УМНС РФ по Мурманской области № 50 от 04.05.2001 г. видно, что Общество до его вынесения направляло налоговому органу специальный расчет по определению к списанию сумм НДС на себестоимость данного вида продукции (таблицы); Положение об учетной политике ОАО «Кольская ГМК», утв. Приказом Общества от 30.12.1998 г. №1/6 (представлено в ходе проверки); письменные пояснения главного бухгалтера Дягилева М.В. от 18.07.2000 г.; расшифровки по расчету входного НДС по затратам, приходящимся на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на внутреннем российском рынке и на экспорт (приложения к декларациям по НДС (представлено в ходе проверки).

В обжалуемом решении налоговый орган указал, что Обществом не были представлены помесячные расчеты по определению сумм входного НДС по затратам, приходящимся на производство памятников. При этом, остальные перечисленные документы были изучены и налоговым органом сделан вывод об их недостаточности для подтверждения ведения раздельного учета.

Для устранения указанного обстоятельства Обществом уже в судебное заседание были представлены испрашиваемые помесячные расчеты в виде ежемесячных аналитических ведомостей по счетам №№ 20,23,25,40,46.

Таким образом, вывод об отсутствии раздельного учета сделан судом первой инстанции без исследования в совокупности сводных (годовых) таблиц специального расчета сумм НДС и ежемесячного аналитического учета по перечисленным выше счетам.

Представленный Обществом (в ведомостях) аналитический учет велся внутри синтетических счетов №№ 20,23,25,40,46, и не содержал упоминаний о субсчетах. Общество не вводило никаких дополнительных субсчетов для ведения аналитического учета по льготируемым услугам.

В статье 2 Закона Российской Федерации №129-ФЗ от 21.11.1996 г. «О бухгалтерском учете» дается понятие синтетического учета - это учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета. Аналитический же учет - это учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.

Общество представило в материалы дела ежемесячные аналитические ведомости за 1999 год по синтетическим счетам №№ 20,23,25,40,46. Перечисленные счета предусмотрены Положением об учетной политике Общества, а также установлены в Плане счетов. Инструкция по применению Плана счетов прямо предусматривает ведение аналитического учета по каждому из указанных синтетических счетов:

аналитический учет по счету 20 «Основное производство» ведется по видам затрат и видам выпускаемой продукции (работ, услуг). Если группировка затрат по местам возникновения и другим признакам, а также калькуляционный учет не осуществляются в отдельной системе счетов, то аналитический учет по счету 20 «Основное производство» ведется также по подразделениям предприятия;

по счету 23 «Вспомогательные производства» - по видам производств;

по счету 25 «Общепроизводственные расходы» - по отдельным подразделениям предприятия и статьям расходов.

по счету 40 «Готовая продукция» - по местам хранения и отдельным видам готовой продукции;

по счету 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» - по каждому виду реализуемой продукции (товаров), выполняемых работ и оказываемых услуг.

Бухгалтерский учет затрат на производство продукции осуществлялся Обществом на вышеуказанных счетах без применения субсчетов. Затраты группировались на данных счетах по аналитическим признакам: вид продукции, вид производства, элемент и статья затрат (вид затрат).

Вид производства определяет вид продукции, таким образом, все затраты на производство, отраженные в дебете 20, 23, 25 счетов, списывались с кредита этих счетов в дебет 40 счета, где и формировалась производственная себестоимость ритуальной продукции, учитываемая по видам: горбыли-корки, изделия т 100-190 изделия т 20-60 мм, изделия т 200 мм, изделия т 70-80 мм.

Таким образом, Общество осуществляло раздельный учет затрат по всем видам продукции.

Кроме того, как видно из представленных аналитических ведомостей по счетам №№ 20,23,25,40,46, по льготируемой продукции был восстановлен налог на добавленную стоимость по дебету 20 счета и кредиту 79.18. Общая сумма восстановленного за май НДС составила 20100 рублей и была уплачена в бюджет, что подтверждается бухгалтерской записью в аналитической ведомости за май по счету 68.04 «Расчеты с бюджетом по НДС»: дебет 79.20 - кредит 68.04 на сумму 20100 рублей. Суммы восстановленного НДС рассчитывались следующим образом. Находилось соотношение суммы продукции необлагаемой НДС к сумме всей продукции, отгруженной в отчетном месяце, в ценах реализации. В частности, в мае эти суммы составили соответственно 675 тыс. руб. и 733 тыс. руб., что соответствует бухгалтерским записям в аналитической ведомости по счету 40 за май по кредиту 46 счета и данным журнала регистрации счетов (ведомость по счету 46). Найденный коэффициент умножался на сумму возмещаемого НДС по материалам и услугам, которые включены в затраты на производство изделий из камня и отражены по дебету 20, 23, 25 счетов. Полученная сумма распределялась пропорционально по видам продукции из камня и в мае общая сумма восстановленного НДС составила 20100 рублей, а по видам продукции: горбыли - 1100 руб., изделия т 100-190мм - 11400 руб., изделия т 20-60мм - 1900 руб., изделия т 200мм - 2800 руб., изделия т 70-80мм - 2900 руб.

Таким образом, раздельный учет облагаемых и необлагаемых оборотов по налогу на добавленную стоимость Общество вело используя закрепленную в Учетной политике методику распределения налога на добавленную стоимость пропорционально объему реализованной продукции в конце отчетного месяца.

При таком положении Апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.12.2005 года по делу № А42-4563/2001-16-1247/2002 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований.

Признать недействительным решение Управления МНС Российской Федерации по Мурманской области от 04 мая 2001 года № 50 и требование Инспекции МНС Российской Федерации по городу Мурманску от 07 мая 2001 года № 02.1/34/16124 в части доначисления налога на добавленную стоимость по эпизоду реализации ритуальных услуг.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Выдать заявителю справку на возврат государственной пошлины из федерального бюджета в сумме 3000 руб. за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

В.А. Семиглазов

Судьи

И.В. Масенкова

 Т.И. Петренко

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2006 по делу n А56-24571/2005. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также