Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2006 по делу n А42-6563/2005. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 13 февраля 2006 года Дело №А42-6563/2005-8 Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2006 года Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2006 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Протас Н.И. судей Згурской М.Л., Масенковой И.В. при ведении протокола судебного заседания: Яркаевой Л.Р. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11954/2005) Мурманского территориального фонда медицинского страхования на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.11.2005 года по делу № А42-6563/2005 (судья Беляева Л.Е.), по заявлению Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования (МТФОМС) к Администрации МО села Териберка о взыскании 296 843 руб. при участии: от заявителя: представитель не явился. от ответчика: представитель не явился.
установил: Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее Фонд) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании с Администрации с. Териберка Мурманской области (далее Администрация) 177 852 руб. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и 27 072 руб. пеней за нарушение срока уплаты страховых взносов, а всего 204 924 руб. Решением суда от 07.07.05 заявленные требования удовлетворены в части. С Администрации взыскано 9 536 руб. 93 коп. пеней за несвоевременную уплату страховых взносов. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение. В отзыве на апелляционную жалобу Администрация просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие. Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке. Исследовав материалы дела, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, Фондом проведена проверка Администрации по вопросу своевременности и полноты перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.04 по 31.12.04 в территориальный фонд обязательного медицинского страхования. По результатам проверки принято решение от 21.03.05 № 3, в силу которого Администрации предложено уплатить в срок, указанный в требовании, недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 292 659 руб. и пени в сумме 4 184 руб. На основании указанного решения Фонд направил Администрации требование от 22.03.05 N 808/05-01 об уплате недоимки по страховым взносам и пеней. Поскольку требование в установленный срок не исполнено, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением. Суд первой инстанции частично удовлетворяя заявленные требования, установил, что Администрацией страховые взносы за 2004 год уплачивались несвоевременно, поэтому в части взыскания с ответчика пеней в размере 9 536 руб. 93 коп. заявление Фонда удовлетворено; в удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал, посчитав, что страховые взносы за указанный период уплачены Администрацией полностью. Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1) страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местная администрация. В силу статьи 17 названного Закона платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен. При недостатке средств местного бюджета страховые взносы датируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом Министров Российской Федерации. В определении Конституционного суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 131-О указано: "Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2). К числу конституционно защищаемых ценностей относится и право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством; при этом медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (статья 41, часть 1 Конституции Российской Федерации)". Из названных конституционных положений во взаимосвязи с положениями статьи 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, следует, что защита права на охрану здоровья и медицинскую помощь является обязанностью не только органов государственной власти на уровне Российской Федерации и ее субъектов, но и органов местного самоуправления. В порядке реализации этого конституционного требования Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, в том числе содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения (статьи 1 и 6). Таким образом, органы местного самоуправления не освобождаются от обязанности принимать участие в обеспечении охраны здоровья населения муниципального образования, в том числе путем уплаты соответствующих страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования за неработающее население. Из этого следует, что осуществление органами местного самоуправления платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения, предусмотренное оспариваемыми статьи 17 Закона N 1499-1, по смыслу статей 12 и 132 Конституции Российской Федерации как не относящееся к самостоятельным полномочиям местного самоуправления обеспечивается в порядке реализации отдельных государственных полномочий, т.е. с передачей органами государственной власти необходимых для их осуществления финансовых средств. В статье 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" установлено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее - Положение). В соответствии с пунктом 3 Положения платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. Согласно статье 22 Закона N 1499-1 базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации. На основе базовой программы органы государственного управления, в том числе и областей, утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования, в которых объем и условия оказания медицинской помощи не могут быть ниже установленных в базовой программе. Законом Мурманской области от 27.12.99 N 174-01-ЗМО "О порядке обязательного медицинского страхования неработающего населения Мурманской области" (далее - Закон N 174-01-ЗМО) установлено, что финансовые средства (платежи) на обязательное медицинское страхование неработающего населения Мурманской области определяются исходя из объемов бесплатной медицинской помощи и стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи. Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежегодно утверждается законом Мурманской области о бюджете фонда на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и предусматривается в разделе "Здравоохранение" функциональной классификации расходов местных бюджетов. Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежегодно формируется и утверждается Правительством Мурманской области до принятия законов об областном бюджете и бюджете фонда на очередной финансовый год. Численность неработающего населения Мурманской области устанавливается один раз в год по согласованию фонда со страхователями при подготовке проектов законов Мурманской области об областном бюджете и бюджете фонда на очередной финансовый год. Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что определение объема финансирования при принятии территориальной программы производится исходя из среднесписочной численности населения на очередной год, фактическая численность неработающего населения и, соответственно, сумма страховых взносов по территориальной программе ежеквартально определялась сторонами на основании договора Фонда и Администрации. В соответствии со статьей 4 Закона N 1499-1 медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 4 Закона N 174-01-ЗМО также предусмотрено заключение договора между местными администрациями и Фондом. Как следует из материалов дела, между Фондом (страховщик) и Администрацией (страхователь) был заключен договор об обязательном медицинском страховании неработающих граждан от 29.01.04 № 22-787, согласно которому Администрация приняла на себя обязательство организовать и финансировать предоставление гражданам, включенным в списки застрахованных, медицинской помощи в определенном объеме. Согласно пункту 2 части 1 названного договора объем медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с договором, определяется утвержденной территориальной программой обязательного медицинского страхования Мурманской области. Указанная программа и согласованный перечень медицинских учреждений, оказывающих предусмотренные программой услуги, являются неотъемлемой частью договора. В силу пункта 3 договора страхователь принял на себя обязательства по осуществлению платежей в соответствии с Положением и Инструкцией о порядке взимания и учета страховых платежей на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018 (далее - Инструкция). Согласно пунктам 3,5,7 Положения и пунктам 13, 20 Инструкции платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляются ежемесячно, не позднее 25-го числа, в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах. По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов (платежей) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней. Отсюда следует, что размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, подлежащих уплате, предусматривается в соответствующих бюджетах исходя из численности застрахованных лиц и размера страхового взноса за каждого застрахованного. Материалами дела подтверждается и судом первой инстанции установлено, что в 2004 году в соответствии с утвержденным ежегодным бюджетом Администрации общая сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения перечислена в полном объеме, но с нарушением установленных сроков, в связи с чем начисление пени в сумме 9 536 руб. 93 коп. является правомерным. Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении остальной части заявленных Фондом требований. Начисление Фондом страховых взносов исходя из стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования не основано ни на Законе N 1499-1, ни на Положении, ни Инструкции, ни на договоре об обязательном медицинском страховании неработающих граждан и не доказано по размеру. Судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.11.05 принято без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. При таких обстоятельствах апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда. На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.11.05 по делу №А42-6563/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Председательствующий Н.И. Протас
Судьи М.Л. Згурская
И.В. Масенкова
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2006 по делу n А56-34098/2005. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|