Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2006 по делу n А56-19755/2005. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

10 февраля 2006 года

Дело №А56-19755/2005

Резолютивная часть постановления объявлена  06 февраля 2006 года

Постановление изготовлено в полном объеме  10 февраля 2006 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Масенковой И.В.

судей  Згурской М.Л., Семиглазова В.А.

при ведении протокола судебного заседания:  Тихомировой Н.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10838/2005) Межрайонной ИФНС России № 5 по Санкт-Петербургу на решение  Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2005 года  по делу № А56-19755/2005 (судья Зотеева Л.В.),

по заявлению  ГУПРЭП "Прогресс"

к  Межрайонной инспекции ФНС №5 по Санкт-Петербургу

о признании недействительным решения

при участии: 

от заявителя: пр. Слепченок В.О., дов. от 11.04.2005 г.

от ответчика: гл. спец. ю/о Царегородская Е.В., дов. от 10.01.2006 г. № 03-09/01

установил:

ГУПРЭП «Прогресс» (далее – заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 5 по Санкт-Петербургу (далее – МИФНС № 5, ответчик, Инспекция, налоговый орган) от 20.04.2005 г. № 11/4816.

Решением суда первой инстанции от 30.09.2005 г. заявленное требование удовлетворено и обжалуемое Решение налогового органа признано недействительным.

В апелляционной жалобе МИФНС № 5 просит отменит решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

ГУПРЭП «Прогресс» в отзыве на апелляционную жалобу указало, что считает ее необоснованной ни по праву, ни по размеру.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и  письменных объяснениях, приобщенных к материалам дела. Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобе по мотивам, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, МИФНС № 5 проведена камеральная налоговая проверка представленной ГКПРЭП «Прогресс» налоговой декларации по НДС за ноябрь 2004 г., по результатам которой составлен акт № 11-12/50 от 02.03.2005 г. и принято Решение № 11/4816 от 20.04.2005 г. о привлечении Предприятия к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанным Решением Предприятию предложено:

-  внести необходимые исправления в бухгалтерский учет (пункт 3.1);

- взыскать НДС в сумме 237214 руб. за ноябрь 2004 г. и 236907 руб. за декабрь 2004 г. и пени в размере 4197,27 руб. (пункт 3.2);

Кроме того, на Предприятие наложен штраф на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС в результате занижения налоговой базы в размере 20 % от неуплаченной суммы – 94826 руб.

Основанием для выводов налогового органа о занижении налоговой базы по НДС послужило неправомерное, по мнению налогового органа, применение Предприятием положений подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ в отношении оказываемых им услуг, связанных с предоставлением в пользование жилых помещений и получением от населения платы,  включающей в себя расчеты за содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов, общих коммуникаций, санитарное содержание придомовых территорий, очистку мусоропровода, уборку лестничных клеток, сбор и вывоз бытового мусора, комплексное техническое обслуживание лифтов, содержание и ремонт кодовых замков.

Не согласившись с принятым по результатам камеральной проверки Решением, заявитель в порядке статей 137 и 138 НК РФ обжаловал его в суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление ГУПРЭП «Прогресс», исходил из того, что:

- с 01.01.2004 г. подпунктом 10 пункта 1 статьи 149 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения по НДС только в отношении реализации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности;

- материалами дела подтверждено и Инспекцией не оспаривается оказание Предприятием услуг по предоставлению в пользование жилых помещений на основании заключенных договоров найма;

- в плату за предоставление в пользование жилых помещений в целях налогообложения включаются расходы, отраженные в Методике планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной постановлением Госстроя России от 23.02.1999 г. № 9;

- в Санкт-Петербурге тарифы на 2004 год установлены Законом Санкт-Петербурге от 17.06.2004 г. № 308-48 и не включают в себя НДС;

- взимание платежей с населения осуществляется на основании платежного документа «Счет за жилье и коммунальные услуги», форма которого утверждена Распоряжением Комитета по содержанию жилищного фонда Администрации Санкт-Петербурга от 30.08.2002 г. № 6-р;

- анализ правовых норм, регулирующих установление и взимание платы за предоставление в пользование жилых помещений, позволяет сделать вывод о том, что в состав платы включаются затраты по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, содержанию придомовой территории, очистке мусоропровода, уборке лестничных клеток, сбору и вывозу твердых бытовых отходов, содержанию и ремонту лифтов, входного оборудования и противопожарной защиты;

- доначисление налоговым органом НДС произведено сверх регулируемого тарифа и без учета сумм налога, подлежащих вычету в порядке статей 171, 172 НК РФ.

Основной вывод суда первой инстанции, содержащийся в решении: освобождаются от НДС услуги, за которые взимается плата по договорам найма жилого помещения, при этом в состав данных услуг включается не только плата за наем, но и за содержание и ремонт жилья (статья 15 Закона РФ от 24.12.1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики».

По мнению МИФНС № 5:

- услуги по предоставлению жилого помещения в пользование не являются услугами по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства;

- сопоставление Закона РСФСР от 06.12.1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», Закона от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ» показывает, что от обложения НДС первоначально освобождалась плата (квартирная), т.е. денежные средства, платежи, а с 01.01.2004 г. – услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности;

- из содержания статей 671, 676 Жилищного кодекса РФ, Закона РФ от 24.12.1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», Постановления Пленума ВС СССР от 03.12.1987 г. № 2 «О практике применения судами жилищного законодательства», Постановления Пленума ВС РСФСР  от 26.12.1984 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФРС» следует, что предоставление жилого помещения в пользование означает вселение, заселение нанимателя в это помещение или получение им жилого помещения, т.е передача жилого помещения в пользование не предполагает внесение в него каких-либо изменений, в то время, как оказание услуг по содержанию и ремонту жилого помещения допускает совершение с ним каких-либо действий, приводящих к качественному изменению состояния этого помещения;

- следует учитывать, что предоставление жилого помещения в пользование отделено от действий по эксплуатации жилого фонда ОКВЭД (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 г. № 454-ст) и ОКУН (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 г. № 163);

- во всех нормативно-правовых актах, регулирующих правоотношения по предоставлению в пользование жилых помещений, плата за найм отделена от платы за  содержание и ремонт жилищного фонда;

- судом первой инстанции не учтено, что Уставом Предприятия предусмотрено разделение услуг по предоставлению жилого помещения в пользование и работ по содержанию и ремонту жилья.

В целом позиция налогового органа заключается в том, что законодатель, вводя подпункт 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, преследовал цель освободить от налогообложения НДС плату за предоставление в пользование жилых помещений, поступающую в доход их собственников – государственных и муниципальных органов власти, функции по администрированию которой выполняют организации жилищно-коммунального хозяйства.

Кроме того, податель жалобы указывает, что судом первой инстанции при вынесении решения:

- применен закон, не подлежащий применению – подпункт г) пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 06.12.1991 г. № 1992-1, Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 36-ФЗ, поскольку понятие «квартирной платы» в законодательстве о налогах и сборах не используется с 01.01.2001 г., т.е. с момента введения в действие Закона РФ от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

- не применен закон, подлежащий применению – пункт 6 статьи 168 НК РФ, поскольку при реализации услуг населению по розничным тарифам соответствующая сумма налога включается в указанные тарифы, при этом в расчетных документах (в данном случае – счетах за жилье и коммунальные услуги) сумма налога не выделяется.

Проверкой установлено и Инспекцией не оспаривается, что ГУПРЭП «Прогресс» является балансодержателем жилищного фонда, переданного ему на праве хозяйственного ведения от единственного собственника – города Санкт-Петербурга, целью создания и уставной деятельностью Предприятия является надлежащее содержание, эксплуатация, ремонт и обслуживание полученного жилищного фонда, предоставление в пользование жилых помещений, получение квартирной  платы от нанимателей. Квартирная плата рассчитывается заявителем на основании Методики расчета квартирной платы, утвержденной Санкт-Петербургским городским советом народных депутатов № 168 от 18.06.1992 г. и в соответствии со ставками для населения, утвержденными Законом Санкт-Петербурга № 312-49 от 09.06.2004 г.

В уточненных налоговых декларациях по НДС за ноябрь и декабрь 2004 г. в разделе 5 «Операции, не подлежащие налогообложению» Предприятием была отражена стоимость реализованных услуг, исчисленная с учетом полученных от нанимателей и собственников жилых помещений сумм в качестве квартирной платы.   При этом в обоснование заявленной льготы в налоговый орган были представлены: книга продаж, расчет платы за услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде, краткая характеристика деятельности в 2004 г., договор № 927 от 02.12.2004 г. на техническое обслуживание квартир, распоряжение Мэрии СПб № 641-р от 10.08.1994 г., свидетельство о государственной регистрации № 7036, распоряжение от 19.02.2003 г. № 4-р, договор социального найма жилого помещения.

Из представленных Предприятием расчетов следовало, что в плату за предоставленные населению услуги входит: содержание и текущий ремонт общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, санитарное содержание придомовой территории, очистка мусоропровода, уборка лестничных клеток, сбор и вывоз бытового мусора, комплексное техническое обслуживание лифтов, содержание и ремонт кодового замка.

Согласно статье 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Таким образом, к спорным правоотношениям подлежат также применению нормы гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации.

В силу положений статей 50, 55 Жилищного кодекса РСФСР (далее – ЖК РФ), действовавшего в 2004 г., пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) – обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

Статьей 1 Закона РФ от 24.12.1992 г.  № 4218-1 «Об основах федеральной  жилищной политики» (далее – Закон № 4218-1) предусмотрено, что под договором найма понимается соглашение, по которому наймодатель предоставляет в пользование нанимателю и членам его семьи пригодное для постоянного проживания жилое помещение, как правило, в виде отдельной квартиры, а наниматель обязуется использовать это помещение по назначению, своевременно вносить плату за пользование им и коммунальные платежи.

Обязанность наймодателя своевременно производить ремонт жилых помещений домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории предусмотрена статьей 141 ЖК РФ).

За пользование жилыми помещениями вносится (перечисляется) квартирная плата. В Правилах пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР № 415 от 25.09.1985 г., содержится понятие «квартирная плата». В Законе № 4218-1  используется понятие «оплата жилья».

Согласно статье 15 Закона № 4218-1  оплата жилья по договору найма устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 г. № 887 «Об усовершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» в структуру платежей граждан, проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду независимо от формы собственности, включена плата за содержание и текущий ремонт жилищного фонда.

Кроме того, согласно статье 15.2  Закона № 4218-1 наниматели жилых помещений по договору социального найма жилого помещения, наниматели жилых помещений по договору найма жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, собственники жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2006 по делу n А56-22646/2005. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также