Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2006 по делу n А42-10379/2004. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 06 февраля 2006 года Дело №А42-10379/2004 Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2006 года Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2006 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Масенковой И.В. судей Згурской М.Л., Семиглазова В.А. при ведении протокола судебного заседания: Тихомирова Н.М. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7132/2005) Управления ФНС России по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.06.2005 года по делу № А42-10379/04-26 (судья А.А.Романова) по иску (заявлению) Открытого акционерного общества «Мончегорское промышленно-строительное производство» к Управлению Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Мурманской области, Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Мончегорску о признании недействительным решения и требований при участии: от заявителя: не явился, извещен от ответчиков: УФНС - гл. спец. Климовой О.А. – дов. № 01-14-47/7 от 23.01.2005 г. ИФНС – не явился, извещен Установил: Открытое акционерное общество «Мончегорское промышленно-строительное производство» (далее – ОАО «МПСП», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения Управления МНС РФ по Мурманской области (далее – ответчик, Управление, налоговый орган) № 58 от 07.07.2004 г. и требований № 1164/4482, № 1163/4482 от 15.07.2004 г. В порядке статьи 48 АПК РФ в связи с реорганизацией налоговых органов судом произведена замена ответчика на Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Мурманской области. В качестве второго ответчика к участию в деле привлечена Инспекция Федеральной службы Российской Федерации по городу Мончегорску (Инспекция), т.к. обжалуемые заявителем требования выставлены данным налоговым органом. Решением суда первой инстанции от 08.06.2005 г. заявление Общества удовлетворено: решение Инспекции № 58 от 07.07.2004 г. признано недействительным, как противоречащее нормам Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Одновременно признаны недействительными и выставленные на основании данного решения требования ИФНС РФ по г.Мончегорску Мурманской области от 15.07.2004 г. № 1163/4482 и № 1164/4482. В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, судом неправильно применены нормы материального права – не применен закон, подлежащий применению, неправильно истолкован закон, поскольку применение налоговым органом норм Федерального закона от 31.12.2001 г. № 198-ФЗ в проверяемом периоде (2002 год) является полностью правомерным и обоснованным, что подтверждается и сложившейся арбитражной практикой. Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу указал, что позиция налогового органа неправомерна, т.к. применяемый им Закон № 198-ФЗ опубликован 31.12.2001 г. и в силу пункта 1 статьи 5 НК РФ вступает в силу с первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, но не ранее одного месяца со дня его опубликования, т.е. не ранее 01.01.2003 г., т.к. в силу статьи 240 НК РФ налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год. Общество полагает, что обжалуемое решение Управления вынесено с применением норм закона, не действующего в проверяемый период времени. Кроме того, Общество указало, что при исчислении пени налоговым органом не были учтены суммы, фактически списанные с его счета на основании инкассовых поручений №№ 1013-1016. В судебное заседание представители заявителя и второго ответчика, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. От ИФНС РФ по г.Мончегорску по Мурманской области поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия ее представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя и второго ответчика. В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы. Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя Управления, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта о частичном удовлетворении требований заявителя. Как следует из материалов дела, Управлением МНС России по Мурманской области по результатам выездной налоговой проверки ОАО «МПСП» 07.07.2004 г. вынесено Решение № 58 (л.д. 84-85 тома I), в соответствии с которым: - Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога в виде штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы единого социального налога за 2002 год – 120592,48 руб. (ФБ) и 579,20 руб. (ФФОМС); - предложено уплатить налоговые санкции, неуплаченный ЕСН в сумме 241087,75 руб. (в части ФБ) и 2895,99 руб. (в части ФФОМС) и пени в сумме 131926,88 руб. (в части ЕСН, зачисляемого в ФБ). На основании указанного Решения в адрес ОАО «МПСП» Инспекцией МНС по г. Мончегорску Мурманской области 15.07.2004 г. направлены Требования № 1163/4482 об уплате налога (л.д. 86 тома I) и № 1164/4482 об уплате налоговой санкции (л.д. 87 тома I). Не согласившись с выводами проверки, Общество в соответствии со статьями 137, 138 НК РФ обжаловало в суд указанные выше ненормативные акты налоговых органов. Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что: - оснований для применения налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ не имеется, поскольку на момент вынесения налоговым органом решения задолженность по ЕСН Обществом уплачена в полном объеме; - пени на недоимку, образовавшуюся в связи с неуплатой ЕСН за 2002 г., начислены налоговым органом неправомерно, поскольку Общество с учетом законодательства, действовавшего в указанный налоговый период, правомерно применяло налоговые вычеты в размере начисленных (а не уплаченных) страховых взносов, т.к. законодатель в 2002 г. не связывал возможность применения вычетов по ЕСН с фактической уплатой страховых взносов; - Закон № 198-ФЗ с учетом пункта 1 статьи 5 и ст. 240 НК РФ может применяться с 01.01.2003 г.; - имеются неясности в соотношении положений, изложенных в абзаце втором пункта 2 (сумма налога уменьшается на сумму начисленных страховых взносов) и абзаце четвертом пункта 3 (сумма фактически уплаченного страхового взноса) статьи 243 НК РФ и применении налогоплательщиками этих норм кодекса, в связи с чем следует применять нормы пунктов 6 и 7 статьи 3 НК РФ, согласно которым все неустранимые противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Фактически суд первой инстанции сделал вывод о том, что заявитель правомерно применял налоговые вычеты в размере начисленных страховых взносов, поскольку в 2002 г. законодатель не связывал возможность их применения с уплатой страховых взносов. Из Решения Управления № 58 от 07.07.2004 г. следует, что основанием для доначисления ЕСН за 2002 год послужило нарушение Обществом пункта 3 статьи 243 НК РФ. При принятии Решения налоговым органом учтено, что: - 24.06.2004 г. Обществом представлена уточненная налоговая декларация по страховым взносам на ОПС за 2002 г., согласно которой начислено страховых взносов 1637891,41 руб.; - уплата отраженных в уточненной налоговой декларации сумм взносов произведена Обществом в полном объеме. С учетом указанных обстоятельств доначисленная по результатам выездной налоговой проверки сумма ЕСН, подлежащая уплате в бюджет, уменьшена на сумму уплаченных страховых взносов. Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда относительно невозможности применения к налоговому периоду 2002 г. положений Федерального закона от 31.12.2001 г. № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее – Закон № 198 –ФЗ) являются ошибочными. Законом № 198-ФЗ статья 243 НК РФ изложена в новой редакции, в частности пункт 2 дополнен абзацем следующего содержания: «Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период». Таким образом, Законом № 198-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, согласно которым налогоплательщики уменьшают сумму ЕСН, подлежащую уплате в федеральный бюджет, на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что улучшает, а не ухудшает положение налогоплательщиков. Статьей 9 Закона № 198-ФЗ была установлена норма, в соответствии с которой в случае, если по итогам месяца сумма, на которую уменьшена сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по единому социальному налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, превысит сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за соответствующий месяц, такая разница признается с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по единому социальному налогу, занижением суммы единого социального налога. Данное положение в соответствии со статьей 10 Закона № 198-ФЗ вступало в силу с 1 января 2002 года и утрачивало силу с 1 января 2003 года. Исходя из положений пункта 1 статьи 5 НК РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 г. № 5 при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах и сборах следует исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 НК РФ такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта. Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 08.04.2003 г. № 159-О выражена правовая позиция, заключающаяся в том, что положения Закона № 198-ФЗ в отношении индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, «подлежат применению, по крайней мере, не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования данного Федерального закона, то есть не ранее чем с 1 февраля 2002 года». Следовательно, согласно положениям пункта 1 статьи 5 НК РФ Закон № 198-ФЗ вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по единому социальному налогу, но не ранее 01.02.2002 г. В случае неприменения положений Закона № 198-ФЗ в 2002 г., ЕСН, подлежащий уплате в федеральный бюджет, следовало бы исчислять в размере 28 % от налогооблагаемой базы по ЕСН и страховых взносов на ОПС в размере сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов от той же налогооблагаемой базы, т.к. в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 «Единый социальный налог» НК РФ. То есть в таком случае, налогоплательщики вообще не имели бы права применять налоговый вычет при исчислении ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет. Вместе с тем, при оценке правомерности применения к Обществу налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ, следует учитывать, что между приведенными выше правовыми нормами имеется противоречие: с одной стороны, законодатель позволяет налогоплательщикам уменьшать подлежащую уплате в федеральный бюджет сумму единого социального налога на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; с другой – признает занижение суммы налога в случае превышения примененного налогового вычета над суммой фактически уплаченных страховых взносов. В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое названным Кодексом установлена ответственность. Учитывая наличие коллизии между положениями пунктов 2 и 3 статьи 243 НК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае отсутствует событие налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 109 НК РФ при отсутствии события налогового правонарушения лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности. Таким образом, в части наложения штрафа обжалуемое заявителем Решение Управления № 58, а также Требование № 1164/4482 об уплате налоговой санкции подлежат признанию недействительными. Подлежат отклонению доводы Общества о том, что инкассовыми поручениями № 1013-1016 (л.д. 55-58 тома II) с его расчетного счета были списаны денежные средства на уплату взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 250473,91 руб. и пени в сумме 25184,04 руб. и что данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии недоимки в размере 361874,63 руб. и, соответственно, о неправильном исчислении пеней. Инкассовые поручения, на которые ссылается заявитель, выставлялись ИФНС РФ по г.Мончегорску Мурманской области в связи с неуплатой страховых взносов на ОПС по задолженности, образовавшейся за II квартал 2003 г., что подтверждается представленными в материалы дела актами сверки расчетов между Обществом и вторым ответчиком, Требованием № 539 от 28.07.2003 г. об уплате Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2006 по делу n А56-54633/2005. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|