Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по делу n А56-7156/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

13 октября 2015 года

Дело №А56-7156/2015

Резолютивная часть постановления объявлена     06 октября 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  13 октября 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Тимухиной И.А.

судей  Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Трушляковой Е.А.

при участии: 

от заявителя: Арнольд И.А. (доверенность от 01.07.2015), Стихин К.Л. (доверенность от 27.04.2015)

от заинтересованного лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-20621/2015)  ООО "Европолис Балтик рус"

на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.07.2015 по делу № А56-7156/2015 (судья Егорова Д.А.), принятое

по заявлению  ООО "Европолис Балтик рус"

к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга

о признании незаконным бездействия,

 

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Европолис Балтик рус» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Комитета по земельным ресурсам и землеустройству (далее - КЗРиЗ), выразившегося в неопределении вида фактического использования объекта недвижимости общей площадью 137 827,4 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 84, лит. А, с кадастровым номером 78:36:0005120:1032, а также в невключении указанного объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год (далее –Перечень), обязании КЗРиЗ определить вид фактического использования объекта как торговый центр  (комплекс) и включить в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как  их кадастровая стоимость, на 2015 год, - 3 314 012 971 руб. 68 коп.

Определением от 26.05.2015 произведена замена заинтересованного лица на Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) в порядке процессуального правопреемства.

            Решением от 17.07.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Общество, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права,    просит решение отменить, указывая, что спорное здание отвечает всем необходимым критериям для включения его в спорный  Перечень, положения  пункта 3.3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга №737,   к спорным правоотношениям не применимы,  поскольку  КЗРиЗ обследование спорного объекта не проводил,  решение по спорному объекту не принимал.  По мнению подателя жалобы, у КЗРиЗ  имелась обязанность по обследованию здания,  которое подлежит включению в перечень как выявленное в 2014 году, что соответствует абз. 1 пункта 10 статьи 378.2 НК РФ.

Комитет, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

            Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

            Как следует из материалов дела,    Обществу на праве собственности  принадлежит  нежилое здание с кадастровым номером 78:36:0005120:1032 площадью 137 827,4 кв.м, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 84, лит. А, что подтверждается  свидетельством о государственной регистрации права от 26.09.2014 серии 78-АЗ №507321.

     Как указывает заявитель,  здание образовано в результате реконструкции здания площадью 5858,6 кв.м, с кад.№78:36:0005120:1009, право собственности на которое прекращено 26.09.2014.

16.09.2014 произведен государственный учет реконструированного здания, указана его кадастровая стоимость в размере 3 314 012 971 руб. 68 коп., что подтверждается кадастровым паспортом от 16.09.2014.

Приказом КЗРиЗ от 17.11.2014 № 390 утверждены результаты определения кадастровой стоимости помещений площадью  более 3000 кв.м и зданий на территории Санкт-Петербурга для целей расчета налога на имущество организаций в 2015 году.

Ссылаясь на  отсутствие в указанном приказе    сведений о реконструированном здании, Общество  обратилось  в КЗРиЗ с заявлением  от 04.12.2014 о включении принадлежащего ему объекта в Перечень.

Письмом от 30.12.2014 №45623 КЗРиЗ сообщил об отсутствии оснований для включения нежилого здания, принадлежащего Обществу, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 год,  указав, что перечень объектов, подлежащих обследованию с целью определения их фактического использования, был сформирован до государственного учета здания, в ходе проведения КЗРиЗ  данных работ  спорное здание находилось в стадии реконструкции, КЗРиЗ соблюден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 № 737, в соответствии  с п. 10 ст. 378.2  Налогового кодекса спорный объект подлежит включению в перечень на очередной  налоговый период.

Приказом КЗРиЗ от 30.12.2014 №463 определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 год, в который здание Общества не было включено.

Полагая, что КЗРиЗ допущено  незаконное бездействие, Общество обратилось в арбитражный  суд с настоящим заявлением.

            Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение подлежит отмене.

            В соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налоговая кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ.

Пунктом 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 указанного Кодекса. Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, к числу которых относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2014 № 645-110 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О налоге на имущество организаций» в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв.м и нежилых помещений площадью свыше 3000 кв.м, которые в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания, определена налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества.

При этом условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 НК РФ.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

На основании указанных норм   принят порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - Порядок), утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 № 737, согласно   которому Правительство Санкт-Петербурга постановило КЗРиЗ до 01.09.2014 провести обследование зданий  (строений, сооружений) и помещений площадью свыше 3000 кв.м  в целях  определения их фактического использования в 2014 году.

Суд первой инстанции,  установив, что  в период проведения данного обследования принадлежащее Обществу здание находилось в стадии реконструкции, в связи с чем, по мнению суда,  не подлежало обследованию КЗРиЗ и не могло быть включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год,  отказал в удовлетворении заявленных требований.

Между тем, в соответствии с  абз.1 п. 10 ст. 378 .2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

В отношении спорных правоотношений таким периодом является календарный год.

Положения Порядка, нормы НК РФ не содержат положений, запрещающих уполномоченному органу по заявлению налогоплательщика проводить проверку вида фактического использования объекта, введенного в эксплуатацию после 01.09.2014.

Признавая отказ КЗРиЗ во включении в Перечень спорного объекта законным, суд исходил из пропуска Обществом срока на обращение, предусмотренного п. 3.3  Порядка.

Вместе с тем, поскольку КЗРиЗ осмотр спорного здания не осуществлял положения пункта 3.3 Порядка,  согласно которому собственники (правообладатели) в течение пяти рабочих дней с даты размещения решений на официальном сайте КЗРиЗ в сети «Интернет» вправе обратиться с заявлениями о пересмотре результатов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, которые подлежат рассмотрению КЗРиЗ в течение 20 рабочих дней,  к спорным правоотношения не применимы.

Как указано выше, государственный учет реконструированного здания произведен 16.09.2014, с письмом о включении спорного здания в Перечень на 2015 Общество  обратилось  в КЗРиЗ 04.12.2014,  таким образом, спорный объект  должен был быть включен в  перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 год.

Кроме того, апелляционный суд полагает ошибочным вывод суда первой инстанции  о том, что у КЗРиЗ отсутствовала обязанность по проведению осмотра спорного здания в момент его реконструкции, поскольку реконструируемый объект являлся объектом налогообложения и соответствовал критериям  для проведения его  обследования, в том числе имел площадь более 3000 кв.м и использовался  в целях осуществления торговли, учитывая, что согласно пункту  3.1 Порядка КЗРиЗ готовит перечень объектов, подлежащих  обследованию, на основе данных государственного кадастра недвижимости.

Из положений ч.4 ст. 378.2  НК РФ следует, что основанием для  признания отдельно стоящего здания торговым центром (комплексом) является как его фактическое использование в целях размещения торговых объектов (не менее 20% общей площади здания), так  и предназначение объекта для использования в указанных целях.

При таких обстоятельствах решение подлежит отмене, заявленные Обществом требования  подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 17.07.2015 по делу №  А56-7156/2015  отменить.

Признать незаконным бездействие Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, выразившееся в неопределении вида фактического использования объекта недвижимости общей площадью 137 827,4 кв.м с кадастровым номером 78:36:0005120:1032, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 84, лит. А.

Признать незаконным бездействие Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, выразившееся  в невключении в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как их кадастровая стоимость, на 2015 год объекта недвижимости общей площадью 137 827,4 кв.м с кадастровым номером 78:36:0005120:1032, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 84, лит. А.

Определить вид фактического использования объекта недвижимости общей площадью 137 827,4 кв.м с кадастровым номером 78:36:0005120:1032, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 84, лит. А, кадастровой стоимостью 3 314 012 971 руб.,  как торговый центр (комплекс).

Включить в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как их кадастровая стоимость, на 2015 год объекта недвижимости общей площадью 137 827,4 кв.м с кадастровым номером 78:36:0005120:1032, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 84, лит. А, кадастровой стоимостью 3 314 012 971 руб.,  как торговый центр (комплекс).

Взыскать с Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (адрес:191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, ОГРН: 1027809244561) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Европолис Балтик рус» (адрес: 199155, Санкт-Петербург, ул. Железноводская, д. 13, лит. Б, ОГРН: 5067847164721) 6000 рублей расходов  по  госпошлине по заявлению и 1500 рублей  расходов по госпошлине  по апелляционной жалобе.

Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Европолис Балтик рус» справку на возврат  из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной госпошлины по апелляционной жалобе.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

И.А. Тимухина

Судьи

 

Я.В. Барканова

 

Е.В. Жиляева

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по делу n А56-10928/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также