Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2015 по делу n А21-7388/2014. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

12 октября 2015 года

Дело №А21-7388/2014

Резолютивная часть постановления объявлена     06 октября 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  12 октября 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Будылевой М.В.

судей  Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Левченко А.В.

при участии: 

от истца: не явился (извещен)

от ответчика: не явился (извещен)

от 3-го лица: не явился (извещен)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-19731/2015)  ГУ - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на определение Арбитражного суда  Калининградской области от 06.07.2015 по делу № А21-7388/2014 (судья Шанько О.А.), принятое

по иску ООО "Лидер"

к ОГКУ "Центр социальной поддержки населения"

3-е лицо: ГУ - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ

о взыскании

установил:

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 24.10.2014 по делу №А21-7388/2014, вступившим в законную силу, с областного государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» (далее – Центр, Учреждение) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Лидер» (далее – ООО «Лидер», Общество) взыскана задолженность в размере 244 614 руб. 70 коп. и государственная пошлина в размере 7 892 руб. 29 коп.

Учреждение обратилось в суд с заявлением о замене должника в порядке процессуального правопреемства, сославшись на передачу полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов в ведение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Определением суда от 06.07.2015 заявление удовлетворено, в порядке процессуального правопреемства произведена замена должника ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» на государственное учреждение – Калининградское региональное отделение Фонда   социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд, региональное отделение).

В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить. Податель жалобы полагает, что правовые основания для процессуальной замены отсутствуют.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в их отсутствие.

Законность и обоснованность определения суда проверены в апелляционном порядке.

Статьей 48 АПК РФ установлено, что в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.

Процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с материальным правопреемством, то есть влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.

В рассматриваемом случае, исполнение Центром полномочий в 2014 году осуществлялось на основании Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Калининградской области о передаче Правительству Калининградской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно и за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Калининградской области в форме субвенций, в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Размер субвенций определялся согласно Методике и ежегодно уточнялся с учетом предложений Правительства Калининградской области, предоставляемых в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Правительство Калининградской области письмом от 20.06.2014 № 2569-1/12 направило в адрес Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации отказ от реализации Соглашения, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 2421-р (далее - Соглашение), с 01.01.2015, а также просьбу о передаче исполнения полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, а также по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, и бесплатного проезда к месту лечения и обратно, региональному отделению.

Соглашением от 10.10.2014 № 174 об информационном взаимодействии между Министерством социальной политики, Центром и региональным отделением предусмотрена передача сведений и документов согласно Разделу 2, необходимых для осуществления передаваемых полномочий.

Передача остатка выделенных денежных средств (лимитов) на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и правопреемство как в отношении гражданско-правовых обязательств, так и в отношении судебных решений, вынесенных не в пользу Центра, Соглашением не предусмотрено.

Кроме того, исполнение обязательств по государственному контракту вытекает из гражданско-правовых отношений и регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Из материалов дела усматривается, что решением суда от 24.10.2014 по делу № А21-7388/2014 установлено отсутствие правовых оснований для удержания с ООО «Лидер» суммы в размере 244 614 руб. 70 коп. в качестве штрафных санкций по государственному контракту от 16.04.2014 № 2014.81139 (далее - государственный контракт). Задолженность по оплате государственного контракта образовалась ввиду неправильного применения норм закона Центром, то есть фактически установлена вина Центра в неисполнении обязательств перед ООО «Лидер».

Следовательно, гражданско-правовые отношения между ООО «Лидер» и Центром в рамках заключенного государственного контракта не имеют связи с переданными региональному отделению полномочиями по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации.

Учитывая изложенное, в данном случае не может быть безусловной замены стороны в исполнительном производстве, поскольку согласно п. 1 ст. 391 ГК РФ перевод долга с должника на другое лицо может быть произведен по соглашению между первоначальным должником и новым должником, а Центр не только имел возможность и средства для надлежащего исполнения обязательств перед ООО «Лидер» до передачи указанных полномочий, но и не указал на возможность перевода долга в Соглашении № 174.

Согласно статье 2 Соглашения согласована обязанность Центра по исполнению определенных полномочий территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Ссылка Центра на п.2 ч. 7 ст. 7 Федерального закона № 386-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» неправомерна, так как полномочия по обеспечению отдельных категорий граждан техническими средствами реабилитации с 2011 года по 2014 год осуществлялись Центром. Остатки выделенных Центру денежных средств на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в 2014 году, но не освоенных до конца 2014 года, возвращены в Федеральный бюджет.

Учитывая, что государственный контракт заключен в 1 полугодии 2014 года, Центр мог на удержанные средства в качестве штрафных санкций с ООО «Лидер» в размере 244614 руб. 70 коп. заключить новый государственный контракт, вследствие чего и возникла необходимость неправомерного удержания штрафных санкций в конце финансового года, чтобы не выйти за пределы лимитных обязательств.

Центром не представлено доказательств того, что часть неосвоенных выделенных лимитов на заключение вышеуказанного государственного контракта возвращены Центром в Федеральный бюджет, а также не представлено доказательств невозможности исполнения судебного решения.

Апелляционная коллегия, учитывая изложенное приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для процессуального правопреемства на стороне ответчика, в связи с чем обжалуемое определение суда подлежит отмене.

Руководствуясь статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Определение Арбитражного суда Калининградской области от 06.07.2015 по делу №А21-7388/2014 отменить.

В удовлетворении ходатайства о  процессуальном правопреемстве отказать.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Председательствующий

М.В. Будылева

 

Судьи

О.В. Горбачева

 

 Л.П. Загараева

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2015 по делу n А56-8606/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также